Впервые основные принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972). Была создана специальная структура - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Попытка выработки новой модели развития человеческой цивилизации была предпринята на состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро Конференции по окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств. Конференция констатировала невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны, поскольку характер производства и потребления в промышленно развитой части мира подрывает системы, поддерживающие жизнь на Земле. Господствующая экономическая система рассматривает неограниченный рост как прогресс, не учитывая экологические ценности и ущерб. Эта модель цивилизации признана ведущей к катастрофе и в связи с этим провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на новую концепцию - концепцию устойчивого развития, под которой понимается обеспечение баланса между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворение основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений. Если человечество не сделает этого, то цивилизацию ожидает крах. Но совершить переход к новому типу взаимоотношений в мире, к новому характеру производства и потребления человечество сможет только в том случае, если все слои общества во всех странах осознают безусловную необходимость такого перехода и будут ему всемерно содействовать.
Концепция Устойчивого развития включает следующие основные положения:
в центре внимания – люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой,
охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него,
удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды должно распространяться не только на нынешнее, но и будущее поколение,
уменьшение разрыва в уровне жизни странами, искоренение бедности и нищеты принадлежит к числу важнейших задач мирового сообщества,
чтобы добиться устойчивого развития, государства должны исключить или уменьшить не способствующие этому развитию модели производства и потребления.
В Рио были обсуждены и приняты пять основных документов:
1. Декларация РИО по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей;
2. Программа действий ООН «Повестка дня на 21 век» - программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения;
3. Заявление «О принципах в отношении лесов», касающееся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни;
4. Рамочная конвенция «Об изменении климата», цель которой - стабилизация концентрации в атмосфере газов, вызывающий парниковый эффект, на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаланса климата планеты;
5. Конвенция «О биологическом разнообразии», требующая, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия.
В последующих частях документа рассматриваются вопросы защиты атмосферы, рационального использования земель, борьбы с обезлесением и опустыниванием, сохранения биологического разнообразия, защиты морей и водоемов, вопросы использования токсичных веществ, экологически безопасного удаления опасных отходов и т.д. Кроме того, особо рассматривается возможность усиления роли основных групп населения: женщин, детей и молодежи, коренных народов и местных общин, неправительственных организаций, профсоюзов, промышленников, ученых, фермеров. Подчеркивается роль науки и просвещения в деле достижения устойчивого развития, роль международного сотрудничества и т.д.
На данный момент в мире существует несколько групп организаций, занимающихся охраной окружающей среды. Во-первых, это организации системы ООН, во-вторых, это различные межправительственные и неправительственные организации, в-третьих, это системы мониторинга и наблюдения за состоянием окружающей среды, а также различные научные и учебные заведения, занимающиеся изучением данной проблемы. Сегодня становится все более очевидной необходимость более серьезного взаимодействия между различными экологическими организациями для максимально действенной охраны окружающей среды.
2002-06-03T00:22Z
2008-06-05T12:25Z
https://сайт/20020603/163271.html
https://cdn22.img..png
РИА Новости
https://cdn22.img..png
РИА Новости
https://cdn22.img..png
К 10-летию Конференции ООН по окружающей среде и развитию
Необходимость в созыве специальной конференции ООН по окружающей среде и развитию вызвана серьезной обеспокоенностью со стороны мировой общественности состоянием окружающей среды и перспективами развития человечества в условиях продолжающегося роста населения планеты. Впервые этот вопрос был поставлен на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в 1972 году, где была создана специальная организация Программа ООН по окружающей среде /ЮНЕП/. В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию опубликовала доклад "Наше общее будущее", известный как доклад Гру Харлем Брундтланд, возглавлявшей работу Комиссии. В нем впервые прозвучал термин "устойчивое развитие", под которым понимается такая модель развития человечества, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В декабре 1989 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организовать проведение...
Необходимость в созыве специальной конференции ООН по окружающей среде и развитию вызвана серьезной обеспокоенностью со стороны мировой общественности состоянием окружающей среды и перспективами развития человечества в условиях продолжающегося роста населения планеты.
Впервые этот вопрос был поставлен на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в 1972 году, где была создана специальная организация Программа ООН по окружающей среде /ЮНЕП/. В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию опубликовала доклад "Наше общее будущее", известный как доклад Гру Харлем Брундтланд, возглавлявшей работу Комиссии. В нем впервые прозвучал термин "устойчивое развитие", под которым понимается такая модель развития человечества, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.
