Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .
Только в 1970-1990 гг. в Африке произошло 78 государственных переворотов, которые стоили жизни 25 президентам.
По подсчетам, разнoго рода территориальные споры в Африке касаются примерно 1/5 всей территории этогo континента. К тому же 40% всей протяженности гoсударственных границ здесь вообще не демаркировано, 44% проведены механически по параллелям и меридианам, 30% - по дугообразным и кривым линиям и только 26% - по естественным рубежам, отчасти совпадающим с этническими.
Первый алмаз в Южной Африке нашел в 1869 г. мальчик-пастух. Через год здесь был основан город Кимберли, по названию котopoгo коренная алмазоносная порода стала называться кимберлитом. Содержание алмазов в кимберлитах очень низкое - не более чем 0,0000073%, что эквивалентно 0,2 г. или 1 карату, на каждые 3 т кимберлитов. Ныне одна из достопримечательностей Кимберли - огромный котлован глубиной 400 м, вырытый дoбытчиками алмазов, - «Большая яма».
Хотя река Конгo выносит в океан в пять раз меньше воды, чем Амазонка, гидроэнергетический потенциал ее более высокий. Это объясняется тем, что на 300-километровом отрезке ее нижнего течения падение реки coставляет 275 м при наличии 32 водопадов и стремнин. Здесь можно построить гидроэлектростанции мощностью 80-90 млн кВт, что равно примерно всей мощности гидроэлектростанций США.
Родина СПИДа - Тропическая Африка, которая до сих пор остается эпицентром eгo распространения. Ecли в развитых странах удается удержать инфицированность взрослого населения вирусом СПИДа на уровне мeнее 1 %, то в Ботсване этот показатель составляет 39%! Немногим ниже он в Зимбабве, Намибии, Замбии, Свазиленде, ряде других стран. Если положение не изменится, эти страны только в течение ближайшего десятилетия могут потерять от СПИДа -до 1/5 свoeгo взрослого населения. Только в 2001 г. от этой болезни в Африке умерли 2.2 млн человек (из 3 млн во всем мире).
В 17 странах Африки государственным (официальным) языком остается французский, в 11 странах - aнглийский, в 5 странах - португальский. К тому же еще в ряде стран они сочетаются с местными языками.
Среди объектов культурного наследия такие всемирно известные, как памятники Древнего Египта (Большие пирамиды, Луксор, Карнак и Долина царей на месте древних Фив, памятники Нубии), руины римских городов в Северной Африке, мусульманские нам я гники Каира, описанные мно.ими путешественниками город Томбукту в Maли, Великий Зимбабве в Зимбабве. Среди объектов природного наследия национальные парки и резерваты Серенгети, Нгоро-Нгоро, Килиманджаро, Маунт-Кения, Рувензори, Драконовы горы в ЮАР. А знаменитый алжирский Тассилин-Аджер с наскальными рисунками древних жителей Сахары отнесен к объектам культурно-природного наследия.
В столице Бурунди Бужумбуре сконценрировано 100% городского населения этой страны; в столице Гвинеи Конакри - 81%, в столице Конго Браззавиле - 67%, в столице Анголы Луанде - 61%, в столице Чада Нджамене - 55%, в столице Буркина-Фасо Уагадугу - 52%.
Изображение многоих традиционных для Африки культурных растений можно найти на гербах государств. Так, изображение кофейнопо дерева украшает гербы Keнии, Уганды, Танзании; дерева какао - герб Ганы; масличной пальмы - гербы Кот-д"Ивуара, Либерии, Kонгo, Руанды; оливы или лaвра - гербы Алжира, Ливии, Египта, Эфиопии; хлопка - гербы Aнголы, Танзании, Зимбабве; сахарного тростника - гербы Маврикия, Мозамбика; пшеницы - гербы Ажира, Зимбабве. ЮАР; риса - герб Мадагаскара; сорго - гербы Ботсваны и Буркина-Фасо.
[ 10] В арабском языке направление письма справа налево. Алфавит имеет 28 букв, отражающих согласные и долгие гласные звуки. Буквы могут иметь от двух до четырех начертаний, в зависимости от их позиции в слове. Из арабского в европейские языки проникли очень многие слова, например: алгебра, зенит, магазин, адмирал, тариф, халва, кофе. В Средние века Европа заимствовала у арабов систему цифр.
После ввода в строй в 1971 г. высотной Acyaнской плотины образовалось водохранилище «Насер», протянувшееся на 500 км и занимающее площадь более 5 тыс. км 2 . По объему (157 км 3) ему принадлежит четвертое место в мире. Оно дало возможность дополнительно обеспечить круглогодичное орошение почти 800 тыс. гa земли, где получают два-три урожая в год.
Самобытность австронезийских языков проявляется и в географических названиях. Писатель-африканист С. Кулик приводит такие названия населенных пунктов Мадагаскара: Амбинанибеанатсиндраву, Tpaтpaмapaмaниндрангаронто, Марумиандрахимахавелона.
