Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью - это такие предложения, в которых придаточная часть, относящаяся к слову (словосочетанию) в главной части и отвечающая на падежные вопросы, распространяет это слово. Главная часть, не законченная грамматически и лексически, непременно требует своего восполнения в виде придаточной изъяснительной.
Придаточные изъяснительные связаны со словами, имеющими значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния или выражающими оценку, чаще всего способными к управлению (обычно это глаголы, но ими могут быть и существительные с указанными значениями, краткие прилагательные со значениями эмоционального или волевого состояния, слова категории состояния).
Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи союзов что, чтобы, будто, как, словно, как будто, ли, а также союзных слов где, куда, откуда, как, сколько, насколько, почему, зачем, который, какой, кто, что, чей и др.: Наведывалась тетя Граня, мыла, прибиралась, варила, ворчала на него, что мало двигается (В. Астафьев); И не видела Даша, какое лицо было у сестры. (А. Н. Толстой); Понятно, кто представал перед современниками в наилучшем виде (Н. Черкасов); Ты прав... Не знаю, где рожден (М. Лермонтов); Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И. Крылов); Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (А. Пушкин); Аркадий Николаевич любил, чтобы у него елка выходила на славу, и всегда приглашал к ней оркестр Рябова (А. Куприн); Они шли, обессиленные, и не знали, дойдут ли (Э. Казакевич); Никто не знает, чья рука положила эти цветы (А. Куприн); Теперь, говорю, понятно, почему в прошлом году сошел поезд с рельсов (А. Чехов); Мне не хотелось бы рассказывать, сколько еще потом было у нас до осени неприятностей с нашей соседкой (В. Солоухин).
Функция изъяснительной придаточной части заключается либо в описательной замене отсутствующего в главной части члена предложения (подлежащего или дополнения): Потом он видел, как Николаев встал из-за карт (А. Куприн); Требовалось, чтобы в створе развернутых носков помещался ружейный приклад и чтобы наклон всех солдатских тел оказался одинаковым (А. Куприн), либо в конкретизации, наполнении содержанием определительных или указательных местоимений (тот, все, весь): Всю ночь поют в пшенице перепелки о том, что будет урожайный год (М. Исаковский); Молодость хороша тем, что она имеет будущее (Н. Гоголь); Тяжелее всего, что работаешь и ни в ком не встречаешь сочувствия (А. Чехов).
Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью могут иметь в главной части соотносительные слова. Функция этих слов неодинакова. Они могут использоваться в целях усиления, выделения, подчеркивания объекта речи, мысли, чувства и т. д. В таких случаях соотносительные слова не являются конструктивно обязательными: Важно было то, что его никто не заметил (М. Горький); Мысль о том, что в отцовском доме живут чужие, равнодушные люди, была невыносима (К. Паустовский); Шли [арестанты] вразброд, в беспорядке, и всех поражало то обстоятельство, что сбоку никто не толкает прикладами (В. Короленко). Такое соотносительное слово не является необходимым структурным элементом и может быть опушено.
Изъяснительной придаточной части требуют слова, преимущественно способные к управлению. Это глаголы (в том числе и причастия и деепричастия): Сошин сожалел, что не владеет кинокамерой (В. Астафьев); Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу (А. Пушкин); слова категории состояния: И ему почему-то становилось досадно, что разговор завершился так просто и так банально (В. Белов).
Кроме того, они могут прикрепляться к кратким прилагательным: Наивен, кто в любви искал покоя (С. Щипачев); Он уже был давно известен тем, что в другом городе и в другой труппе, играя в «Принцессе Грёзеgt;1 зеленого рыцаря, он упал и покатился в своих жестяных латах к рампе, громыхая, как огромный самовар (А. Куприн).
Итак, изъяснения требуют:
- глаголы, обозначающие восприятие (услышать, увидеть, почувствовать, ощутить и др.), волевое или эмоциональное состояние (решить, бояться, жалеть, радоваться и др.), сообщение (говорить, кричать, сообщать, объяснять, рассказывать и др.), мыслительную деятельность (думать, понимать, убеждаться, сознавать и др.), сообщение с эмоциональным оттенком (жаловаться, клясться, внушать, грозить, настаивать, угрожать и др.);
- управляющие имена прилагательные со значением эмоционального и волевого состояния (уверен, согласен, прав, счастлив, виноват и др.);
- слова категории состояния со значением оценки с точки зрения психологической, морально-этической, с точки зрения зрительного и слухового восприятия, а также со значением состояния с модальной окраской (жаль, больно, видно, слышно, нужно и др.).