В декабре 1989 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организовать проведение на уровне глав государств и правительств специальной конференции, посвященной выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации. Тогда же был создан Подготовительный комитет будущей конференции, проведший за 1990-1992 годы четыре рабочие сессии, где удалось согласовать рабочие документы конференции.
Конференция открыла работу 3 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро, на ней были подняты вопросы глобального потепления климата, истощения озонового слоя, кислотных дождей, накопления в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнения больших территорий радионуклидами, все увеличивающегося разрыва между развивающимися и развитыми странами, сокращения расходов на оборону и перераспределения средств в пользу бедных стран.
Работа форума велась в восьми рабочих группах, где обсуждались проблемы финансовых ресурсов, передачи экологически безопасных технологий развивающимся странам, сохранения атмосферы, ресурсов пресной воды, защиты лесов, биологического разнообразия н биотехнологии, правовых инструментов, институциональных мер по охране природе.
По итогам работы конференции были подписаны Декларация Рио по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, а также Повестка дня на XXI век, документ, интегрировавший основные задачи человечества на рубеже тысячелетий.
Однако в ходе обсуждения между участниками форума возник ряд принципиальных разногласий. Так, США отказались подписать Конвенцию о сохранении биоразнообразия, предусматривающую передачу развивающимся странам новейших биотехнологий на льготных условиях. В значительной степени по инициативе США и арабских нефтедобывающих стран была выхолощена Конвенция об изменении климата и раздел Повестки дня на XXI век, касающейся проблем выбросов вредных веществ в атмосферу. Подобная позиция США связана с нежеланием ограничивать собственный экономический рост и терять прибыли от продажи новейших биотехнологий.
В рамках конференции был проведен Глобальный Форум представителей неправительственных организаций, задуманный как мероприятие, демонстрирующее необходимость взаимодействия правительств и неправительственных организаций в обсуждении проблем экологии и устойчивого развития. Мероприятие привлекло около 17 тыс участников из 165 стран и 7650 национальных и международных неправительственных организаций, включая Международный союз научных союзов и Международный союз сохранения природы.
Прошедшее с момента проведения форума десятилетие показало актуальность поднятых на нем проблем. В связи с этим было принято решение о проведении осенью 2002 года юбилейной Конференции в Кейптауне "10 лет Конференции ООН по окружающей среде и развитию" на уровне глав государств и правительств, где будут подведены итоги исполнения принятых решений и намечены шаги по дальнейшему оздоровлению экологической ситуации на планете.
В истории развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды можно выделить следующие этапы.
1. В 1968 г. по инициативе одного из экономических директоров компании«Фиат» А. Печчеи группой ученых и общественных деятелей был создан Римский клуб – международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития мирового сообщества и пропаганду идеи о необходимости гармонизации отношений человека и природы . Ее члены поставили своей целью построить прогнозы близкого будущего; привлечь внимание широкой общественности и правительственных организаций разных стран к наиболее острым глобальным проблемам – неконтролируемому росту населения и непрерывному уменьшению естественных ресурсов планеты; представить мировому сообществу доводы о необходимости мер по предотвращению глобального эколого-экономического кризиса. Впервые на основе компьютерного системного анализа они попытались создать математические модели глобального динамического единства экономических, технических, социальных и экологических систем.
Ряду выдающихся ученых того времени была заказана серия «Докладов Римскому клубу». Полученные результаты прогнозирования перспектив развития мирового сообщества по компьютерным моделям были опубликованы и обсуждались во всем мире.
В 1972 г. профессор Д. Медоуз издал первый доклад «Пределы роста», в котором был сделан следующий вывод: при сохранении современных темпов роста населения и экономического развития в ближайшее столетие произойдет истощение природных ресурсов и ухудшение качества окружающей среды, что приведет к гибели людей и сокращению объемов производства. В середине 21 в. наступит глобальная экологическая катастрофа. Поэтому необходима безотлагательная разработка практических мер по поддержанию устойчивости мировой системы.
Таким образом, благодаря деятельности Римского клуба человечество получило возможность оценить создавшуюся экологическую ситуацию и предпринять определенные действия на пути к устойчивому развитию.
2. Первая Всемирная конференция по окружающей среде состоялась в Стокгольме в 1972 г. В ней участвовали представители 113 государств. На этой конференции впервые было сформулировано понятие экоразвития как экологически ориентированного социально-экономического развития, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем. По итогам работы конференции была принята декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды. Декларация содержала 26 основных принципов охраны окружающей человека среды.
3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. (Риоде-Жанейро) считается крупнейшим экологическим форумом в истории человечества: в ней участвовали 179 глав государств и правительств мирового сообщества, представители 1600 неправительственных организаций.