После принятия в 1983 г. решения о переносе столицы Koт-д"Ивуара из Абиджана в Ямусукро в новой столице был сооружен грандиозный католический собор Hотp- Дам-де-ла-Пэ (Богоматери Мира), который, как полагают, по своим размерам превосходит даже собор Св. Петра в Риме. И это несмотря на то, что католики составляют только 1/5 населения этой страны.
В мусульманских странах Тропической Африки еще довольно широко распространено многоженство (полигиния). Раньше оно нередко приобретало чудовищные формы: отдельные вожди крупных племенных образований имели по нескольку сот жен; наличие же нескольких дeсятков жен считалось обычным явлением. И в наши дни мусульманин согласно Корану может иметь до четырех жен.
Жизнь 9 из каждых 10 жителей зоны Сахеля зависит от тoгo, есть ли у них дрова для приготовления пищи и отопления жилища. И хотя женщины и дети проводят от 100 до 300 дней в году за сбором хвороста, они не могут обеспечить свои минимальные нужды даже за счет чрезмерной вырубки. В этих условиях кипячение воды становится непозволительной роскошью, и быстро разваривающиеся зерновые приходят на смену более питательным. но требующим большего времени на приготовление продуктам, например бобам.
В Кении национальные парки и заповедники занимают 15% территории страны. В них обитают слоны, носороги, зебры, буйволы, антилопы, жирафы, львы, леопарды, множество видов птиц. Тем не менее в результате браконьерства стадо слонов за последние 20 лет уменьшилось с 65 до 20 тыс. голов. В стране теперь ежегодно отмечается День слона; в этот день президент Кении лично поджигает костер из слоновых бивней, захваченных у браконьеров.
Добыча золота в ЮАР началась в 1886 г. до конца XIX в. она находилась на уровне вceгo 20-50 т в год, но в начале ХХ в. повысилась до 200-300 т, а в середине ХХ в. - до 600-800 т (рекордным был 1970 г. - 1 тыс. т). В начале ХХI в. добыча снизилась до 295 т, но ЮАР по этому показателю продолжает занимать первое место в мире.
Производство урановых концентратов в ЮАР достигло максимума (6 тыс. т) в 50-х гг., но к настоящему времени снизилось в несколько раз. Особенность ЮАР чрезвычайно малое содержание урана в руде, составляющее в среднем вceгo 0,017%, что значительно ниже, чем в других странах. Это объясняется тем, что уран здесь получают в качестве побочного продукта при переработке золотосодержащих руд.
Книжная полка
1. Африка. - М.: Мысль, 1979-1982. - (Серия «Страны и народы»).
2. Африка: Энциклопедический справочник. - М.: Сов. энциклопедия, 1986-1987. - Т. 1, 2.
3. М а к с а к о в с к и й В. П. Географическая картина мира. - М.: Дрофа, 2009. - Ч. 2. - Тема 3.
4. Экономическая и социальная география мира. За страницами учебника: Кн. для учащихся 10 кл. / Сост. А. П. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2000.
5. Васильев А. М. Египет и египтяне. - М.: Классика плюс, 2000.
Блок добывания знаний и умений
Задание 1.
Пользуясь таблиией 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой войны. Укажите даты получения независимости и сравните в этом отношении страны Северной и Тропической Африки.
Дополнительное задание (для удовольствия).
С помощью «визитной карточки» на форзаце учебника подберите соответствующие «пары» стран Африки и зарубежной Европы, примерно равные по размерам территории.
Задание 2.
Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по стпени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:
Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьем и топливом для развития тяжелой промышленности
Дополнительное задание (ycложненное).
По тем же источникам определите главные территориальные сочетания полезных ископаемых. Oxapaктеризуйте состав ископаемых в каждом из них; постарайтесь связать eгo с тектоническим строением территории. Нанесите сочетания полезных ископаемых на контурную карту.
Задание 3.
С помощью рисунков 7, 8 и 9, таблиц 6, 7 и 8 в «Приложениях» и карт атласа конкретизируйте и дoполните характеристику земельных, водных и агроклиматических ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника.
Задание 4.
Используя таблицу 3, дайте количественную xapaктеристику «городского взрыва» в Африке. Какие выводы можно сделать на основании этих расчетов?
Презентация на тему "Общая характеристика Африки" по географии в формате powerpoint. Интересная презентация для школьников, в которой рассказывается о природных условиях, населении и хозяйстве Африки. Презентация содержит большое количество рисунков, схем, таблиц и заданий для учащихся.
Фрагменты из презентации
- Африка занимает 1/5 часть суши (30,3 млн.км2), на которой расположено 53 государств (с островными).
- Еще пол века назад вся политическая карта Африки пестрела красками колониальных держав: Англии, Франции, Бельгии, Португалии, Испании, Италии. Колониальное прошлое материка во многом определило его отсталость. По основным экономическим и социальным показателям развития Африка заметно отстает от других регионов мира, а в некоторых странах это отставание даже возрастает.
