Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились. В нашем понимании «хорошо учиться» чаще всего значит получать «пятерки» и «четверки». В российской школе оценки принято ставить на каждом уроке, за домашние задания, за устные ответы, за самостоятельные и контрольные работы, с начальных классов и до последнего звонка.
Во многих странах от такой системы отказались, а оценки ставят только за проверочные работы – тесты и экзамены. Что же лучше? Может быть, стоит держать ребенка в тонусе, поощряя его хорошими оценками и подхлестывая плохими? А то вдруг он расслабится и не сможет сдать тест прилично? Или все же дать возможность учиться спокойно… Итак, что хорошего и что плохого в ежедневных оценках?
А для того чтобы читать статью вам было чуточку веселее, её будут сопровождать фото различных записей учителей и учеников в дневниках и тетрадях. Иногда они шокирующие, иногда смешные, но все, поверьте, очень оригинальные. Ну что ж, всякое бывает.
Как оценки мотивируют школьника?
Считается, что, получив плохую оценку, ребенок задумается об уровне собственных знаний и захочет улучшить его. Именно поэтому первые оценки в начальных классах школьники получают не за знания, а за почерк и чистоту в тетрадках. Именно в это время начинает формироваться и отношение детей к оценкам.
Дело в том, что далеко не все могут сразу писать красиво и аккуратно. Начинается бесконечная борьба ребенка с непослушными ручками и тетрадками, с собственным темпераментом и природными данными. К этой борьбе добавляется неодобрение учителя и упреки родителей. Другие же дети могут, а ты почему не стараешься?
Но ребенок бы и рад стараться, однако чудеса не случаются в секунду. Сегодня он написал немного лучше, чем вчера, но все же не так идеально, как одноклассница Маша Иванова. И снова получает «трояк».
В результате, вместо того, чтобы исправлять почерк, ребенок ничего не делает, потому что не верит в успех. Это входит в привычку, формируется абсолютно равнодушное отношение к оценкам и вообще к учебе, которое очень трудно изменить.
Что делать родителям, если уже в младших классах они видят проблему с почерком и постоянно сниженные оценки?
Во-первых, подождите упрекать ребенка.
Лучше поддержать его и подбодрить. Объясните ему, что плохие оценки не обозначают, что он не способен учиться и что у него никогда ничего не получится. Просто в том, что не можешь сразу, нужно двигаться потихоньку, и рано или поздно оценки тоже улучшатся.
Во-вторых, не реагируйте бурно на каждую оценку.
С грязью в тетрадках и кривым почерком, конечно, нужно бороться, но учитывайте особенности ребенка. Возможно, на что-то можно просто закрыть глаза. Обратите внимание сначала на знания, а во вторую очередь на почерк. Решите, что для вас важнее. Некоторые взрослые люди так и не научились писать разборчиво, но это не делает их глупее.
Могут ли оценки быть только хорошими?
Оценки за знания, безусловно, более важны для процесса образования. Чем старше школьник, тем больше появляется предметов в программе, и все эти предметы обязательно оцениваются.
Только что ребенок учился на 4 и 5, и вдруг появляются «тройки». Что происходит? Родители недовольны, ребенок расстроен. Не спешите обвинять ребенка в лени или сваливать все на подростковый возраст. Попробуйте вспомнить себя и своих друзей. Все ли предметы вы понимали и любили одинаково?
Конечно, есть дети, у которых школьная программа усваивается легко и просто. Им одинаково понятны русский язык, алгебра, химия, английский и биология. Так тоже бывает. Но далеко не у всех. Не нужно ставить талантливых детей в пример, вгоняя собственного ребенка в неуверенность. Лучше поговорить о том, что именно не получается и не нравится.
Если ребенок – явно выраженный гуманитарий, ему могут плохо поддаваться точные науки. Или наоборот – математики с трудом рассуждают о литературе. В этом случае можно сосредоточиться на том, что действительно получается. Остальное же поддерживать на среднем уровне. Разумеется, нельзя допускать «двоек», это точно не улучшит аттестат и не поможет при поступлении.
Если что-то катастрофически не идет, лучше договориться о дополнительных занятиях, чтобы не запустить предмет окончательно. Но не стоит упираться в оценки. «Пять» по истории, литературе, русскому, но «три» по химии, алгебре и физике? Ну что ж делать. Выбирайте с ребенком гуманитарные профессии.
Собственная система оценок? Почему бы и нет?
Чтобы не переживать за каждую пониженную оценку и понимать, как успехи в школе, можно договориться с ребенком о шкале важного, менее важного и совсем не важного. Основываясь на этой шкале, выстроить не только свое отношение к оценкам, но и понимание вообще процесса образования.
Как это сделать?
Определитесь, что выбирает ребенок среди школьных предметов. Все основные силы бросайте в этом направлении. Здесь следите за оценками, не пропускайте ничего важного, прокачивайте знания и навыки. Другие предметы, пусть они по важности займут лишь второе место, все равно держите под контролем, старайтесь не запускать. Хотя бы для того, чтобы сдать экзамены и получить приличный аттестат. Остальные оценки – за забытые тетради, помарки, неаккуратность и так далее – не сбрасывайте со счетов совсем, но и не делайте трагедии из каждой.