Конференция приняла несколько важных документов, среди них:
Декларация Рио об окружающей среде и развитию . Ее 27 принципов определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей;
Повестка дня на XXI век – всемирная программа действий, содержащая перечень мер по обеспечению устойчивого развития в различных областях человеческой деятельности: в политике, экономике, регулировании народонаселения, здравоохранении, рациональном использовании природных ресурсов, законодательстве, науке, просвещении;
Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов;
Рамочная конвенция по проблеме изменения климата (РКИК) , цель которой – добиться стабилизации концентрации газов, вызывающих парниковый эффект, на таком уровне, который не вызовет опасного дисбаланса в мировой климатической системе. Выдвинутые РКИК цели и задачи стали впоследствии предметом регулярных международных конференций. Самой важной оказалась Третья конференция по РКИК в Киото (Япония, 1997 г.), где был подписан Киотский протокол . Этот документ является уточняющим и детализирующим реализацию Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Из Киотского протокола следует, что промышленно развитые страны и государства с переходной экономикой берут на себя обязательства, обеспечивающие совокупное сокращение уровня выбросов парниковых газов (преимущественно СО 2) в 2008 – 2012 гг. на 5 % по отношению к уровню их выбросов в 1990 г. Предполагается, что уровень сокращения выбросов парниковых газов будет не одинаков для разных стран: для более развитых стран он будет выше. Для каждой из стран – участниц протокола устанавливаются ограничения для выбросов в абсолютной величине в форме квот. Предусматриваются экономические механизмы, позволяющие сокращать выбросы (торговля квотами на выбросы парниковых газов);
Конвенция по биологическому разнообразию, которая требует от всех стран принятия мер по сохранению разнообразия живых организмов.
Одним из важнейших итогов Конференции ООН 1992 г. было принятие Концепции устойчивого развития . В ее основу положено осознание факта неразрывной связи социально-экономического развития и окружающей среды. Согласно определению, данному Международной комиссией ООН по окружающей среде, устойчивое развитие – такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Иными словами, устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградации окружающей среды. В документах Рио-92 подчеркивается, что устойчивое развитие охватывает несколько аспектов:
Создание условий гармонии человека и природы, обеспечение полноценной жизнедеятельности человека;
Рассмотрение охраны природы как составной части процесса развития цивилизации;
Сокращение разрыва в уровнях жизни между развитыми и
развивающимися странами;
Балансирование между удовлетворением потребностей социума и сохранением природной среды как для настоящих, так и для будущих поколений.
4. Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио+10»
(Йоханнесбург, 2002 г.). На саммите, в котором приняло участие более 190 глав государств мирового сообщества, были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути к устойчивому развитию и сделаны следующие выводы.
1. Усилия, предпринимаемые мировым сообществом для стабилизацииэкологической ситуации и выхода цивилизации на уровень устойчивого развития, не привели к желаемым результатам. Не удалось существенно повысить качество жизни человека и остановить опасные изменения естественных экосистем.
2. Причины, ограничивающие движение социума в направленииустойчивого развития, следующие:
Отсутствие эффективного механизма управления;
Ограниченность финансирования;
Трудности координации мировых и национальных усилий в реализации стратегии устойчивого развития;
Возрастающий разрыв в масштабах производства и потребления в развитых и развивающихся странах.
Дискуссии на «Рио+10» показали, что, с одной стороны, реализация на мировом уровне модели устойчивого развития цивилизации оказывается не такой простой задачей, как казалось в начале 1990-х гг. С другой стороны, именно со стратегией устойчивого развития связываются позитивные перспективы цивилизации. В широком смысле устойчивое развитие понимается как процесс, соответствующий новому типу функционирования цивилизации с экономическими, социальными, экологическими и культурными параметрами, радикально отличающимися от сложившихся исторически, т.е. ставится задача управления не только природно-ресурсным потенциалом, но и всей совокупностью природно-социокультурного богатства. По существу, речь идет о пути достижения гармонии общества и природы – эпохе ноосферы.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие формы международного сотрудничества в области охраныокружающей среды вам известны?
2. Перечислите основные специализированные международныеорганизации по охране окружающей среды, существующие при ООН.
3. Перечислите основные направления деятельности ЮНЕП. В чемособенности таких организаций, как ВОЗ, ФАО, ВМО?
4. Приведите примеры глобальных и региональных природоохранительных международных договоров по охране окружающей среды.
5. С какой целью был создан Римский клуб? Каковы главные итогидеятельности этой организации?
6. Что такое экоразвитие? Когда впервые было введено это понятие?