Изъяснительная придаточная часть может быть и присуб- стантивной, однако имена существительные, нуждающиеся в изъяснении, очень ограничены своей семантикой. Это отвлеченные существительные со значением восприятия, волевых и эмоциональных состояний, мыслительной деятельности, речи и т. п. (слух, сообщение, известие, заявление, угроза, сознание, убеждение, уверенность, чувство, мысль и некоторые другие), связанные происхождением или семантикой с соответствующими глаголами и сохранившие способность к управлению: И все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд (А. Куприн); Плоская мысль, что писательство - легкое занятие, до сих пор колом стоит в мозгах многих людей (К. Паустовский); Через некоторое время, однако, в единственную гостиницу зелено-розового Рамздэля явился расстроенный, промокший Мак-Ку с известием, что его дом только что сгорел дотла (В. Набоков).
Такие изъяснительные придаточные части осложняются определительным оттенком значения, что связано с морфолого-синтаксической природой имени существительного.
Изъяснительные придаточные могут относиться к словосочетаниям, по значению соответствующим глаголам: дать слово, делать вид, иметь в виду, ставить в вину (заслугу), упускать из виду, прийти к заключению, а также к словам-предложениям: спасибо, слава богу и др.: «Слава богу, что могу ехать», - сказал князь Андрей (JI. Толстой); Он дал слово, что уедет первого июля, не раньше (А. Чехов).
Придаточные изъяснительные обычно помещаются после главной части или в середине, но всегда после слов, к которым они относятся.
Вынесение придаточной изъяснительной в начало предложения создает инверсию: Что волки жадны, - всякий знает (И. Крылов).
Придаточные изъяснительные, отвечающие на вопросы косвенных падежей, выступают в качестве описательной замены отсутствующего в главной части дополнения: Бреясь, он всматривался в свое лицо, в блеск выспавшихся глаз и празднично и весело думал (о чем?), не отпустить ли ему тонкие усики (Ю. Бондарев). Придаточные изъяснительные, отвечающие на вопрос именительного падежа, выступают в качестве описательной замены отсутствующего в главной части подлежащего: Было удивительно (что?), что об этом до сих пор никто ничего не слышал.
На этом основании некоторые грамматисты различают придаточные дополнительные и придаточные подлежащ- ные, указывая, что, наряду с общими чертами соответствующих разновидностей Изъяснительных придаточных частей (структурно-семантическая неполнота главной части и необходимость изъяснительного распространения того или иного слова в ней), между ними имеется и существенное различие - самая структура главной части. В одном случае главная часть или имеет в своем составе подлежащее и нуждается в распространении управляемым членом - дополнением (Я хочу, чтобы он уехал), или, будучи безличной, не допускает в своем составе подлежащего и тоже нуждается в распространении управляемым членом - дополнением (Мне хочется, чтобы он уехал), в другом же - главная часть не допускает при себе управляемого члена и нуждается в распространении именно подлежащим (Важно, чтобы он уехал).
Необходимо отличать сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной частью от простого предложения, осложненного вводным словом или предложением. Формальным отличительным признаком является наличие союза или союзного слова в сложноподчиненном предложении и отсутствие его в простом. Ср.: Им казалось, что они опять стали маленькими девочками, попали в дом к волшебнику, но он обернулся старым сердитым художником в бархатной куртке (К. Паустовский). - Листья всё падали и падали. и этому, казалось, не будет кониа (К. Паустовский). Ему казалось, что в одесском воздухе к запаху бури примешан слабый запах жаровен, спирта, миндаля (К. Паустовский). - Она была совсем рядом. Казалось, в нее можно было окинить руку (К. Паустовский).