Состав территории Африки
- По государственному строю только три государства сохраняют монархическую форму правления, остальные республики.
- По административному устройству – четыре федеративных республик, остальные унитарные.
- Главным критерием для оценки экономико-географического положения стран Африки является наличие или отсутствие выхода к морю. 15 государств не имеют выхода к морю, ни на одном континенте нет такого количества внутриконтинентальных стран, большинство этих стран относятся к числу самых отсталых.
- Молодые африканские государства ещё не в полной мере сформировались политически, поэтому здесь обычны жестокая межклановая и межэтническая борьба, политические конфликты. Доставшиеся этим странам в наследство от колониального прошлого границы, стали очагом возникновения территориальных споров и пограничных конфликтов. Острые конфликты такого рода существуют между Марокко и Западной Сахарой, Эфиопией и Сомали и др.
- С целью укрепления единства и сотрудничества государств африканского континента, сохранения их целостности и независимости в 1963 году была создана Организация африканского единства. В неё входит 53 государства. Штаб-квартира находится в Аддис–Абебе столице Эфиопии.
Природные ресурсы Африки
Африка обладает исключительно разнообразными природными ресурсами. Минеральное сырье отличается высоким качеством и добывается часто открытым способом.
Добыча минерального сырья в основном ведется в пределах семи горнодобывающих районов:
- Алжиро-Ливийский;
- Атласский;
- Египетский;
- Западно-Гвинейский;
- Восточно-Гвинейский;
- Медный пояс;
- Южно-Африканский.
Расовый и этнический состав населения Африки
- На континенте выделяют более 400 этносов. В Северной Африке сложились крупные нации, но большинство населения находится на уровне народностей. Сохраняются пережитки родоплеменного строя (рисунки внизу).
- Народы Северной и Северо-Восточной Африки говорят на языках химито-семитской семьи (ара-бы, берберы). Районы Экваториальной, Восточной и Южной Африки заселены народами банту (язык – суахили). Большинство стран южнее Сахары сохраняют языки бывших метрополий – английский, французский, португальский. В ЮАР кроме английского государственным является язык африкаанас (сильно измененный голландский). На континенте нет однонациональных государств.
Плотность населения
Средняя плотность населения в Африке 27 чел/км2 , что в несколько раз меньше, чем в Европе и Азии. Для размещения на-селения по континенту характерны очень резкие контрасты. Вообще не заселённые территории находятся в пустыне Сахара. Редко можно встретить население в зоне влажных тропических лесов. Но есть и до-вольно значительные сгустки населения, особенно на побережьях.
Африка - регион "городского взрыва"
- В течение многих столетий Африка оставалась преимущественно «сельским материком». И сейчас по уровню урбанизации она еще очень сильно отстаёт от других регионов, однако темпы урбанизации здесь самые высокие, население городов удваивается каждые 10 лет.
- Проявление «городского взрыва» в Африке имеет ряд отрицательных последствий. Ведь растут главным образом столичные города, причем растут благодаря постоянному притоку сельских жителей, которые не имея средств к существованию, ютятся в трущобных районах.
- Самым большим городом Африки является город Лагос в Нигерии. Еще в 1950 году его население составляло около 300 тыс. человек, а сейчас достигло 13 млн.
- Однако условия жизни в этом перенаселенном городе настолько неблагоприятны, что в 1992 году столица страны была переведена отсюда в другой город – Абуджу.
Общая характеристика хозяйства стран Африки
- После завоевания независимости страны Африки начали предпринимать усилия по преодолению вековой отсталости. Была осуществлена национализация природных ресурсов, проводится аграрная реформа, готовятся национальные кадры. Началась перестройка отраслевой структуры, которая носила колониальный характер, то есть преобладающее значение имела горнодобывающая промышленность и основной доход страны получали от экс-порта минерального сырья.
- В настоящее время сохраняется колониальный тип отраслевой структуры экономики – преобладает сельско-хозяйственное производство и горнодобывающая промышленность, в то время как отрасли обрабатывающей промышленности находятся на стадии зарождения. Характерна так же однобокость развития экономики – узкая (монотоварная) специализация хозяйства страны на производстве одного товара, предназначенного для экспорта.
Сельское хозяйство Африки.
Основная сфера материального производства африканских стран – сельское хозяйство. В некоторых из них (Чад, Мали, Руанда, ЦАР) в нём занято более 80% населения. Главное значение в большинстве стран Африки имеет земледелие. В структуре земледелия различают экспортные и потребительские культуры.
Промышленность Африки
- Основы национальной промышленности закладываются лишь в наши дни. Континент по-прежнему остается наименее индустриальной частью мира. Иностранный капитал был заинтересован лишь в минеральном сырье и поэтому энергично развивал здесь горно-добывающую промышленность.
- В структуре обрабатывающей промышленности ведущее место занимает легкая и пищевая промышленность. В последнее время наметилась тенденция к повышению роли металлургии, нефтепереработки. Промышленные районы размещены в местах добычи и производства сырья и на побережье.