7. Какие документы были приняты на конференции в Рио-де Жанейро?
8. Что означает понятие «устойчивое развитие»? В чем его особенности?
9. Перечислите основные итоги Всемирного саммита по устойчивомуразвитию «Рио+10».
10. О чем говорится в Киотском протоколе?
Заключение
Сформировавшаяся к концу 20 в. техногенная цивилизация, ориентированная на количественный рост показателей развития, подошла к своим критическим рубежам. Обозначились и продолжают интенсивно углубляться глобальные проблемы, которые принято называть экологическими: неуправляемый рост населения планеты, мощное антропогенное воздействие на биосферу, истребление природных ресурсов, сокращение биоразнообразия, загрязнение окружающей среды, угроза здоровью человека – вот неполный круг проблем, от разрешения которых зависит жизнь и судьба человечества в третьем тысячелетии. С одной стороны, деятельность человека, обеспечивающая развитие современной цивилизации, привела к деградации природы. С другой – человечество обладает неисчерпаемым интеллектуальным и технологическим потенциалом для решения глобальных проблем. Надежды на их преодоление общество усматривает в переходе к новым цивилизационным моделям, основу которых составляют коэволюционная стратегия – стратегия осуществления взаимосвязанного, устойчивого (неразрушимого) развития природы, общества, культуры и сознания человечества, новое цивилизационное мышление, ориентированное на формирование новой социальной идеологии, способной изменить менталитет общества.
Главная идея концепции устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимосвязанного социально-экономического и экологического развития. Эта идея следует из осознания того, что проблемы природной среды должны рассматриваться в единстве с социальноэкономическими процессами. Только в этом случае возможно обеспечить право людей на здоровую и качественную жизнь, уменьшить разрыв в уровне жизни народов мира, развивающихся и развитых стран. Устойчивое развитие несовместимо с искусственной иерархией мирового сообщества, организованной на чисто потребительских принципах. Благополучному существованию одних регионов за счет природных ресурсов других рано или поздно придет конец. Чтобы обеспечить устойчивое будущее, потребуется изменить мировую экономику, структуру потребления, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Становится все более очевидным, что природа требует от нас не только и не столько технических, сколько социальных новаций. Нужна не просто иная технология, а иная организация социальной жизни, иная культура, не сводимая исключительно к экономическому интересу, к неконтролируемому росту потребления материальных ресурсов и ценностей.
В контексте современных проблем цивилизации одной из стратегических задач системы образования является формирование личности с высоким уровнем общей и экологической культуры, ориентированной на непрерывное саморазвитие и приоритет общечеловеческих ценностей, способной обеспечить своей деятельностью условия перехода своей страны и всего мирового сообщества к устойчивому развитию. Совершенствование человека, его интеллект, гуманизм, нравственность выступают важнейшими компонентами в системе экологического образования и воспитания. Экологическая культура как интегративное личностное качество, характеризующее поведение и деятельность человека в социоприродной среде, основана не только на научной системе знаний в области экологии, но и на гуманистическом мироощущении, чувстве высокой ответственности за окружающую природную среду и любви к природе. Уровень экологической культуры определяет убеждения, принципы деятельности и потребления человека, его нормы поведения по отношению к окружающей природной среде, профессиональную деятельность и быт.
Способность обеспечить устойчивое развитие, при котором проблемы сегодняшнего дня решаются без ущерба для интересов будущих поколений, определяется технической, экономической, экологической и социальной грамотностью выпускников высших учебных заведений. От их знаний, умений и уровня экологической культуры зависит возможность решения экологических проблем, улучшения качества окружающей среды и сохранения природных богатств.
«Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя»
Во второй половине 20 века прошли Международные конференции, которые сыграли заметную роль в осознании человечеством серьезности экологических проблем:
· Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г
.
Она стала поворотным пунктом в экологической политике государств и международного сообщества. Она состоялась в г. Стокгольме 5-16 июня 1972 г. и приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.
Декларация принципов
включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды в настоящее время и на перспективу. Среди этих принципов следует отметить главные:
· право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;
· сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;
· экономическое и социальное развитие, имеющее решающее значение для улучшения окружающей среды (в отличие от теории ограничения роста, требующей остановить развитие для сохранения качества среды);
· суверенность прав государств на разработку собствен природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;
· необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества;
· избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.
По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды;
5 июня провозглашено Всемирным днем окружающей среды.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
проходило в г. Хельсинки в августе 1975 г. с участием всех европейских стран, США и Канады (за исключением Албании). Совещание приняло Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были вопросы экологической безопасности.