Предложения в русском языке бывают сложными и простыми. В последних - только одна основа, то есть либо подлежащее и сказуемое, либо вообще один из этих членов (тогда предложение ещё и неполное). В сложных предложениях основ две или более. Стоит обратить внимание на то, что основа - это два члена, и несколько однородных не делают предложение сложным.
Виды сложных предложений
Сложные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. В случае сложносочиненного предложения (ССП) обе его части равноправны, могут быть разделены и не потеряют своего смысла. ССП состоит из двух или более простых предложений и соединяется союзом или союзным словом. ССП бывают соединительными, разделительными и противительными, в зависимости от того, каким союзом они соединены.
Сложноподчинённые предложения
Стандартное сложноподчинённое предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного зависимого (придаточное изъяснительное, определительное или обстоятельственное). Может быть, конечно, и несколько главных, и несколько зависимых предложений.
Придаточное изъяснительное
СПП с придаточным изъяснительным - это предложение, распространяющее своим содержанием слово, имеющее значение чувства, мысли, речи, состояния (чаще всего глагол). Придаточное изъяснительное предложение начинается с союзов будто, как будто, словно, что, чтобы и др.
Примеры придаточных изъяснительных:
1. "И Бродяжник умолк, чтобы не вызывать лишних слухов."
2. "А Сэм в детстве мечтал, что когда-нибудь, хотя бы в прекрасном сне, увидит прекраснейшую из эльфиек - Лучиэнь Тинувиэль."
Правила пунктуации, связанные с придаточными изъяснительным
Придаточные всегда отделяются от главного предложения запятой, то есть знак препинания ставится непосредственно перед разделяющим союзом или союзным словом. Например:
1. "Мэрриадок подумал, что пора пойти прогуляться". Придаточное изъяснительное здесь "что пора пойти прогуляться" зависит от глагола-сказуемого "подумал".
2. "Лавр Наркисс понял, что, чтобы не причинить вреда путешественникам, надо помалкивать о последних происшествиях". Этот случай сложнее: здесь одно из придаточных изъяснительных "спряталось" в другом. И они всё равно отделяются с помощью запятых перед союзами или союзными словами (в примере - перед "что" и "чтобы").
В ситуации, когда предложение длинное, многими способами распространённое и усложнённое, некоторые запятые можно заменить на точки с запятой для облегчения восприятия. Тире в качестве разделительного знака может ставиться лишь при сильном значении противопоставления для интонационного различения придаточного и главного.
Другие виды придаточных
Кроме изъяснительного, есть ещё обстоятельственные и определительные придаточные. Они тоже отделяются с помощью запятых от главных предложений и присоединяются союзами или союзными словами. Для более подробного изучения русской пунктуации и синтаксиса мы рекомендуем обращаться к учебнику под редакцией Бабайцевой.
Лангольф Нина Валентиновна
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных
Предложениях с придаточными изъяснительными.
Задачи:
- обучающие формирование умений:
- находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
- расставлять знаки препинания;
- составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
- развивающие развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;
- воспитательные воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся:
индивидуальная, коллективная, парнаяПлан урока.
1. Индивидуальные задания (карточки):
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Мотивация.
- Повторение изученного материала. Проверка дом/ задания (карточка)
1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.(СПП с прид. обс условия)
2. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается. (СПП с прид. опред)
3. Чтобы получить хорошую профессию, нужно прилежно учиться.(СПП с прид обст цели)
4. Как птица создана для полета, так человек для работы.
Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал.
2. Задания для лингвистической разминки (Подготовка к ОГЭ) (в паре) № 3, №7
1.Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является
сравнительный оборот ? (1) А у меня даже слёзы капали из глаз – так здорово поддал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, как бесцветные кляксы.
2) Я взял у папы с письменного стола его синий разрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту.
3) Я, как его увидел, сразу стал расстегивать портфель, чтобы достать кинжал.
4) В классе всё было как всегда, и Лёвка стоял у окна с Валериком.
Ответ: 1
3. 2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.
1) Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.
2) В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка.
3) Разве так обращаются с благородным рыцарем?
4) Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце. Ответ (4)
- 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ
- Огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель.
- Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы.
- Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нем масляными красками вечернее поле со стогами сена.