Транспорт
- Важной задачей для развития экономики является формирование современной транспортной сети и удобной её конфигурации. Долгое время транспортная система Африканских стран выполняла роль перевозчика сырья от места добычи до порта. Поэтому наибольшее развитие получили железнодорожный и морской транс-порт. За годы независимости получили развитие и другие виды транспорта.
- Африка занимает последнее место среди всех частей света по основным технико-экономическим показателям работы транс-порта.
- Размещение транспорта Африки, густота транспортной сети отличаются большой неравномерностью. Наибольшего по африканским масштабам развития достиг транс-порт в ЮАР и в странах северной Африки (за исключением их засушливых районов), что отражает общий уровень экономического развития этих стран. С другой стороны, многие районы Сахары, Намиба, Калахари, экваториальных и тропических лесов практически лишены транспорта. Распространены перевозки на верблюдах, ослах, мулах, переноска грузов носильщиками.
Железнодорожный транспорт Африки.
- Общая длина железных дорог Африки – более 82 тыс. км. В структуре внутреннего грузооборота железнодорожный транспорт занимает лидирующее место, а в пассажирообороте его опередил автомобильный. Следует отметить техническую отсталость этого вида транспорта в Африке (разноколейность и паровозная тяга).
- Первое место по общему уровню развития ж/д транспорта занимает Южная Африка, на неё приходится до 40% всей железнодорожной сети, второе – Северная Африка (Средиземноморские страны). А наиболее отстающей оказывается Тропическая Африка, где велика транспортная роль рек. До сих пор нет железных дорог в Нигере, Чаде, ЦАР, Сомали, Руанде, Бурунди и др.
- Железные дороги имеют отчетливо выраженный характер «линий проникновения» - они связывают районы добычи полезных ископаемых или плантационного сельского хозяйства с портами вывоза их продукции.
Автомобильный транспорт Африки.
- Автомобильный транспорт основной в пере-возках пассажиров. В странах Африки, наряду со сравнительно небольшим числом автомобильных дорог с твердым покрытием, очень много грунтовых, которые часто непригодны для передвижения.
- Начиная с 1980 г. правительства многих африканских стран стали вкладывать капиталы на создание трансконтинентальных автомагистралей, которые могли бы объединить транс-портную сеть в единое целое.
- До недавнего времени существовала фактически только одна трансконтинентальная магистраль – Трансмагрибская (которая связывает все страны Се-верной Африки). В начале 90 гг. ХХ века вступили в эксплуатацию Транссахарская автомагистраль (связала Алжир, Мали, Нигер и Нигерию) и Транссахельская магистраль (связала Сенегал, Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Чад).
- Международными организациями были разработаны проекты транс-африканских магистралей (смотри карту). Реализация их строительства уже началась, однако в силу политических и финансово-экономических проблем сроки окончания строительства не определены.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Население Африки»
Имя урока «Черный континент»
г. Кострома, МБОУ СОШ № 24
11 класс
Цель урока:
выявить отличительные особенности населения Африки.Задачи урока
Образовательные:
Создать условия для реализации навыков работы с картографическим материалом и текстом учебника.
Актуализировать знания учащихся, приобретенные в 7-м классе, о населении Африки.
Воспитательные:
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, теме урока.
Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание внимательности при восприятии ответов.
Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию групповой работы.
Развивающие:
Обеспечить условия для совершенствования умений и навыков работы с картографическим материалом, текстом учебника, статистическими данными.
Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом выполнения заданий и способами фиксации приобретенных знаний.
Способствовать развитию волевых качеств учащихся при возникновении затруднений в ходе выполнения работы.
Тип урока -
Урок актуализации знаний через практическое применение умений работать с картографическим материалом и текстом учебника.
Формы работы учащихся:
Индивидуальная (заполнение рабочего листа урока)
Групповая
Выполнение заданий по определенному разделу плана урока
Совместное решение кроссворда или выполнение теста
Взаимопроверка результатов работы
Дидактический материал:
Учебные атласы (желательно у каждого учащегося)
Рабочие листы (для каждого учащегося)
Пакет заданий для 9 групп
Мельтимедийная презентация учителя
Техническое оборудование:
Компьютер учителя
ПК для каждой группы (идеал, мечта)
Мультимедийный проектор
Маркерная доска для демонстрации презентации учителя с возможностью делать на ней необходимые надписи цветным маркером или стилусом.
Планируемые результаты обучения:
Предметные
Метапредметные
Личностные
Работать с различными источниками географической информации (карты, текст, статистика)
Называть численность населения Африки, год Африки
Характеризовать формы государственного и административно-территориального устройства стран.
Характеризовать расовый, национальный, половой, возрастной, религиозный состав населения.
Объяснять особенности воспроизводства, размещения, урбанизации населения Африки
Развитие интеллектуальных, творческих, познавательных интересов учащихся.
Развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, умения сформулировать результаты своих интеллектуальных усилий, презентовать результаты своих исследований.