Окружающей среде посвящен пятый раздел Заключительного акта. В нем определяются цели, области, формы и методы экологического сотрудничества государств. В частности, международное экологическое сотрудничество имеет такие области сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды, охрана почвы, заповедников, окружающей среды в городах, намечены фундаментальные исследования по экологии. В числе форм и методов такого сотрудничества предлагались: обмен информацией, организация конференций, обмен научными работниками, совместные разработки проблем охраны окружающей среды.
В плане реализации хельсинских решений странами- участниками впоследствии было принято несколько документов по предотвращению загрязнения окружающей среды. В частности, Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (1979 г.) и Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), ряд других документов. Организация выполнения обязательств, вытекающих из решений этих конвенций, возлагается на Минприроды России. Функции по оповещению об аварии и действия по ликвидации последствий промышленных аварий возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и ЧС РФ.
· Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3-14 июня 1992 г, Рио-де-Жанейро)
Организованная для подведения итогов двадцатилетней охраны окружающей среды после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Конференция собрала около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира.
Основные решения ее: Декларация, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и развития;
· Повестка дня на XXI век, представляющая собой обширную программу действий на предстоящее столетие;
· Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон; Конвенция по климату; Конвенция об охране биологического разнообразии.
Решено было образовать Комиссию ООН по окружающей среде и развитию для разработки проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам.
Декларация Рио по окружающей среде и развитию содержит основные принципы экологически корректного поведения мирового сообщества и государств на современном этапе. С точки зрения ООН и участников Конференции, основанная на этих принципах национальная внутренняя и внешняя экологическая политика государства будет способствовать обеспечению национального и международного экологического порядка.
В Декларации Рио определяются цели, для которых эти принципы провозглашаются. Основные из них - налаживание нового и равноправного сотрудничества в масштабах всего мира путем установления новых уровней сотрудничества между государствами и народами; определение перспектив развития международного права окружающей среды; развитие национального законодательства в области окружающей среды и установление мер, которые могут быть наиболее полезными для поддержания благоприятного состояния окружающей среды и ее восстановления.
С учетом общепризнанности принципов, содержащихся в Декларации Рио, они являются источниками природоохранной деятельности правительств различных государств, и их выполнение в процессе национальной и международной природоохранной деятельности может служить критерием оценки правильности и обоснованности такой деятельности. Основываясь на решениях Конференции в Рио Президентом России 1 апреля 1996 г. был подписан Указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» В июне 1997 г. в Нью- Йорке состоялась очередная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и развитию, посвященная обсуждению итогов 5- летнего периода по становлению устойчивого развития человечества (5 лет после Рио).
Международные природоохранительные организации
Охраной окружающей среды занимаются все известные виды международных организаций - специализированные учреждения и органы ООН, межправительственные организации, международные неправительственные организации (рисунок 7.1).
· природоохранительного направления (ЮНЕП, МСОП), комплексного природоохранительного профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО), специального природоохранительного профиля (охрана перелетных птиц, рыбных запасов, международных рек и т. п.)
Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных Наций, (ООН), ее специализированным учреждениям. Защита окружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Ее цель и задача - в оказании содействия разрешению международных проблем в области экономической, социальной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизни населения, соблюдения прав человека.
Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направления экологической политики международного сообщества, разрабатывает принципы взаимоотношений государств по охране окружающей среды, принимает решения о проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей среды, разрабатывает проекты международных конвенций, рекомендации по охране окружающей среды, создаёт новые природоохранительные органы, способствует развитию многостороннего и двухстороннего сотрудничества государств с целью защиты окружающей среды.
Природоохранительная деятельность ООН осуществляется непосредственно либо через ее главные и вспомогательные органы или систему специализированных учреждений. Одним главных органов ООН является Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют функциональные и региональные комиссии и комитеты.
Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими и социальными вопросами занимаются экологическими проблемами. Вместе с тем система ООН имеет специальный центральный орган, который занимается исключительно охраной окружающей среды:
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 г. в соответствии с рекомендациями Стокгольмской конференции 1972 г. ЮНЕП имеет Совет управляющих, куда входят представители государств, Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды. Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы семь направлений:
1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;
2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;
3) океаны;
4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;
5) энергия;
6) образование, профессиональная подготовка;
7) торговля, экономика, технология.
По мере развития деятельности организации число приоритетных направлений может возрастать. В частности, в число приоритетных направлений уже выдвигаются проблемы унификации международного и внутреннего экологического законодательства. В решении этих проблем ЮНЕП выступает, как правило, совместно с другими международными природоохранительными организациями. Например, при подготовке и проведении двух международных конференций по образованию в области окружающей среды в Тбилиси в 1977 и 1987 г. г ЮНЕП активно сотрудничал с ЮНЕСКО.