- От этого воздуха часто болела голова.
Ответ: 1
3. (4.) Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА
1)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
2)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
3)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
4)Он был рад, что мать не видит его слёз . Ответ (1)
7 .1 Замените словосочетание БЕЗЫМЯННЫМ РЫЦАРЕМ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление
Ответ: рыцарем без имени
2.Замените словосочетание ожесточенно нападали (предложение 7), построенное на основе примыкания управление . Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: - нападали с ожесточением
7.3.Замените словосочетание хоровой коллектив построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: - коллектив хора
- 4.Замените словосочетание железной трубки, построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: - трубка из железа
5.Замените словосочетание дни после войны , построенное на основе связи управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: послевоенные дни
7.6. Замените словосочетание «немецкие танки» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ танки немцев
3.Фронтальный опрос. (работа в паре)
1. На какие виды делятся СПП по их значению? (работа в паре)
(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).
2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?
(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).
3. Как различить союз и союзное слово?
(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)
4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?
(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.
Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)
5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными .
(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения – всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый).
Тест на повторение: (индивидуально)
- СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)
- Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)
- Части СПП соединяются между собой подчинительными
союзами или союзными словами. (ДА)
- Части СПП равноправны. (НЕТ)
- Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части
СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)
- Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)
- Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой? (ДА)
- Какое – это придаточное (определительное)
- Изучение нового материала.
Определение целей и задач урока На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными.
Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:
- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными
Находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;
Определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;
Правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;
составлять схемы предложений с указанными придаточными;
Различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.
Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.
2. Работа с лингвистическим текстом. Изучив параграф 11стар учеб,23 , составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы :
- К чему относятся придаточные изъяснительные?
- Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
- С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?
- Работа с таблицей
Презентация опорной схемы
IV. Первичное закрепление
- Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.
Образец
:
[Арсеньева поразило (что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). , (насколько).
1.Эти люди знали (), как не любят Лермонтова при дворе.
2. Приятно было смотреть (), какие они загорелые, независимые.
3. Уверен (), что он справится с заданием.
4. Известно (), что слоны в диковинку у нас.
5. Что волки жадны, всякий знает ().
6. Сколько он так просидел, трудно сказать ().
7. Ты говоришь, (о чем?) что теплой дождемся весны.
8. Он поинтересовался () крепка ли наша дружба.
9.Я считаю, что лес- прекрасное выражение силы природы.
Физкультминутка .
Начинаем шаг на месте.
Финиш метров через двести.
Хватит, хватит – мы пришли
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели –
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Вдох, выдох.
Вдох, выдох.
V. Закрепление изученного материала.
1. Распределительный цифровой диктант.
Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.
Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.
- На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.
- Казалось, что город устал от зимы.
- Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
- Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.
- По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.
- В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка.
- Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.
- Следователь догадался, где может скрываться преступник.
- Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
- Дом, в котором я живу, находится в новом районе
Вывод:
В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.
Ключ
I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10. (придаточные определительные)
II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9. (придаточные изъяснительные)
2. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Вскоре после создания памятника Пушкину, А.М. Опекушин пр(и)ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было, что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в(а)ятелем сл..жнейшую задачу соч.етания скульптуры, с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому, чтобы пейзаж.. был не только декОрацией, но и дополнял характеристику скульптурного облика.
- ВАЯТЕЛЬ,-я;
м.Высок.Тот,кто ваяет. ,
Скульптор. Античные ваятели (Ваять- лепить из глины или высекать из камня
художественное произведение.
Задания к тексту:
А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.
(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).
Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.
(А.М. Опекушин – ваятель – мастер)
В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3)
Г) Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения.
Решено было, что он будет стоят ь в Пятигорске.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:
- Главное, односоставное, безличное, нераспространенное, полное;
- Придаточное, двусоставное, распространенное, полное).
3. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными.
Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)
- Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)
- Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)
- Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.
(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).
4. Развитие речи учащихся .
Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.
Задание: исправьте ошибки в построении предложений.
- Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».
(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей )
- В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.