Разумеется, выбор области знаний нужно делать не в первом классе. Обычно склонности ребенка становятся понятны ближе к старшей школе. До самоопределения стоит усиленно заниматься и гуманитарными, и точными, и естественными науками, чтобы лучше разобраться в себе и своих целях. Главное, что хорошо бы и детям, и родителям понять в школе – оценки далеко не самое важное в образовании. Понимание важнее!
С юных лет нам окружающие рассказывают, что есть лишь один правильный путь: хорошо учиться в школе – хорошо учиться в институте – получить хорошую работу – получить достойную пенсию. Но вот проблема в том, что это уже давно не работает и, наверное, никогда уже и не будет работать…
Уже все больше людей понимают, что пора забывать фразу «Будешь плохо учиться – будешь работать дворником и не сможешь обеспечить себя в старости». Сейчас имеют хорошие заработки не те, кто много знаний собрал за школьной партой, а кто развил в себе силу воли, стремление к цели, смекалистость, умение убеждать, умение генерировать идеи, умение находить нужную информацию и правильные решения. И никому теперь не важно какого цвета у вас диплом и на какие оценки вы учились.
Есть 3 основных пути – работать на кого-то, работать на себя и работать командой единомышленников с одинаковыми правами.
Путь 1: “работать на дядю”
Если вам приходилось искать работу и работать в компании, то вы могли заметить:
В резюме не просят указывать с какими оценками вы учились.
При собеседовании мало кого интересуют ваши оценки (могут спросить только лишь из любопытства).
Заработная плата не зависит от оценок.
Полученные знания почти не применяются на работе.
Выводы напрашиваются сами: ценность оценок в дипломе завышена.
Путь 2: создание своего бизнеса
Здесь также не важны оценки. Даже само образование не играет большой роли – есть не мало людей, которые начали свое дело даже не получив образование, а теперь являются одними из самых богатых и влиятельных людей в мире. Для создания своего бизнеса в большей степени важно: умение ставить цели и достигать их, самоконтроль, постоянное развитие своих навыков, вера в себя, умение находить правильные пути движения, умение презентовать свои товары/услуги, умение убеждать, умение продавать и, в конечном итоге, любить то, чем занимаешься.
Путь 3: работа со своей командой
При создании своего бизнеса не всегда получается взвалить все на свои плечи и достигнуть поставленных целей. В таких случаях собирается команда из людей, каждый из которых имеет необходимые знания и умения, чтобы в конечном итоге достигнуть необходимых результатов в работе. В этой ситуации многое схоже с прошлым путем, при этом также необходимо уметь работать в коллективе.
P.S.
Статья не призывает забросить учебу, а объясняет, почему не надо слишком уж переживать за оценки. Главная цель обучения – получение полезных знаний, а не оценок. К тому же, будьте реалистами и не надейтесь на то, что с красным дипломом вам открыта дорога в мир успеха. Уже во время обучения развивайте свои таланты, свой характер, свои умения и знания в интересной вам сфере. Не останавливайтесь на получении хороших оценок.
Важны не знания, а умение применять их.
В данной статье родители не найдут ответы на свои волнующие вопросы «Почему ребенок приносит плохие оценки?» или «Как повысить успеваемость ребенка в школе?». Это статья - рассуждение доктора педагогических наук Александра Владимировича Могилева о самом понятии «школьной оценки» и его роли в современном школьном образовании.
Рассмотрим подробнее такой «двигатель» образования, как школьная оценка. В укладе современной российской школы оценка играет далеко не последнюю роль.
Казалось бы, оценки в школе, что тут такого? Учитель оценивает знания ученика, ставит ему оценку за ответ или за работу в тетради, в журнал, в дневник…
Все просто и понятно.
Оказывается, нет, не просто и не понятно.
Оценка или отметка?
Начнем с терминов. Во-первых , оценку не ставят. Учитель производит оценивание, оценивает. Но не знания, а учебные успехи, учебную деятельность ученика - то, что он непосредственно может наблюдать (деятельность учащихся или ее результаты). Это не просто какой-то конкретный предмет, не просто тема, это конкретная работа учащегося, конкретная разновидность учебной деятельности, решения задачи.
И результат оценивания - оценка, но ее «поставить» нельзя, потому что эта оценка - это мнение учителя, его мысли и соображения.
Даже сомнения, потому что деятельность учащегося сложна, зачастую случайна, зачастую скрыта от глаз.
Когда оцениваешь, нужно оценивать не только соответствие этой деятельности неким критериям, нужно учитывать еще и прогресс каждого конкретного учащегося, что было раньше, и что стало теперь. Все это такое неоднозначное и многомерное.
Ведь для чего производится оценивание?
Для того, чтобы определить, сильные и слабые стороны каждого ученика, как учить его дальше, выработать, так сказать, стратегию и тактику обучения… Оценку нельзя «поставить», она может быть представлена в виде структурированного, более или менее развернутого текста.
Но нынешние школьные учителя все это накрепко забыли. Они думают, что «ставят» оценки, а они ставят ОТМЕТКИ. Отметка - числовое или словесное выражение оценки, ее проекция на дискретную шкалу плохо-удовлетворительно-хорошо-отлично . При подобной норме оценок в школе у отметки теряются не только различные оттенки и стороны, какой оценивался вид работы и тип учебной деятельности, но и самое главное - зачем и для кого эта оценка производилась.