По степени экологической близости к ЮНЕП как центральному органу охраны окружающей среды стоит еще одна организация ООН (ЮНЕСКО).
Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию, (ЮНЕСКО)
образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже. Природоохранительную деятельность она осуществляет по нескольким направлениям:
a) руководство экологическими программами, в которых занято свыше 100 государств. Среди программ долгосрочная, межправительственная и междисциплинарная программа «Человек и биосфера» (МАБ), Международная программа по образованию в области окружающей среды, Международная гидрологическая программа и т. д.;
б) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию;
в) оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов- экологов, так под эгидой ЮНЕСКО в Алтайском государственном техническом университете открыта Международная кафедра ЮНЕСКО «Экологическое образование в Сибири».
Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) – учрежден в 1948 г. Это неправительственная организация, представляет свыше 100 стран, неправительственных организаций и международных правительственных организаций (всего свыше 500 членов). От России членом МСОП являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Всероссийское общество охраны природы
Основная задача в деятельности МСОП состоит в развитии международного сотрудничества государств, национальных международных организаций, отдельных граждан в области:
а) сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;
б) сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;
в) организации заповедников, резерватов, национальных природных парков;
г) экологического просвещения.
При содействии МСОП проводятся международные конференции по охране природы, разрабатываются проекты международных конвенций по охране памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа «Всемирная стратегия охраны природы».
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) образована в 1946. г. Она занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой. ВОЗ осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды, обобщает данные о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды, проводит санитарно-гигиеническую экспертизу окружающей среды и дает оценку ее качества. В связи с этим ВОЗ изучает проблемы оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в международных программах по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В своей деятельности консолидируется с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и др.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) , которое было образовано в 1957 г. для выполнения программы обеспечение ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает Правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, дает оценку воздействия атомных материалов на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение. Не подчинение отдельных государств этим требованиям, как показывает мировой опыт, может вызвать применение по решению Совета Безопасности ООН экономических санкций со стороны мирового сообщества.
Сельскохозяйственная и продовольственная организация Объединенных Наций (ФАО) образована в 1945 г. Сфера ее деятельности - сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы. В связи с этим она занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана. ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря инициативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в разработке многих экологических программ, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.
Международная морская организация (ИМО) создана и действует в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения; принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. В состав ИМО входит Комитет защиты морской среды. В настоящее время ИМО является одной из представительных международных организаций, в рамках которой разрабатываются и согласовываются основные принципы международной политики по защите морской среды.
Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) создана в 1947 г. Ее задача: изучение и обобщение степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Она действует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Работу системы координирует ЮНЕП. Наряду с ВМО в ГСМОС входят ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.
Система ГСМОС имеет пять действующих программ: мониторинга состояния атмосферы; переноса загрязняющих веществ на большие расстояния; программы здоровья человека, Мирового океана, возобновляемых ресурсов суши. Помимо названных ведущих международных организаций природоохранительного профиля в мировом сообществе функционируют многочисленные международные структуры, занимающиеся одной или несколькими специальными экологическими проблемами. Например, Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ) создан как часть ЮНЕП. Его задача- изучение и распространение информации о токсичных химических веществах, включая инсектициды и гербициды, и их воздействии на человека и окружающую среду. В базе данных МРПТХВ содержится информация о более чем 600 химических веществах, распространенных во всем мире. Это число продолжает расти.
Бюро ООН по оказанию помощи на случаи стихийных бедствий (ЮНДРО) призвано мобилизовывать и координировать помощь по оказанию различными государствами и организациями странам, которых постигло стихийное бедствие. Бюро собирает и обрабатывает информацию о стихийных бедствиях, разрабатывает меры по предотвращению нанесенного ущерба.
В числе региональных комиссий ЭКОСОС заслуживает внимания, прежде всего работа Европейской экономической комиссии (ЕЭК) . В ее составе специальный орган по окружающей среде из старших советников стран ЕЭК. Этот орган координирует экологическую деятельность комитетов ЕЭК, предварительно рассматривает вопросы охраны окружающей среды на своих заседаниях и разрабатывает рекомендации сессии ЕЭК. Приоритетными экологическими проблемами ЕЭК является внедрение малоотходных и безотходных технологий, оценка воздействия на окружающую среду, охрана экосистем, животного мира суши, борьба с трансграничным загрязнением и т. д.
Где и когда состоялась 1 конференция ООН по окружающей среде?