Овладение законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Развитие уважения к истории, национальным особенностям, традициям, образу жизни других народов, воспитание толерантности.
Осознание проблем, касающихся населения Африки, уровня образования и качества жизни.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Время
(в мин.)
Деятельность учителя
Деятельность
учащихсяПознавательная
Коммуника
- тивнаяРегулятивная
I
этап. Организационный моментЦель –
активизация учащихся.Объявляет тему урока, знакомит учеников с эпиграфом урока (1-й и 2-й слайды)
Знакомятся с отрывком из стихотворения Н. Гумилева
Распределяют недостающие учебные пособия между собой
Настраиваются на урок
I
I этапИзучение особенностей современного населения Африки
1.Актуализация знаний -ПЛАНИРОВАНИЕ
Создание проблемной ситуации:
Вспомним, какие особенности населения региона нужно проанализиро-вать, чтобы создать целостное представление о них? Сможем ли мы применить полученные знания?Предлагает сформулировать цель урока, придумать имя урока и заполнить кластер, отражающий предполагаемый ход урока (3 и 4 слайды)
На 4-м слайде маркером или стилусом осуществляет запись вопросов, которые в свою очередь, станут планом изучения темы и заданиями для групп. Рекомендую при записи ориентироваться на запланированные вопросы на 5-м слайде. Для этого можно заготовить для себя «шпаргалку».
Распределяет задания между группами
Формулируют основную цель урока.
Вспоминают основные характеристики населения, изучаемые в 10-м классе и в 11-м, при изучении других регионов. Называют их.
Слушают друг друга.
Обсуждают свои возможности для достижения цели.Принимают и сохраняют учебную цель
урока. Распределяются на группы.Предполагают, насколько каждый лично готов справиться с поставленной задачей.
Записывают имя урока.
2.
ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯПоиск решения учебной задачи (задания для группы)
Подводит учащихся к мысли, что для выполнения поставленной задачи
Необходимо выполнить все задания инструктивной карточки.
Необходимо продумать порядок выступления, текст выступления, текст для записи в рабочем листе.
Анализируют предложенные фрагменты картографического материала, текста учебника и т.д.
Обсуждают возможности группового достижения результатов урока, при необходимости – распределяют задания между собой.
Определяют выступающего (щих) от группы. Согласовывают текст записи в рабочем листе по своей теме задания
Учебные действия по реализации плана
Презентация результатов работы группы
Демонстрирует слайды презентации, относящиеся к теме выступления той или иной группы (переход осуществляется по гиперссылкам со слайда № 5)
Знакомятся с результатами работы своих одноклассников, делают записи в рабочих листах
Совместно докладывают результаты групповой работы
Осуществляют самоконтроль
, корректируют свои умения и навыки кратко, но точно формулировать главное содержание выступления своих одноклассников.20
(по 1-3 минуты на группу). Некото-рым группам нужно меньше времениПрименение нового знания.
Подведение итогов работы.
Закрепление изученного материала.
Задает учащимся вопросы: «Достигли ли мы поставленной цели урока? Какой вывод из всего изложенного можно сделать?»
Демонстрирует 26 слайд с выводом урока.
Демонстрирует 27-й слайд с обобщающими вопросами.
Обсуждают итоги работы на уроке, формулируют вывод или знакомятся с вариантом готового.
Отвечают на предложенных для закрепления вопросы по изученной теме
Обсуждают в группах варианты ответов на вопросы
Корректируют свои знания
III
. Итог урока. Рефлексия деятельностиКонтроль
В зависимости от количества оставшегося времени, предлагает либо решить кроссворд, либо ответить на вопросы теста (переход со слайда № 27)
Выполняют задание, контролируют и оценивают свой результат. Сдают результаты учителю на проверку.
Допустимо групповое решение кроссворда или теста
Рефлексия своих действий
IV
. Формулировка домашнего заданияАктивизация познавательной деятельности учащихся
Предлагает выбрать вариант творческого задания: Подготовить сообщения на темы:
Мифы, легенды и сказки народов Африки.
Культурное наследие стран Африки
И обязательное задание:
Практическая работа в контурной карте: обозначить границы размещения рас и крупные народы АфрикиЗаписывают домашнее задание
, 101.92kb.
БJIOK ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Задание 1. Пользуясь таблицей 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой вой ны. Укажите даты получения независимости и сравните в этом отношении страны Северной и Тропической Африки.
Дополни- С помощью «визитной карточки» на форзаце учебника подберите соответст-
тельное за- вующие «пары» стран Африки и зарубежной Европы, примерно равные по
дание (для удовольствия). по размерам территории.
Задание 2.
Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:
Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьем и топливом для развития тяжелой промышленности.
Дополни- По тем же источникам определите главные территориальные сочетания
тельное за- полезных ископаемых. Охарактеризуйте состав ископаемых в каждом из них; дание (ус- постарайтесь связать его с тектоническим строением территории. Нанесите ложненное). сочетания полезных ископаемых на контурную карту.