В самом деле, каковы функции, цели современной школьной отметки, для кого и для чего она выставляется? Зачем?
Зачем в школе ставят оценки?
Для всех субъектов образовательного процесса оценки ребенка в школе несут различные функции.
Для учителя отметка - кнут или пряник, инструмент наказания или поощрения школьника. И при этом не важно, за что. Двойки и пятерки ставятся за все, что попало: за ношение школьной формы, наличие сменной обуви, поведение на уроке, ну и, отчасти, правильность/ошибочность ответов и работ учащегося.
Отметки стали способом управления учителем учащихся
Часто отметка субъективна: одним (любимчикам) учитель может поставить пятерку за то, за что другим (не любимчикам) поставит двойку (на таких примерах дети убеждаются в несправедливости этого мира). Отметки стали чуть ли не последним способом управления учителем учащихся. Никакой речи о том, чтобы выявить особенности учебной работы учащегося, как-то выбирать дальнейшую педагогическую тактику уже не ведется…
А еще одна ипостась отметки - посылка сигнала родителям об их ответственности за обучение ребенка.
«Смотрите», - как бы говорит учитель, - у вашего чада плохие оценки в школе. Нужно срочно подключаться и решать этот вопрос». И родители в своей массе решают его с помощью ремня ребенку/подарков учителю/денег репетиторам. Все рецепты хорошей успеваемости хорошо известны.
Оценка и школьная мотивация
Для школьников отметка превратилась в цель и смысл обучения, вообще, нахождения в школе. Выполнив какую-либо работу, они подбегают к учителю, и, заглядывая в глаза, спрашивают: а что вы мне поставите?
Выполнять домашние задания, учить параграфы школьники берутся, только если им грозит проверка, вызов к доске, опрос. Если уже недавно спрашивали, можно ничего не учить: учитель должен спрашивать других. Если работа не оценивается, то и делать ее нет смысла.
То есть отметка играет исключительно мотивирующую роль, она подменила собой интерес и стремление к знаниям.
Отношение родителей к оценкам ребенка
Довольно странные и противоречивые функции несет школьная отметка ребенка для его родителей, в их основной массе.
Для большинства родителей отметки ребенка выступают в функции индикатора принятия его ребенка Системой и Обществом, как источник уверенности/тревоги за будущее ребенка. Жизненная программа для ребенка у многих родителей выглядит следующим образом: «хорошо учиться в школе, поступить в вуз на бюджет, удачно выйти замуж/жениться, а дальше зарплата-квартира-машина » и т.д.
Мало кто из них мечтает в таких категориях, чтобы ребенок вырос в хорошего, честного человека, который бы смог реализовать себя и был бы счастлив! В итоге критерии оценки в школе для родителя также играют мотивирующую роль. Они мотивирует родителей мотивировать учащихся (с помощью ремня) и непосредственно их учить (с помощью репетиторов).
Школьная отметка мотивирует родителей
Наконец, для руководителей образования разного уровня усредненные школьные отметки выступают в качестве источника формального статуса среди коллег, основы различных рейтингов.
Обобщая эти функции, можно сказать, что
отметка совершенно оторвалась от оценки и приобрела формальный статус, подменила собой содержательную мотивацию, интерес к изучаемым предметам и темам, к знаниям.
Почему так случилось?
Современное понятие школьной оценки
Похоже, что основных причин имеется две. Во-первых , школьные (и вузовские тоже!) знания утратили практическую ценность, значение для профессиональной деятельности. Обучение стало теоретическим, переусложненным, и применить эти знания для решения практических проблем стало невозможно. В отсутствие содержательно мотивации потребовались средства несодержательной мотивации, такие как ЕГЭ. Если его сейчас вдруг отменить - развалится вся школа, потому что школьникам незачем станет учиться.
Современная отметка также слабо связана с собственно качеством образования, практически на него не работает.
Точнее работает косвенно, в смысле отбора. Высокие рейтинги и престижность школ/классов привлекает честолюбивых родителей, которые приводят в такие школы/классы подготовленных детей, в которых уже много вложено и которые поражены вирусом перфекционизма. Такие школы не столько учат, сколько оценивают учащихся, выявляют у них пробелы и изъяны, ответственность за устранение которых передается при помощи инструмента все тех же отметок самим родителям.
Последним и самым вопиющим воплощением отметки как средства мотивации, поощрения/наказания, является электронные журналы. Кому нужны эти отметки за школьные успехи/провалы в интернете? Школьникам? Нет! Они нужны учителям, утрачивающим всякий профессионализм и этику как «инновационный» кнут/пряник, как вопль отчаяния, как средство воздействия на родителей, с тем, чтобы они что-то сделали со своими, становящимися все более неуправляемыми чадами.
В последнее время попадается все больше публикаций о школьных оценках. Причем, все чаще слышатся негативные мнения об оценке и системе оценивания в общем, а некоторые родители даже задумываются об обучении ребенка дома, чтобы избежать «этой уравниловки», т.е. оценивания.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, надо сначала уточнить, что есть два понятия – оценка и отметка. Несмотря на то, что мы все время употребляем слово «оценка», говорим обычно совсем о другом. Так чем же отличаются оценка и отметка, и стоит ли их так бояться?