(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)
VI. Рефлексия деятельности на уроке повторил…
Узнал…
Сегодня на уроке я научился… познакомился… понял…
Придаточные изъяснительные относятся к словам со значением речи, мысли, действия в главной части СПП.
Придаточные изъяснительные отвечают на
вопросы … косвенных падежей
К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи
подчинительных союзов и союзных слов. Дз
Д/з
Подготовка к ОГЭ
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
1. Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал. 3 (1,2 – обособленное обстоятельство выраженное однородными деепричастиями)
12 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
2. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.
(Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение, 3 разделяет однородные сказуемые, 4 выделяет деепричастный оборот. Главную и придаточную части разделяет запятая 5)
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
(1,2- вводная конструкция)
3.Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался . (3,4)
1. Индивидуальные задания (карточка):
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
В сложной биО_графии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелесТ_ные скаЗ_ки. 4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:
1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;
2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)
Задание 2. Объяснить все оставшиеся знаки препинания.
2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
1. Вопросы: придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей .
2. Главное слово: придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием .
3. Средства связи: придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:
- союзов (что, чтобы, как, будто, как будто ), союза-частицы ли ;
- союзных слов (кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, когда, зачем, почему и др.).
В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова , выполняющие функцию дополнения.
4. Место в предложении: придаточные изъяснительные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом.
Началось с того [с чего?], что Колька из озорства отнял у меня книжку (Гайдар).
[гл. + указ. сл.], (что - союз).
У Слободкина возникло ощущение [чего?], будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов).
[ сущ.], (будто - союз).
Мы наперебой расспрашивали кучеров [о чём?], смирные ли у них лошади (Маршак).
[гл. ], (ли - союз-частица).
- Юлия Дмитриевна, начальник велел [что?], чтобы вы никуда не уходили (Панова).
[гл. ], (чтобы - союз).
Сейчас уже никто не знает [чего?], откуда в курских садах пошла «соловьиная школа» (Песков).
[гл. ], (откуда - союз. слово).
Обратите внимание!
1) В изъяснительных придаточных наиболее разнообразные средства связи (и союзы, и союзные слова), причём некоторые из них (что, как ) могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому в данном случае надо быть особенно внимательным при разграничении союзов и союзных слов (см. раздел 2, глава 2, п. 2.1).
2) Союз чтобы всегда имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели.
Я разбудил Пашку [зачем? с какой целью?], чтобы он не свалился с дрожек . (А.П. Чехов)
В придаточном изъяснительном также может использоваться этот союз, но вопрос от главного предложения к придаточному будет иным (вопросы косвенных падежей), а придаточные будут иметь значение желательности, возможности, необходимости.
Ср.: Елизавета Киевна просила [о чём?], чтобы ей самой разрешили отвезти его в большой лазарет (А.Н. Толстой).
3) Сравнительные союзы будто, как будто могут использоваться в придаточных сравнительных.
Там что-то дрожит, мерцает [как? подобно чему?], будто звездочка на ветвях запуталась (Маршак).
Если они употребляются в придаточных изъяснительных, то от главного слова задается вопрос косвенного падежа, а само придаточное содержит сообщение с оттенком неуверенности, предположительности.
Ср.: Говорят [что?], будто он принимал на себя не одни адъютантские обязанности (Тургенев).
4) Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения. Именно по ним достаточно легко определить границу между главным и придаточным предложениями. Но союз-частица ли всегда находится в середине придаточного изъяснительного.
Поэтому такие сложноподчинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями. Кроме того, положение союза-частицы ли надо учитывать при расстановке знаков препинания (запятая ставится не перед ним, а в начале придаточного предложения).Слайд 1
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным
Слайд 2
продолжим изучение видов придаточных предложений;
поговорим о придаточных изъяснительных;
выясним особенности CПП с придаточными изъяснительными.
Сегодня мы…
Слайд 3
Классификация СПП
определительными
изъяснительными
обстоятельственными
CПП с
придаточными
Вспомним…
Слайд 4
Я сказал, что уже смотрел этот фильм.
Мы встречались с придаточными изъяснительными, когда говорили о косвенной речи.
Вспомним…
Старые знакомые!
Косвенная речь оформляется в форме СПП.