Задание 3. С помощью рисунков 7, 8 и 9, таблиц 6, 7 и 8 в «Приложениях» и карт атласа конкретизируйте и дополните характеристику земельных, водных и агроклиматических ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника.
Задание 4. Используя таблицу 3, дайте количественную характеристику «городского взрыва» в Африке. Какие выводы можно сделать на основании этих расчетов?
Дополни- Подготовьте конспект доклада на тему: «Население Африки». Используйте
тельное за- текст и рисунки тем 3 и 8 учебника, карты атласа, таблицы «Приложений», дание (усложненное). дополнительную литературу.
Задание 5. Проанализируйте рисунок 77. Используя экономическую карту Африки в атласе, укажите конкретно, какие рудные, нерудные полезные ископаемые, продовольственные товары и виды сельскохозяйственного сырья определяют монокультурную специализацию каждой из указанных на графике стран.
Задание 6. По физической и экономической картам Африки в атласе определите: 1) главные районы горно-добывающей промышленности Африки и их специализацию, 2) главные районы товарного земледелия и их специализацию, 3) трансафриканские транспортные магистрали. Используйте также рисунки темы 5 учебника.
Дополни- Используя карты атласа, составьте в тетради таблицу «Зональная специали-
тельное за- зация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в
дание (творческое!) Африке» по следующей форме:
Сделайте все возможные выводы из анализа данной таблицы.
Задание 7. Используя текст учебника и план Каира в атласе, подготовьте сообщение
(творчес- на тему «Каир - арабский город Северной Африки». Используйте также
кое!). дополнительные источники информации.
Дополни- Представьте, что вы предприняли путешествие по Нилу от Асуана до
тельное за- устья. Опишите свое путешествие в письме к товарищу. Постарайтесь сделать дание (для так, чтобы возник красочный образ этой территории.
удовольствия).
Задание 8. Как по-вашему, что нужно предпринять для предотвращения в будущем
(творческое!). повторения «сахельской трагедии»? Дайте обоснование своему «проекту».
Дополни- В своем романе «Пять недель на воздушном шаре» Жюль Верн рассказал о
тельное за- путешествии по Африке на воздушном шаре. «Повторите» маршрут этого дание (для путешествия. В каких странах находятся и что собой представляют удовольствия). описанные писателем районы Африки сегодня?
Итоговое 1. (Работа в тетради.) Сравните страны Северной, Тропической Африки и
задание 9. ЮАР по некоторым показателям, характеризующим их население и хозяйство. Определите черты сходства и различия. Оформите необходимые данные в виде таблицы.
2. Сравните главные отрасли добывающей промышленности Северной Африки и Юго-Западной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?
3. Сравните главные экспортные сельскохозяйственные культуры Тропической Африки и Южной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?
4. Для демонстрации в классе подготовьте небольшой альбом «География Африки на почтовых марках».
Ответьте на вопросы:
1. Почему сдвинутость населения к побережьям океанов и морей в Африке выражена меньше, чем в зарубежной Азии?
2. Почему для вывоза промышленной продукции из района Медного пояса не используется река Конго?
3. Почему Каир называют «алмазной пуговицей, застегивающей дельту»?
4. Почему Сенегал называют «арахисовой республикой»?
Правильны ли следующие утверждения: Ш
1. Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине XX в.
2. Африка - регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире.
3. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации.
4. Главное полезное ископаемое Нигерии - бокситы.
Выберите правильный ответ:
2. Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются... (уголь, железная руда, бокситы, нефть, природный газ, фосфориты).
3. К числу наименее развитых стран Африки относятся... (Алжир, Эфиопия, Чад, Нигер, Сомали, ЮАР).
4. Главными экспортными сельскохозяйственными культурами Тропической Африки являются... (пшеница, просо, хлопчатник, цитрусовые, арахис, кофе, какао, натуральный каучук, сизаль).
Можете ли вы:
1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Ливию, Алжир, Судан, Гану, Конго, Анголу, Зимбабве, Намибию, Мозамбик, Мадагаскар?
2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Каир, Киншасу, Аддис-Абебу, Найроби, Лагос, Дакар, Луанду, Йоханнесбург?
3. Объяснить значение следующих понятий и терминов: монокультура, натуральное хозяйство, апартеид?
4. Указать, какие из перечисленных ниже стран являются главными производителями и экспортерами какао: Кот-д"Ивуар, Гана, Нигерия, Танзания, Ангола?
Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:
1. Страна, расположенная на острове площадью 1 600 тыс. км 2 .
2. Страны, находящиеся «внутри» территории ЮАР.
3. Страна, лежащая по среднему течению реки Нигер и не имеющая выхода к морям.
4. Страна, столицей которой является город Найроби.
5. Страна, где 98% населения сосредоточено на территории, занимающей менее 4% ее общей площади.
1. Медный пояс протягивается из Замбии в юго-восточную часть … .
2. ... - крупнейший в Африке производитель и экспортер нефти, член ОПЕК.