Начнем с того, что отметка и оценка – это разные понятия, хоть и происходит подмена понятий, когда мы говорим - оценка, а подразумеваем – отметка, что бывает очень часто.
В толковом словаре Ожегова слово «оценка» трактуется так – мнение о ценности, уровне или значении чего-либо, кого-либо.
А «отметка» - обозначение оценки учащегося. Проще говоря, оценка – качественная характеристика знаний или умений школьника, а отметка – это количественная характеристика.
Сколько будет людей, столько и разных мнений об оценке и ее значимости. В.Сухомлинский много лет назад сказал так: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или - на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
Поскольку маленький школьник еще не может сам понять зависимость отметки от личных усилий, задача родителей – помочь ему это увидеть и понять. Но для этого родители сами должны воспринимать отметку объективно.
Согласитесь, каждому человеку приятно, когда его хвалят. Причем, намного приятнее, когда эту похвалу можно продемонстрировать другим. Например, грамота, благодарность и даже премия на работе являются материализованной благодарностью.
Представьте, что в школе отменили отметки и осталось только вербальное оценивание, т.е. оценивание на словах. Ваш ребенок приходит из школы. Как вы узнаете, как он работал на уроке или усвоил материал? Первоклассник скажет вам, что его Наталья Петровна похвалила и сказала, что он молодец. Через день вы узнаете, что эти слова были сказаны за уборку класса или за хорошее поведение. Но для ученика младших классов не так важно за что была похвала, главное, что была.
Кто-то скажет: «Ну и пусть. Похвалили же!» Похвалили. Но ведь в школу ребенок ходит не затем, чтобы поднимать стульчики или мыть доску. Он ходит за знаниями. А как определить, на каком уровне эти знания у ребенка? Вот это и покажет отметка.
Встретилось такое мнение родителей: «Моему ребенку это не интересно, не нужно. Поэтому он не хочет это учить и отметки плохие. Почему ребенок должен учить то, что ему неинтересно? Только ради отметки?»
Интересно, а мы взрослые, всегда знаем, что нам понадобится через 10-15 лет? Всегда ли нам интересно делать то, что мы делаем? Отнюдь. В жизни нам постоянно приходится делать то, что неинтересно. И, к тому же, делать качественно, хоть отметку никто и не поставит. Или вы хотите сказать, что домашние дела – уборка, стирка, ремонт делаются с огромным интересом и желанием? Мы это делаем, потому что НАДО, это необходимость.
Точно так же и в школе. Есть такие вещи, которые надо сделать и сделать хорошо. Иначе дальше учиться ребенок не сможет. Если первоклассник не научился правильно писать и читать, как он сможет учиться дальше? Если школьник не выучил таблицу умножения? И здесь опять отметка показывает, уровень этих знаний у конкретного ученика.
И если в процессе оценивания учитель может похвалить ученика за то, что он старался и сделал сегодня лучше, то отметка характеризует не столько процесс работы, сколько результат. Как часто школьники, получив плохую отметку, возмущаются: «Я учил дома!» Возможно, что учил, но не смог показать это, не смог ответить на вопрос, выполнить задание, написать контрольную, т.е. результата не видно. Представьте, что вы купили хлеб, а он оказался сырым, несоленым и вообще несъедобным, а пекарь говорит: «Я же сделал!» Будете ли вы рады такому хлебу?
Писать об оценках и отметках можно очень много. Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны, но положительных, на мой взгляд, гораздо больше. Главное, понять, что отметка – это не оценка вашего ребенка, а оценка его знаний и умений по конкретной теме. Относитесь к отметке правильно. Воспринимать низкую отметку не как личную обиду, а как показатель слабого звена в знаниях и руководства к действию. Низкая отметка говорит всего лишь о том, что эту тему надо доучить, проработать, закрепить. Будут родители относиться к отметке должным образом и ребенок будет воспринимать отметку как показатель знаний и стремиться улучшить ее через знания.
А что вы думаете по поводу отметок?
Рассмотрено на заседании
методической комиссии
Протокол № ____
От «___» _________ 2012 г.
Председатель методической
Комиссии ________
Доклад.
«Нужна ли оценка?».
Подготовила преподаватель математики
Маркина Татьяна Павловна
Электросталь 2012
Нужна ли оценка?
Что такое школьная отметка? Что она отражает - уровень знаний ученика, отношение к нему учителя или то, как учитель владеет методикой? Чему служит отметка? Зачем она нужна учителю или ученику?
Сколько обвинений звучит в адрес школьной отметки. Она отравляет жизнь ребенка, обесценивая все, за что его хвалили в дошкольной жизни. Отметка – это слепоглухонемой монстр, которому безразлично, что мальчик доброжелательный, что он умеет улаживать ребячьи ссоры, ловить рыбу и с ним советуются взрослые о том, какой гриб ядовитый, а какой – съедобный. Отметка не про то. Для отметки гораздо важнее, чтобы он умел определить, какой второй звук в слове «Юля», а если верно не определит, то накажут… отметкой. Так что же – отметка средство подавления личности? Способ деления всех детей на умных и глупых, которое быстро перерастает в школьной практике в деление на хороших и плохих.
Оценка ничего не создает в педагогике, ничего не строит, но может быть мощным разрушителем, - считает проректор МИПКРО Ольга Борисовна ЛОГИНОВА; - оценка нужна, но ее надо освободить от функции наказания, она не должна быть приговором, у ребенка может оставаться право пересдать то, за что хочется иметь более высокий балл.
