Чтобы поддерживать себя в хорошей форме и совершенствовать свои физические возможности, недостаточно просто выполнять упражнения. Требуется помощь специалиста, который составит программу занятий с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Также специалисты по физической культуре покажут, как правильно выполнять упражнения и будут следить за безопасностью во время занятий. При необходимости тренеры окажут первую помощь. На специальности «физическая культура» готовят тренеров и инструкторов по разным видам спорта. Чтобы стать успешными специалистами, студенты изучают анатомию и физиологию человека, спортивную психологию, спортивный менеджмент, методику преподавания основных видов спорта, биомеханику и биохимию и пр. Специалисты умеют работать с людьми разных возрастов (от детей до пенсионеров). Отдельная специализация – лечебная и восстановительная физкультура, цель которой – профилактика нарушений, реабилитация после болезней и травм. *
* Набор учебных дисциплин и уклон обучения
Советские студенты сдавали нормы ГТО и потом с гордостью носили заветный значок на лацканах пиджаков. А какие нормативы по физкультуре сдают сегодня в вузах? Чтобы это выяснить, мы отправились на пары в Белорусский государственный технологический университет.
Сачковать себе дороже
Спортзалов здесь несколько: в одном юноши играют в волейбол, в другом у девушек аэробика, в третьем занимается группа ЛФК. Видно, что пары по физре студенты не сачкуют. По крайней мере накануне сессии. Ведь прогулы, если их много и без уважительной причины, надо отрабатывать. Без сдачи нормативов зачет не поставят, а значит, и не допустят к экзаменам.Физкультурой студенты занимаются на протяжении четырех курсов, рассказывает заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, доктор педагогических наук, профессор Николай Филиппов:
– В начале учебного года – легкая атлетика, с наступлением холодов – игровые виды спорта и аэробика в зале, со второго семестра – лыжная подготовка. Потом снова в зал – на баскетбол и аэробику, а с апреля – на стадион. За год обязательно нужно выполнить и нормативы. Бег на длинную и короткую дистанции студенты сдали на стадионе еще по осени. В декабре парни выполняют подтягивание на перекладине, а девушки – поднимание туловища из положения лежа.
Девчонки «пресса» не боятся
Сдать норматив по подниманию туловища из положения лежа на спине будущему экономисту Ольге Пекарь помогает одногруппница Юля Тымчук: фиксирует на полу ноги, согнутые в коленях. На десятку надо сделать 65 раз.– Время не ограничивают, – чуть отдышавшись, подмечает Оля. – Для меня это не тяжело, за три года натренировалась. Да и в школе физкультуру любила. Для девушки в любом возрасте важно держать себя в форме. А для студентки это хороший способ отвлечься от нагрузок: у нас тяжелая учеба, и спорт дает мозгу отдохнуть.
Диана Савельева качает пресс в паре с Марией Матылевич. Девушки уверены, что справятся на отлично. Впрочем, оценки их не напрягают:
– Сколько баллов получишь за норматив, не так уж важно, потому что оценок по физкультуре не ставят. И на стипендию это никак не влияет, главное – получить зачет. Тем, кто постоянно тренируется, ходит на занятия, «хвосты» по физре не грозят.
Про нормы ГТО, которые некогда сдавали советские студенты, Диана и Мария не слышали. А вот Ольга Пекарь видела золотые значки у родителей:
– Они часто вспоминали, как было круто и почетно их получить, показывали всем с гордостью. Думаю, мне бы тоже удалось сдать прежние нормы. По крайней мере попробовала бы с удовольствием.
Армия впереди, поэтому надо быть сильным
На высокой перекладине Алексей Мякинко запросто подтягивается 20 раз. Для сдачи норматива на отлично хватит и 17, но у будущего инженера-технолога есть спортивный азарт – сделать как можно больше:– В здоровом теле – здоровый дух. Если заниматься с детства, не пропускать занятий, нормативы не страшны. Подтягивания – моя сильная сторона, слабая – бег на длинную дистанцию. Но и в этом можно быть лучше: по весне начну бегать вдоль набережной. Тем более со второго семестра физкультуры на четвертом курсе уже нет.
Студент 4-го курса факультета лесного хозяйства Стас Голубенко виснет на перекладине и сразу признается, что подтягивается не очень хорошо. Но для зачета девяти раз хватит:
– Подтягивания – точно не мое. Я больше люблю волейбол, футбол, баскетбол. Играю за команду факультета. Считаю, что к нормативам по физре надо относиться философски, получается – хорошо, не получается – ничего страшного. Для студента важны технические навыки в игровых видах спорта. В жизни и работе пригодится умение играть в команде. Но то, что физкультура в вузе нужна, это бесспорно. Еще армия впереди, так что любому из нас надо быть сильным.