3. ЮАР производит... всей продукции обрабатывающей промышленности Африки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 8
Что нужно вспомнить
1. Политическую карту и народы Африки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности Африки, природные зоны в ее пределах. (География, 7 класс.) 3. Древний Египет. (История, 5 класс.) 4. Основное содержание национально-освободительной борьбы народов Африки в конце XIX - начале XX в. (История, 8 класс.) 5. Материал части I данного учебника. 6. Понятия и термины: колония, бантустан, платформа, пустыня, саванна, экваториальный лес, кимберлитовая трубка, национальный парк.
Что нужно знать
Ведущие идеи темы 8.
Преобразование социально-экономической структуры Африки требует больших усилий со стороны как африканских народов, так и всего мирового сообщества.
Главные научные знания темы 8:
1. Характерные черты экономико-географического положения, географии природных условий и ресурсов, населения, промышленности, сельского хозяйства, природоохранных проблем Африки. 2. Представление о монокультуре. 3. Образ территории Северной Африки. 4. Образ территории Тропической Африки. 5. Краткая обзорная характеристика ЮАР. 6. Ключевые слова темы: 1) колониальный тип отраслевой структуры хозяйства, 2) монокультура, 3) арабский тип города.
Что нужно уметь
1. Пользуясь учебником и атласом, самостоятельно добывать необходимые знания для характеристики. 2. Осуществлять сравнительную характеристику отраслей, регионов и городов. 3. Готовить конспект доклада на заданную тему.
Тема 9. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно является выгодным? Почему вы так думаете? Примените типовой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 222.
Задание 2 Используя текст учебника и рисунки 83-86, дайте характеристику крупней-
(творчес- ших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трех
кое!). мегалополисов в площади и населении страны, сравните показатели плотности населения в мегалополисах со средним по стране, сделайте выводы. Выберите из текста и рисунков темы 3 те положения и цифровые данные, которые целесообразно использовать при характеристике урбанизации в США.
Дополнительное Составьте кроссворд «Штаты и города США».
задание (для удовольствия).
Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые расчеты, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции. Проанализируйте их.
Задание 4. Используя текст учебника и карту минеральных ресурсов США в атласе, докажите, что минеральные ресурсы США способствуют развитию многоотраслевой промышленности. Проиллюстрируйте следующую фразу учебника: «Главное богатство восточной части - топливные полезные ископаемые, западной - рудные». Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) на с. 222.
Дополни- Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, желез-
тельное за- ной руды в США, рассчитайте обеспеченность ими (в годах). Пользуясь дание (ус- данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитайте долю США в мировых ложненное). разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Какие выводы можно сделать из этого анализа?
Задание 5. Используя рисунок 87, назовите пять главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаляскинского нефтепровода, который был построен в 70-е гг. По рисунку 25 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясняется? Примените типовой план характеристики отрасли промышленности страны (региона).
Задание 6. Используя рисунок 88, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США» по следующей форме:
Задание 7. По рисунку 28 определите, из каких стран США ввозят железную руду. Чем это вызвано?
Используйте экономическую карту США и карту машиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой отрасли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.
Дополни- Используя те же карты, составьте в тетради конспективно-справочную
тельное за- таблицу «Структура машиностроения в крупнейших центрах этой отрасли дание (усложненное). в США».
Задание 8. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:
Сформулируйте и запишите выводы.
Задание 9. По рисунку 90 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рисунка 90 и карты административно-территориального деления США в атласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице), 2) главный «кукурузный» штат.
Задание 10. Используя планы центральных частей Нью-Йорка и Вашингтона в атласе и
(творчес- дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно
кое!). -исторических и архитектурных достопримечательностях одного из этих городов. В качестве «гида» проведите небольшую «экскурсию» по городу.
Задание 11 . На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое
(творчес- письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному
кое!) выбору).
Дополни- Представьте, что вы предприняли «путешествия» по США - вдоль
тельное за- параллели 40° с. ш. и вдоль меридиана 100° з. д. Опишите маршруты.
дание (для удовольствия). Используйте дополнительную литературу.
Задание 12 Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы
(творчес- «Приложений». Выберите из них все относящееся к Канаде. Используйте
кое!). карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните краткую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 329.
Задание 13 1. (Работа в тетради.) Пользуясь материалами темы 9, назовите основные
(итоговое). типологические черты населения и хозяйства США и Канады. Представьте их в виде следующей таблицы:
Поработайте с этой таблицей, сделайте обобщение.
2. (Работа по контурной карте.) Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наиболее крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железные дороги. Можете расширить этот перечень по собственному усмотрению.
3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении данной темы. Какие из них явились для вас новыми?
4. По тексту учебника и рисунку 81 дайте описание Центрального делового района американского города.
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ
Объясните почему:
1. Северо-Восток США получил наименование «мастерская нации».
2. Значительная часть тяжелой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озер.
3. Алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Теннесси и Колумбия.
4. Специализация сельского хозяйства США и Канады изменяется по мере продвижения с востока на запад.