Почему же нельзя учить без оценок?
Без оценок учить можно, только если не ставить задачу научить. Пока учитель несет ответственность за то, как ребенок освоил материал, пока ему нужно проверять, как идет учение, нужна отметка, вопрос только в том, какой она должна быть. И сегодня в системе образования есть такие сферы, где отметок нет. Такая райская жизнь там, где ребенок сам выбирает, чем хочет заниматься – в сфере дополнительного образования или в общеобразовательной школе за пределами базового компонента. Но в этих условиях и у учителя иная позиция: «Не справляешься или не интересно, можешь уйти в любой момент и пробовать себя в чем-то другом».
В той части образования, за которую учителя спросят – с одной стороны инспектора, с другой – родители, - отметка – это обратная связь, проверка того, все ли идет нормально, все ли он сделал и восприняты ли его усилия.
Оценка нужна и ученику.
Можно, конечно вспомнить, что малыши учатся без отметок и успешно, но в раннем детстве слишком велика необходимость учения, а так же любопытство. Там же, где этими естественными стимулами учение не движется, даже малышам нужна оценка в виде поощрения или наказания. Вряд ли стремление овладеть таблицей умножения может быть таким же непреодолимым, как стремление научиться стоять, а потом ходить, что ребенок будет непреклонно двигаться к цели. Здесь продвижение надо как-то стимулировать. Оценка и должна быть этим положительным стимулом.
Оценка должна способствовать выработке верной самооценки. Но человеку нужна положительная самооценка, то есть оценка хорошая. В этом педагогическое противоречие оценки: надо оценить, но оценить только положительно. У оценки в школе две главных функции: обратная связь и подкрепление или поощрение. Выполняет ли их сегодня оценка? Пожалуй, больше поводов сегодня говорить о минусах. Во-первых, с оценкой прочно срослась функция наказания. Учитель наказывает ученика, не выполнившего урок отметкой, и это сигнал родителям, что они тоже должны наказать ребенка. Из таких оценок-наказаний складывается отношение ребенка к себе как к неуспешному ученику, а этот ярлык предопределяет новые неудачи. Исследования доказывают, что дети, ориентированные на успех, учатся быстрее и легче, чем дети, ориентированные на неудачу.
Привет из прошлого.
Действующая шкала оценок фактически сократилась до 4-балльной. С ее помощью нельзя отметить небольшие продвижения ученика, что важно. Учителю часто приходится говорить: «Немного лучше, но это еще 3». Порог 4 так высок, что преодоление его выглядит нереальным, все усилия оказываются неоцененными, не замеченными, как бы бесполезными.
В оценке есть еще одно педагогическое противоречие. Она должна показать продвижение ученика, его рост относительно самого себя, прирост знаний, умений на каждом этапе. Но в то же время, особенно старшим школьникам, важно получить информацию о том, как их знания могут котироваться в сравнении с другими учениками, причем не только с учениками своего класса, а с потенциальными конкурентами, например, с абитуриентами вуза. Возможно ли вообще в одной оценке совместить относительные и абсолютные показатели? Вряд ли. Иногда пытаются текущие отметки выставлять относительные, фиксирующие каждое, даже незначительное продвижение ученика, а итоговые – преимущественно абсолютные, характеризующие успешность данного ребенка в ряду других детей или относительно выбранного эталона.
Нынешняя отметка, пришедшая к нам из классической немецкой гимназии, была первоначально шкалой рейтинга учеников, где «1» была самым высоким баллом, потому что показывала именно место ученика. Первый ученик получал единицы. Несмотря на то, что эта шкала давно перевернута и сокращена до 5-и балльной, она все равно расставляет детей в затылок друг за другом по степени овладения знаниями. А это значит, что она не выполняет тех функций, которые нужны ребенку: не фиксирует продвижения конкретного ребенка, и не является реальным показателем рейтинга его знаний в масштабах города, области, страны.
Удобство нынешней оценки и для учителя эфемерно: ее легко выставить, опираясь на формальное сопоставление с единым для всех эталоном. Но ею никак нельзя пользоваться в дальнейшем, потому что неизвестно, какого рода просчеты были в той или иной контрольной, и какого рода дополнительная работа нужна тому или иному ученику, чтобы ликвидировать пробелы. То, что эта отметка совмещает в себе текущую и итоговую, тоже обманывает кажущейся легкостью прогноза. Любые выводы, сделанные на основании существующей системы отметок, называть прогнозом – профанация, хотя, такой прогноз повсеместно делается и для некоторых детей навсегда рушит образовательную, да и реальную жизненную траекторию.
Что же можно сделать уже сейчас?
Важно, чтобы новые формы оценки позволяли в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения каждого ребенка, а на определенных этапах: конец раздела, конец темы, конец курса, - позволяли сравнивать их достижения с некоторым эталоном. Есть уже опыт экспериментальный работы более чем 1000 школ страны по педагогической технологии уровневой дифференциации. Для организации такой работы выделяются важные смысловые периоды: не четверти и полугодия, которые смысловой нагрузки не несут, а темы. На этот этап формулируется ожидаемый результат в требованиях базового уровня, необходимого каждому ребенку. Это тот минимум, который позволяет продолжать обучение.