Первая конференция ООН по проблемам окружающей среды состоялась в 1972 в Стокгольме. Она приобрела политическое звучание, когда премьер-министр Швеции Улоф Пальме обвинил США в использовании дефолиантов во Вьетнаме и потребовал, чтобы «экологическая война была немедленно прекращена». В том же году была учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП - UNEP) для контроля за окружающей средой и координации приемлемых мер экологической защиты. В 1987 началась подготовка к конференции «Встреча землян», позже названной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (ЮНКЕД - UNCED).
Первая Конференция ООН по окружающей среде, состоявшаяся в Стокгольме в 1972 г., стала историческим событием, знаменовавшим поворот подавляющей части развитых стран к активной экологической политике, активизацию общественных природоохранных движений, начало широкого международного сотрудничества в решении экологических проблем. День открытия этой конференции, 5 июня, отмечается как всемирный день охраны окружающей среды.
Конференция приняла Декларацию об окружающей среде и План мероприятий в этой области.
Спустя двадцать лет после Стокгольма, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Форум собрал рекордное число участников: 179 государств направили в Бразилию в общей сложности 8 тыс. делегатов.
Какие разногласия между развитыми и развивающимися странами выявились на конференции ООН в Рио-де-Жанейро
В 2011 г. исполняется 19 лет с момента встречи в Рио-де-Жанейро на высшем уровне руководителей 179 государств, включая Россию, когда были приняты важнейшие документы, призванные изменить направление дальнейшего развития земной цивилизации.
Некоторое успокоение отношений между развитыми и развивающимися странами после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро быстро сменилось раздражением последних и нарастанием противостояния: за обещаниями руководителей развитых стран не последовало соответствующих действий. Выделение средств на поддержку перехода развивающихся стран к устойчивому развитию не увеличилось, а сократилось, причем значительная часть выделяемых средств используется самими развитыми странами, а остальная часть оседает в карманах коррумпированных чиновников в развивающихся странах. Внешний долг развивающихся стран продолжает быстро расти.
Добиваясь под лозунгом свободы торговли и интернационализации производства открытия национальных границ других стран, развитые страны (особенно США) преследуют, прежде всего, свои национальные интересы.
Конференция констатировала невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны. Эта модель ведет к катастрофе. В связи с этим была признана необходимость перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития, обеспечивающего решение социально-экономических проблем и сохранение окружающей среды, удовлетворение основных жизненных потребностей нынешнего поколения и сохранение таких возможностей для будущих поколений.
Совершить революционный переход к новому партнерскому типу взаимоотношений в мире, к новому характеру производства и потребления человечество, как подчеркивалось на Конференции, может только в том случае, если все слои общества во всех странах осознают безусловную необходимость такого перехода и будут ему всемерно содействовать.
Численность населения Земли сегодня составляет около 6,3 млрд. чел. Она увеличилась за последние 10 лет более чем на миллиард, а к 2025 г., по прогнозу, достигнет 9--10 млрд. чел. Население развивающихся стран растет быстрыми темпами и составляет сегодня 3/4 населения планеты, а потребляет оно всего 1/3 общемировой продукции, причем разрыв в потреблении на душу населения продолжает увеличиваться.
Углубляющееся неравенство между богатыми и бедными (75% человечества), экономическая система, которая не учитывает экологические ценности и рассматривает неограниченный рост производства и потребления как прогресс, создают дисбаланс, характеризующийся неустойчивостью в экономическом и экологическом планах.
Мировой общественный продукт возрастает в последние десятилетия в среднем на 1 трлн. долл. в год. Но только 15% этого прироста приходится на долю развивающихся стран. Более же 70% достается и без того уже богатым странам, т. е. каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20--30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране третьего мира.
Участники встречи одобрили Декларацию по окружающей среде и развитию, состоящую из 27 принципов, в которых определены права и обязанности стран в деле обеспечения последующего развития; подписали рамочную конвенцию ООН об изменении климата, направленную на смягчение последствий изменения климата путем ограничения выбросов парниковых газов, и Конвенцию ООН о биологическом разнообразии, предусматривающую меры по сохранению биологических ресурсов.
В принятой “Повестке дня на XXI век” намечена программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения. “Повестка дня на XXI век” содержит перечень мероприятий, которые следует осуществить в каждой стране для обеспечения перехода на устойчивое развитие. Разногласия во взглядах на ряд проблем разделили Конференцию на два лагеря: США и остальной мир.
Особенно острыми были разногласия по конвенциям “О биологическом разнообразии” и “Об изменении климата”.