5. Флорида, Калифорния и Гавайи привлекают наибольшее число туристов.
6. В США и Канаде в последние десятилетия повысился интерес к освоению районов Севера.
Какие проблемы возникают:
1. В связи с ускоренной индустриализацией Юга и Запада США?
2. В связи с тем что экономика США начинает все более зависеть от импорта нефти, железной руды и других видов сырья и топлива?
Согласны ли вы со следующими утверждениями:
1. Мегалополис «Босваш» - самая большая урбанизированная зона в США?
2. В последнее время Аляска стала важным районом добычи нефти в США?
3. В США и Канаде господствует фермерский тип сельского хозяйства?
4. Транспортная система США относится к тому же типу, что и транспортная система зарубежной Европы?
5. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озера с Нью-Йорком?
6. В Атланте находится крупнейший аэропорт мира?
7. Население Канады составляет 1/2 от населения США?
Можете ли вы:
1. Найти на карте города США, упоминаемые в основном тексте темы 9, и по памяти расположить их с востока на запад?
2. Привести примеры «молочного», «кукурузного», «пшеничного», «апельсинового», «ананасового», «яблочного», «хлопкового» штатов США?
3. Нанести на контурную карту Новую Англию, Дальний Запад, Калифорнию?
4. Сказать, какой из приведенных ниже показателей характеризует долю Запада в площади всей страны (в %): 20, 36, 49, 64?
5. Перечислить виды минерального сырья, по которым Канада является мировым производителем и экспортером?
Используйте текст учебника и карты для ответа на вопросы:
1. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в: 1) добыче нефти, 2) авиаракетно-космической промышленности, 3) выращивании цыплят-бройлеров?
2. По каким трансконтинентальным железным дорогам можно пересечь США и Канаду в широтном направлении?
3. Какие природные, социально-экономические и исторические причины способствовали развитию Северо-Востока США?
Представьте себе:
1. Что вы посетили один из больших городов США или Канады. Опишите его.
2. Что вы захотели познакомиться с промышленностью США. Какие города вам нужно посетить, чтобы побывать на: 1) авиационном заводе, 2) крупном предприятии по производству электронных изделий, 3) автомобильном заводе, 4) нефтехимическом комбинате, 5) комбинате черной металлургии?
3. Что у вас появилась возможность поработать на: 1) скотоводческом ранчо, 2) табачной плантации, 3) лесопильном заводе. В какие штаты США или провинции Канады вам следовало бы для этого направиться?
Заполните пропуски в следующих фразах:
1. Экономической столицей США считается..., но с ним все более конкурирует... .
2. Большая часть территории Среднего Запада выходит к... и..., двум главным водным артериям Северной Америки.
3. К числу важных сельскохозяйственных культур Юга США относится... .
4. В канадской провинции... большинство жителей говорит по-французски.
МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 9
Что нужно вспомнить
1. Политическую карту и народы Северной Америки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности Северной Америки. (География, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития Северной Америки в конце XIX-первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материалы части I данного учебника. 5. Понятия и термины: заповедник, фермер.
Что нужно знать
Ведущие идеи темы 9:
1. В результате распада мировой социалистической системы и Советского Союза роль США в мировой политике и экономике возросла. 2. Новые отношения между Россией, другими странами с переходной экономикой и США стали важным фактором международной стабильности, изменили к лучшему всю мировую политическую ситуацию.
Главные научные знания темы 9:
1. Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения США. 2. Общая характеристика хозяйства США. 3. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, природопользования США, главные промышленные и сельскохозяйственные районы. 4. Макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов. 5. Краткая экономико-географическая характеристика Канады. 6. Ключевые слова темы: 1) североамериканский тип города, 2) «вторая экономика», 3) валовой национальный продукт, 4) постадийная специализация, 5) североамериканский тип транспортной сети, 6) промышленный пояс, 7) сельскохозяйственный пояс, 8) очаговый тип освоения территории.
Что нужно уметь
1. Давать характеристику городских агломераций и мегалополисов. 2. Давать характеристику отрасли промышленности страны. 3. Давать краткую экономико-географическую характеристику страны. 4. Составлять письменное экономико-географическое описание.
Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы
1. План характеристики отрасли промышленности страны (региона):
1. Значение отрасли и размеры ее продукции. 2. Природные предпосылки для развития отрасли. 3. Структура отрасли. 4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии; отраслевые промышленные районы. 5. Зависимость отрасли от экспорта и импорта. 6. Общий вывод; перспективы развития отрасли.
2. План характеристики отдельной страны:
1. Основные черты ЭГП. 2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. 3. Основные черты воспроизводства, структуры и размещения населения. 4. Общая характеристика хозяйства. 5. Основные черты размещения промышленности. 6. Основные черты размещения сельского хозяйства. 7. Основные черты географии транспорта. 8. Главные экономические районы. 9. Роль и география внешних экономических связей. 10. Общий вывод; перспективы развития.