Внутри темы учитель последовательно ведет детей к результату, ожидаемому в конце, который известен каждому ученику, открыт родителям. Это позволяет соотносить свой уровень подготовки с требованиями, делать осознанно выбор уровня освоения материала, своевременно устранять существующие трудности. При этом учитель пользуется оценками, стимулирующими учение, фиксирует продвижение каждого ученика к известным обеим сторонам целям.
Достижение критической границы знания во всех областях необходимо каждому, и поэтому к итоговой оценке можно подходить с единой меркой, отмечая факт освоения предмета на этом уровне: зачтено – не зачтено.
За все достижения, превышающие этот базовый уровень, ученик поощряется дополнительно содержательными оценками или оценками «хорошо», «отлично», а на первых порах – привычными «4», «5». То, чего надо достигнуть для овладения более высоким уровнем так же, как и базовый уровень, известно всем участникам образовательного процесса еще до начала изучения темы.
Важно, что каждый, кто достигает базового уровня ощущает себя успешным. Остановиться на этом уровне может позволить себе как сильный ученик, который данную область не считает важной и увлеченный другой, так и более слабый, для которого превышение базового уровня сложно. При этом последний может сохранять лицо и ощущать себя психологически комфортно, при этом школьная отметка не будет разрушать положительную самооценку.
Учителю удобно заменить малоинформативный классный журнал на специальные листы учета и контроля. Беглого взгляда на этот лист достаточно, чтобы вспомнить, с какими заданиями ученик не справился с первого раза, а значит, что требует дополнительной проработки перед до сдачей. Возможны индивидуальные домашние задания и индивидуальная работа на уроке, например, по карточкам, причем это будет не пустая трата времени, а целенаправленная работа по устранению пробелов.
Разные мнения учащихся об оценке.
Оценки НУЖНЫ:
- Я считаю, что оценки нам нужны, т. к. ученик может оценить то, на сколько он сделал задание.
- Оценки - показатель знаний. Я считаю, что они нужны. Оценивать знания нужно, т. к. они помогают понять уровень знаний.
- Я считаю, что оценки в школе нужны для того, чтобы знать как усвоен пройденный материал. Но знания не всегда оцениваются справедливо.
- Оценки, как мне кажется, нам нужны. Прежде всего это нужно для того, чтобы мы могли узнать оценку наших знаний, на сколько мы знаем и что надо «подтянуть». Но многие учителя несправедливо ставят оценки.
- В школе нужны оценки. Это помогает оценивать себя и знать оценку своих знаний. Но сейчас в своей большей части оценки не объективны. Нашему образованию нужны объективные оценки знаний и полное искоренение коррупции в этой сфере.
Оценки НЕ НУЖНЫ:
- А кому вообще нужны оценки? Они никому не нужны. Допустим, вызывают к директору насчёт успеваемости, начинают орать на ученика. Надо оценивать в конце года. Сделать контрольную за прошедший учебный год, а после работы решать, вызывать к директору или нет.
- Я считаю, что оценки вообще не нужны. Из-за них ты нервничаешь, иногда, а даже не иногда ты сильно разочаровываешься и не хочешь больше ничего делать по этому предмету из-за обиды или несправедливости, потому что ты понимаешь, что в любом случае, если надо, то тебя завалят. Оценки нужны родителям, якобы контроль, но в любом случае они не смогут повлиять на оценку, не зная ситуации. Альтернативный метод - это, мне кажется, срезы после каждой темы, за которые ты получаешь + или -, и к концу года у тебя будут стоять темы + и темы -.
- Оценки не нужны потому, что все ученики хотят получать положительные оценки, а когда их не получаешь, ты огорчаешься и тебе охото насолить учителю. Вот мое мнение на оценки.
- Я считаю, что оценки в школах не нужны, ведь каждый учится для себя. Если ученик получает 2, то он начинает дергаться и направлять все свои силы на этот предмет, запуская другие, и так по кругу.
- Также очень многие учителя ставят оценки по своему настроению или отношению к ученику.
- Оценки не нужны, так как нельзя правильно оценить ученика. Например, ученик ответил хорошо, и ему поставили 5. Другой ученик ответил тоже хорошо, но лучше первого, но он тоже получил 5. А еще нельзя правильно оценить устный ответ. Предлагаю систему как в Европе: в конце четверти ученик приходит и сдает материал учителю или пишет тест.
- А каково ваше отношение к оценкам?
Существует мнение, что стандартная пятибалльная система оценки знаний изжила себя.
Двойками в школе почти не пользуются, чтобы не портить статистику успеваемости (ибо двойка – это неуспеваемость, а тройка – уже успеваемость), единицу учителя вообще ставят только в случае крайнего нервного срыва. Остаются всего три оценки, которые часто не отражают реальный уровень знаний.
В начальных классах часто вместо оценок используют разные ёлочки-флажочки, которые рисуют на полях «отличной» тетрадки... ...важно не навешивать...с первых шагов ярлык двоечника и неудачника и не отбивать охоту к познанию и совершенствованию.
А вот в средних и старших классах двойка, на мой взгляд, нужна. Ведь повзрослевшие дети прекрасно понимают, что учитель всё равно не поставит им, например, двойку в четверти, чтобы не иметь проблем со школьной администрацией. И что в итоге?