комментирующая часть
чужая речь
главная часть СПП
придаточное изъяснительное
Слайд 5
Примеры предложений с косвенной речью
Вспомним…
Примеры CПП с придаточными изъяснительными
Ты сказал, что напишешь мне завтра.
Я спросил, как пройти в библиотеку.
Он поинтересовался, есть ли у нас время.
Что?
О чём?
Чем?
Слайд 6
Алексей увидел, какой пушистый снег лежит за окном.
Мама боится, что сын простудится.
Мальчик попросил, чтобы ему разрешили взять щенка.
Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.
Что?
Чего?
О чём?
Придаточные изъяснительные также называют дополнительными.
Слайд 8
Что нуждается в пояснении?
Глаголы со значением мысли.
Давайте подумаем…
Думать, понимать, осознавать, знать, рассуждать, представлять, воображать, помнить и т.д.
Я знаю, что эта задача несложная.
Но я не понимаю, как её решить.
Слайд 9
Что нуждается в пояснении?
Глаголы со значением восприятия.
Всё вижу! Всё слышу!
Слышать, видеть, ощущать,
и т.д.
Сначала мы услышали, что за нами кто-то идёт.
Потом мы рассмотрели, что это наша соседка.
Слайд 10
Что нуждается в пояснении?
Глаголы со значением чувств.
Чувствовать, радоваться, жаловаться, огорчаться, ужасаться, опасаться и т.д.
Он жаловался, что в квартире холодно.
Она радовалась, что скоро будет теплее.
Слайд 11
Что нуждается в пояснении?
Существительные, прилагательные, слова категории состояния со значением чувств, мыслей, восприятия.
Рад, жаль, уверен, счастлив, нужно, сообщение, новость, слух и т.д.
До меня донеслась новость о том, что скоро олимпиада.
Уверен, что вы достойно справитесь с испытаниями.
Не только глаголы!
Слайд 12
Говорят, что здесь хорошо ловится рыба.
Глагол со значением речи
Жаль, что не пришлось поговорить подольше.
Категория состояния
Придаточные изъяснительные относятся к члену предложения со значением речи, мысли, чувства, восприятия.
Нужно, чтобы завтра же всё было готово.
Категория состояния
Не путать с простыми предложениями, осложнёнными вводными словами!
Слайд 13
Средства связи
в CПП с придаточными изъяснительными
что
как
будто
как будто
чтобы
ли
Союзы
Союзные слова
что
как
кто
который
где
куда
когда
сколько
почему и т.д.
Слайд 14
Проблема 1. Средства связи очень коварны!
Одни и те же союзы и союзные слова могут употребляться в CПП с придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными.
что
как
который
где
куда
когда
почему
что?
какой?
где?
когда?
Сначала смотрим на вопросы!
Слайд 15
Мы хотим поехать туда, куда не ступала нога человека.
Вот и место, куда мы отправимся завтра!
Придаточное определительное
Обязательно ставим вопрос!
Куда?
Какое?
Я спросил, куда мы отправимся завтра.
Придаточное изъяснительное
О чём?
Слайд 16
Мы поставили палатку там, где есть ручей.
Придаточное обстоятельственное
Палатка стояла на поляне, где протекал ручей.
Придаточное определительное
Обязательно ставим вопрос!
Где?
Какой?
Мы не представляли, где тут можно поставить палатку.
Придаточное изъяснительное
Чего?
Слайд 17
На столе стояла сумка, которая принадлежала моему другу.
Придаточное определительное
Я не знал, которая из сумок принадлежит моему другу.
Придаточное изъяснительное
Какая?
Чего?
Слайд 18
Цветы, что распускаются весной, особенно красивы.
Придаточное определительное
Мы рады, что вам понравились эти цветы.
Придаточное изъяснительное
Обращаем внимание на то, к чему относится придаточное!
Какие?
Чему?
Слайд 19
Критерии Союзные слова Союзы
4. Можно подставить же и именно
Проблема 2. Союзы или союзные слова?
В изъяснительных предложениях что и как могут оказаться как союзами, так и союзными словами.
1. Член предложения
2. Можно удалить
3. Логическое ударение