Преподаватель физкультуры Иосиф Хадасевич ведет занятия у студентов уже более 30 лет. Замечает, что раньше ребята были сильнее и лучше сдавали нормативы:
– Подтягивались точно все. Сейчас на хорошо и отлично выполняют норматив процентов 60. Не знаю, с чем это связано. Возможно, питание, экология были другими.
Профессор Николай Филиппов не согласен:
– Я не считаю, что нынешние студенты слабее предшественников. Десятку сейчас получить сложнее, чем в свое время золотой значок. В Советском Союзе, чтобы разработать нормы ГТО, проводили масштабные научные исследования, тестировали молодежь, смотрели, как она выполняет те или иные упражнения, и уже потом ставили планку. Современные контрольные нормативы по физической подготовке студентов жестче по сравнению с нормами, которые действовали в советское время, и ничем не обоснованы. Например, на десятку сегодня девушке надо поднять туловище 65 раз, а для золотого значка ГТО достаточно было 50 подъемов. Юноше на отлично необходимо подтянуться 17 раз. Это очень много, поэтому и выполняют такой норматив не более десяти процентов студентов. Советская норма ГТО ограничивалась 13 подтягиваниями для тех, кто хотел получить золотой значок. Для серебряного парню достаточно было подтянуться девять раз. С бегом, прыжками – то же самое. Никто и не говорит, что все должны быть отличниками, но нормативы надо сделать адекватными возможностям молодых людей.
Учитель физкультуры и его уроки отличаются от прочих школьных предметов. Ведь физкультурные занятия должны в себе содержать и пользу, и развлечение одновременно.
Профессия учителя в России не является редкой. Ее выбирают как женщины, так и мужчины. Несмотря на это, на рынке труда спрос на специалистов данной отрасли не падает учителя физкультуры, согласно опросам, является довольно востребованной.
Для работы по профессии «учитель физической культуры» выпускнику школы, окончившему 9 или 11 классов, следует поступать в педагогический колледж или педуниверситет на соответствующую специальность, например, «педагогическое образование по профилю «Физическая культура», «педагогическое образование по профилю «Безопасность жизнедеятельности и физическая культура» и пр. Хотя, если вы окончите педагогический колледж, получите среднее профессиональное образование и решите связать свою жизнь со школой, то вам доверят только учащихся начальных классов и максимум – среднее звено. Потому, скорее всего, все же придется окончить дополнительно вуз для получения высшего образования по той же специальности.
Кого возьмут в физруки
Профессию учителя физической культуры выбирать должны физически здоровые и крепкие юноши или девушки, так как физическая подготовка должна быть у педагога по на высшем уровне. Часто учителями физкультуры становятся юноши и девушки, с детства интересующиеся и занимающиеся спортом.
В обязанности учителя физической культуры входит проведение уроков, ведение документации (заполнение классного журнала, бумажного и электронного), участие в итоговой аттестации, повышение квалификации на соответствующих курсах не реже 1 раза в 5 лет, замещение временно отсутствующих учителей физкультуры и пр.
У данной профессии есть возможности карьерного роста. Учитель физкультуры всегда может проводить занятия в платных кружках и секциях. Существует возможность и вовсе уйти работать в детско-юношескую спортивную школу.
Учитель физкультуры должен обладать навыками сплочения коллектива, ведь класс на его должен превратиться в команду или в две. Кроме того, повышенным чувством ответственности, ведь его предмет обладает высоким уровнем травматизма, потому соблюдение техники безопасности на физкультуре – первостепенная задача.
В Благовещенском техникуме физической культуры до 25 августа принимают документы. Причем чтобы поступить, не обязательно иметь спортивный разряд - обучиться избранному виду спорта можно непосредственно в учебном заведении
О том, как обучиться профессии преподавателя физкультуры и как стать профессиональным спортсменом, нам рассказала и. о. директора техникума Ирина Громоглазова .
Условия поступления
- Ирина Григорьевна, кто может поступить в ваш техникум?
У нас в техникуме сейчас ведется обучение только по очной форме. Ребята, которые приходят после 9-го класса, учатся 3 года 10 месяцев, они за один год заканчивают общеобразовательную программу и начинают изучать специальные дисциплины. Те, кто приходит к нам после 11-го класса, учатся 2 года 10 месяцев.
- Какие условия поступления в ваш техникум? Какие экзамены сдают?