Многие слабые ученики вместо того, чтобы хоть что-то подучить и прояснить, просто «забивают» на учёбу, не ходят на уроки, не ведут тетрадь. Школа-то всё равно выпустит с аттестатом.
А «липовые» троечники – это не только ученики, которые из-за своей безответственности не получат должных знаний и ограничат своё образование школой. Это и обида хороших, прилежных учеников, которые часто изо всех сил стараются что-то выучить, но получают в итоге ту же тройку.
А знай «липовые» троечники, что их просто не аттестуют в случае халатного отношения к учёбе (или поставят ту самую двойку и оставят на второй год) – ответственность и старательность не преминули бы появиться. Тем более что всех учеников по окончании школы ждёт ЕГЭ, на котором двойки как раз ставят, поэтому лучше заранее быть готовым к такому повороту событий, а не утешаться «липовой» тройкой.
Некоторые дети очень болезненно воспринимают такую оценку и в состоянии аффекта способны на самые необдуманные поступки. А что скрывать, к сожалению, до
Или «влепить пару» в наказание даже хорошему ученику, который не выполнил задание, но переживать будет сильно.
Поэтому важен настрой родителей по отношению к детской двойке. Не надо делать вид, что двойка – это ерунда и дело привычное. Пусть ребёнок поймёт, что получать двойки и лениться – не в его интересах.
В школе нас классифицируют, как предметы на заводе - по типу и классу. Также все думают, как убедить ребенка учиться
? А надо ли это? Давайте посмотрим, есть ли альтернатива и может ли ученик хотеть учиться сам?Кто-то двоечник, кто-то троечник, кто-то хорошист, а кто-то отличник. Если задуматься, сколько времени существует такая практика, то мы обнаружим, что она существует не долго. Также можно увидеть, что с момента внедрения оценочной технологии грамотность в школах заметно упала.
НО ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ ВНИМАТЕЛЬНО И НЕПРЕДВЗЯТО, ТО РЕЗУЛЬТАТ ЛЮБОЙ ШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКИ МОЖНО ОСПОРИТЬ. ПОСМОТРИТЕ НА ДВУХ ТРОЕЧНИКОВ. НЕУЖЕЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ОНИ ОДИНАКОВЫЕ ТРОЕЧНИКИ? ИЗ ДЕСЯТКА РАЗНЫХ ТРОЕЧНИКОВ ВЫ НЕ НАЙДЕТЕ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ ПО УРОВНЮ ЗНАНИЙ ЛЮДЕЙ.
То же самое касается всех хорошистов и всех отличников и даже тех, кто учится неудовлетворительно. Так,
как убедить ребенка учиться , если мы не можем понять кто есть кто? Когда мы говорим, что кто-то неудовлетворительно учится, мы подразумеваем, что этот двоечник НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ, но это же ложь!!!Кому выгодны школьные оценки?
Государство хочет, чтобы на него работали различные люди, и оно совершенно не нуждается в том, чтобы эти люди были грамотны. Нужны специалисты (это обычно хорошисты и отличники) и нужны рабочие (это обычно двоечники и троечники).
Многие дети с самого раннего детства не соглашаются с такой системой оценок и подвергаются гонениям со стороны учителей. Некоторые из них продолжают не соглашаться и становятся предпринимателями или деятелями искусства. Те же, кто согласился, становятся работниками, которые умеют подчиняться и которых можно оценить.
Ни двоечник, ни троечник, ни хорошист не могут победить, а после этого мы думаем, как убедить ребенка учиться. Им навесили ярлык - не знающий или не до конца знающий. Но ведь школа это игра, цель которой - знать. Стали бы вы играть, например, в футбол, если выиграть не можете? Если тебе с помощью оценок говорят, что ты не знаешь - ты проигрываешь все 10 лет школы и 5 лет института. И кто ты будешь после этого?
Но посмотрите на отличника, разве он выигрывает? Школьная система образования, как будто построена так, чтобы невозможно было что-то понять. Отличник и не понимает, так как зачастую он просто выучивает всё наизусть, но применить не может (так как нет технологии обучения). Поэтому отличник много часов проводит за зубрёжкой, болеет и переживает.
Есть ли альтернатива оценочной системе?
Бальная система также не приводит к результату - ученик, который понимает предмет. Система зачетов помогает найти то, что ученик не понимает, но основы обучения данная система не предоставляет.
Лучшая система обучения и оценки знания была в древней Греции, когда на форум (ищу репетитора - таких мыслей не было в то время) приходили ученики и преподаватели.
Они могли спорить друг с другом, а учитель старался развить в ученике способность к суждению. В итоге ученик был удовлетворен тем, как он усвоил предмет. Он четко знал, что понял и его самоосознание - было для учителя лучшей оценкой.
Вы думаете в то время кому-то приходило в голову что-то списывать? Не это была цель! Целью была не оценка, а знание и умение.
Садись, два! (Нужна ли в школе двойка?)
Существует мнение, что стандартная пятибалльная система оценки знаний изжила себя. Двойками в школе почти не пользуются, чтобы не портить статистику успеваемости (ибо двойка – это неуспеваемость, а тройка – уже успеваемость), единицу учителя вообще ставят только в случае крайнего нервного срыва. Остаются всего три оценки, которые часто не отражают реальный уровень знаний.