С точки зрения биологического разнообразия особо выделяются тропические страны. По имеющимся оценкам, в тропических лесах, в прибрежных водах тропических стран и в зонах коралловых рифов обитает до 2/3 всех биологических видов планеты.
С другой стороны, разработка биотехнологических процессов требует очень серьезной научной базы и поэтому осуществляется в основном в развитых странах, компании и корпорации которых извлекают очень высокие прибыли от их использования, причем перспективы расширения использования биотехнологий применительно к задачам растениеводства, животноводства, медицины, защиты окружающей среды огромны. Средняя стоимость продукции, производимой с использованием биотехнологий, оценивается в десятки миллиардов долларов. Это объясняет жестокость конкурентной борьбы, развернувшейся в сфере биотехнологий между компаниями США, Западной Европы и Японии.
Складывается весьма своеобразная ситуация -- генетический материал поступает в значительной мере из развивающихся стран, а прибыль от использования созданных на основе этого материала биотехнологий -- только компаниям развитых стран. Естественно, что развивающиеся страны считают справедливым перевод части прибыли им для проведения необходимых мероприятий по сохранению биологического разнообразия или передачу им на льготных условиях новых технологий, созданных на основе их генетических материалов и способных прямо или косвенно содействовать решению вопросов охраны окружающей среды, а следовательно, и сохранению биологического разнообразия.
Здесь и возникает тугой узел проблем, связанных с удовлетворением претензий развивающихся стран: противостоят не только налогоплательщики развитых стран, но и право собственности на запатентованные технологии корпораций, компаний и отдельных лиц, а проигнорировать право частной или корпоративной собственности глава государства или правительства не может. Эта проблема имеет общий характер -- частная собственность во многих отношениях становится камнем преткновения на пути к устойчивому развитию цивилизации. По всем документам, в которых затрагивается вопрос о передаче новых технологий, США занимали самую жесткую позицию, полагая, что такая передача должна решаться на основе двусторонних переговоров на коммерческой основе.
Текст Конвенции на подготовительном этапе был согласован с США. Тем неожиданнее было заявление Дж. Буша-старшего, сделанное непосредственно накануне Конференции, о том, что Соединенные Штаты не подпишут Конвенцию о сохранении биологического разнообразия. Отказ от подписания ранее согласованного документа вызвал резко негативную реакцию в мире и был расценен многими как попытка США сорвать Конференцию в Рио-де-Жанейро.
Можно полагать, что на президента США перед началом работы Конференции было оказано сильное давление со стороны национальных и транснациональных компаний и корпораций, работающих в области биотехнологий, не считаться с которыми он в период предвыборной кампании не мог.
Следует также подчеркнуть, что США сделали все возможное, чтобы ослабить действенность Конвенции “Об изменении климата” и “Повестки дня на XXI век” по вопросам, касающимся сокращения выброса парниковых газов, прежде всего углекислого, в атмосферу.
Основными антропогенными источниками прироста содержания углекислого газа в атмосфере являются энергетика и транспорт, работающие на органическом топливе. В соответствии с этим основные выбросы углекислого газа приходятся на долю промышленно развитых стран: США -- 25%, Россия, СНГ и Балтия -- 19%, ЕЭС -- 14%, Китай -- 10%, весь остальной мир -- 32%.
Если подсчитать выбросы на душу населения, то соотношение цифр будет еще более впечатляющим и свидетельствующим о том, что истоки глобального изменения климата кроются в чрезмерном потреблении ресурсов развитыми странами.
В настоящее время мировое сообщество идет к введению системы цен на все виды ресурсов с полным учетом ущерба, наносимого окружающей среде и будущим поколениям, а также к квотированию выбросов на душу населения, что, например, уже сделано применительно к выбросам хлорфторуглеводородов, разрушающих озоновый слой. Переход к квотированию означает, что многим развитым странам придется покупать квоты на выбросы, в частности, на выбросы углекислого газа, поэтому даже с учетом серьезной энергосберегающей политики, проводимой в последние два десятилетия США и странами Западной Европы, Соединенные Штаты окажутся в весьма невыгодном положении как страна, потребляющая больше всех энергоресурсов на душу населения. С учетом этого США стараются отодвинуть решение вопросов квотирования.
Еще при подготовке Конференции они делали все возможное, чтобы не допустить введения в Конвенцию “Об изменении климата” и главу “Повестки дня на XXI век”, посвященную проблемам атмосферы, каких-либо конкретных записей о масштабах и сроках сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу. И надо сказать, что, несмотря на резко отрицательную позицию развивающихся стран, им это в блоке с группой арабских стран удалось сделать. Они добились мягкой резолюции по снижению объемов выбросов углекислого газа развитыми странами.