Вступительные испытания предполагают владение избранным видом спорта, по направлению которого будущий студент будет обучаться, так называемая специализация. Если, например, студент поступает на легкую атлетику, то сдает прыжки, бег и т. д., если на баскетбол или волейбол - сдает технику владения мячом. Но это не значит, что те ребята, которые знают виды спорта только на уровне школьной программы, которые не занимались профессионально спортом до техникума, не смогут поступить к нам. Если юноши или девушки хотят научиться какому-либо виду спорта, они могут прийти к нам учиться без всякой подготовки. К окончанию образования они смогут получить уже разряд.
Учебный процесс
- Какие специализации есть в вашем колледже?
Мы открываем специализации, как говорится, по требованию рынка. Раньше у нас были такие направления, как легкая атлетика, спортивные игры (волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, настольный теннис). Студенты занимались вольной борьбой, восточными единоборствами, боксом, гиревым спортом. Также преподавали ушу, джиу-джитсу, айкидо и спортивные танцы. А в 2012 году мы открыли новые специализации. Например, кикбоксинг мы запустили по просьбе областной федерации по кикбоксингу. Ей для обучения требовались тренеры, поэтому мы открыли данное направление, чтобы подготовить кадры для работы. Сейчас эти ребята перешли на третий курс. Так что, если есть потребность в специалистах, мы открываем новые специализации.
- Когда ребята становятся студентами, как проходит учебный процесс? Какие предметы они изучают?
Основной предмет - методика преподавания технических приемов всех видов спорта, таких как гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и т. д. Все без исключения студенты, любого факультета, изучают каждый из них, ведь учителя и преподаватели физкультуры должны владеть методикой обучения любому виду спорта. Мы стараемся обучить каждого студента так, чтобы он умел владеть приемами правильно. На уроках физкультуры в школе преподаватель опирается на программу. Если необходимо показать детям владение мячом, например в футболе или волейболе, он без труда может это сделать. Иногда наши студенты приходят в школы и даже обучают учителей физкультуры различным видам спорта. И на всех спортивных мероприятиях города наши студенты в качестве волонтеров участвуют в судействе.
В техникуме существует множество специализаций подготовки, например, восточные единоборства.
Научная работа и дополнительные тренировки
- Как ведется научная работа студентов?
По новым стандартам наши студенты должны будут защищать курсовые работы. В этом году у нас было целое мероприятие, посвященное защите проектов по физической культуре и спорту. Участие принимали студенты второго и третьего курсов, 18 человек. Мы посвятили этому целый день. Студенты представляли работы по организации спортивных мероприятий и профориентационной работы, по переделке площадей техникума под соревнования и т. д.
- Есть ли у ребят дополнительные тренировки?
Это называется «повышение спортивного мастерства по избранному виду спорта». Собственно вступительные испытания, на которых абитуриент сдает владение каким-либо видом спорта, - это первая ступень к повышению его мастерства. И в течение всего обучения студенты по графику ходят на тренировки, нарабатывают опыт. Эти часы входят в учебную нагрузку. За это время ребята добиваются хороших результатов, многие становятся кандидатами в мастера спорта.
Практика и экзамены
- Студенты проходят практику в школе?
Первая практика - учебная. Методисты знакомят студентов со всеми спортивными сооружениями города. Она рассчитана на восемь часов, в ознакомительном порядке студенты присутствуют на различных спортивных мероприятиях, посещают секции. После второго курса ребята проходят производственную практику в школах, преподают физкультуру, знакомятся непосредственно с работой. Через министерство образования с восьми школами заключен договор. По новым стандартам сейчас будет еще и третья практика - преддипломная, ее студенты проходят по месту распределения, там, где их ждут в последующем на работу. Но в последнее время постепенно начинаем переходить к тому, что студенты сами ищут себе место практики. Это очень неудобно, потому что работодатель не знает, какой человек к нему придет, какие у него знания. Другое дело - целевое направление, когда и студент знает, где он будет дальше работать, и работодатель уверен в будущих кадрах.
- А как выпускные экзамены проходят?
Студенты защищают диплом, а также защищают профессиональные компетенции. Что это такое? Начиная с первого курса студент ведет портфолио, куда собирает все свои грамоты с соревнований, благодарственные письма. Это участие и организация спортивных мероприятий, судейство. Защита портфолио происходит перед комиссией, которая решает, готов выпускник к самостоятельной педагогической деятельности или нет. Госэкзамены сдаются в два этапа - теория и практика. В теории - вопросы по педагогике, физиологии, анатомии, гигиене и т. д. На практике вытягивается билет, в котором указана методика обучения какому-либо элементу из различных видов спорта. Например, методика обучения бегу на длинную дистанцию или методика верхней прямой подачи. Итоговая оценка - это сумма баллов за два экзамена.