В начальных классах часто вместо оценок используют разные ёлочки-флажочки, которые рисуют на полях «отличной» тетрадки. И это правильно: успеваемость младшего школьника – показатель нестабильный, он ведь ещё только привыкает к школе, к классно-урочной системе, только приступает к освоению новых предметов. Поэтому так важно не навешивать на него буквально с первых шагов ярлык двоечника и неудачника и не отбивать охоту к познанию и совершенствованию.
А вот в средних и старших классах двойка, на мой взгляд, нужна. Ведь повзрослевшие дети прекрасно понимают, что учитель всё равно не поставит им, например, двойку в четверти, чтобы не иметь проблем со школьной администрацией. И что в итоге?
Многие слабые ученики вместо того, чтобы хоть что-то подучить и прояснить, просто «забивают» на учёбу, не ходят на уроки, не ведут тетрадь. Школа-то всё равно выпустит с аттестатом.
А «липовые» троечники – это не только ученики, которые из-за своей безответственности не получат должных знаний и ограничат своё образование школой. Это и обида хороших, прилежных учеников, которые часто изо всех сил стараются что-то выучить, но получают в итоге ту же тройку.
А знай «липовые» троечники, что их просто не аттестуют в случае халатного отношения к учёбе (или поставят ту самую двойку и оставят на второй год) – ответственность и старательность не преминули бы появиться.
Тем более что всех учеников по окончании школы ждёт ЕГЭ, на котором двойки как раз ставят, поэтому лучше заранее быть готовым к такому повороту событий, а не утешаться «липовой» тройкой.
Правда, в распределении двоек должна быть определённая разумность.
Некоторые дети очень болезненно воспринимают такую оценку и в состоянии аффекта способны на самые необдуманные поступки. А что скрывать, к сожалению, до сих пор немало учителей, способных двойкой «отомстить» ребёнку за несоответствие учительским ожиданиям. Или «влепить пару» в наказание даже хорошему ученику, который не выполнил задание, но переживать будет сильно.
Поэтому важен настрой родителей по отношению к детской двойке. Не надо делать вид, что двойка – это ерунда и дело привычное. Это воспитает в ребёнке чувства безнаказанности и безответственности.
Нужно обязательно выяснить, почему ребёнок получил плохую отметку. Если она единичная и случайная – лучше утешить и приободрить незадачливого ученика, сказать, что он легко сможет свою двойку исправить. Но если Вы чувствуете, что плохие оценки – результат лени и некачественной подготовки к уроку – примите меры, используйте определенные запреты. Пусть ребёнок поймёт, что получать двойки и лениться – не в его интересах.
Вопреки распространённому мнению, поведение ученика на его успеваемость почти не влияет. То есть даже самый тихий и послушный, внимательно слушающий учителя ребёнок может совсем не понимать предмет. И наоборот, хулиганистый, буквально стоящий на голове ученик – учиться если не на «пять», то на твёрдую четвёрку.
Одной из причин плохой успеваемости по какому-либо предмету может быть отсутствие у ребёнка склонности к нему.
Обычно дети довольно чётко делятся на гуманитариев и технарей, соответственно, двойки у таких детей бывают либо по математике (физике, информатике), либо по русскому языку (литературе, истории).
Можно ли сделать что-то в таком случае?
Путём упорного труда и сидения над учебниками и решебниками – да, можно добиться четвёрки. Но научить будущего писателя отлично считать, а гениального программиста – писать стихи вряд ли получится, да и надо ли?
К тому же дети, крайне успешные в какой-то одной области, обычно и к оценкам по другим предметам относятся внимательно, стараясь двоек не допускать. Так что в этом случае проблема неуспеваемости ребром не встанет.
Бывает, что двойки – результат «запущенности» предмета.
Например, ребёнок много проболел (или, скажем честно, провалял дурака), а теперь не может понять, о чём идёт речь на уроке, да и дома самостоятельно изучить упущенный материал не в состоянии.
В этом случае родителям можно просто позаниматься с ребёнком, попросить о дополнительных занятиях учителя или нанять на время репетитора. Подтянувшись с их помощью, ученик сможет учиться самостоятельно, и проблема плохих оценок решится.
Иногда в плохих оценках ребёнка виновна тяжёлая психологическая обстановка в семье. Родители могут конфликтовать между собой или находится в конфронтации с ребёнком, в связи с чем ребёнок будет противиться обучению, а иногда и просто не иметь времени и должного настроя, чтобы подготовить уроки.
Отягощённому личными или семейными проблемами ребёнку также одиноко и тоскливо, как и взрослому, и он точно также испытывает апатию и нежелание что-либо делать, тем более делать старательно.
Более слабый ученик в таком случае просто махнёт на учёбу рукой, решив, что всё плохо и бесполезно куда-то рваться.
Более способный и ответственный ребёнок будет переживать из-за невозможности полноценно готовиться к урокам, постоянно проверять и перепроверять свои знания, «зависать» на одном и том же вопросе из-за излишней нервозности и ощущения нестабильности, и в итоге также уйдёт в школу за двойкой.
В таком случае помочь может только доверительная беседа с ребёнком, попытка установить с ним контакт, ободрить, успокоить. В крайнем случае, нелишней будет и помощь семейного психолога.
Но большинство хронических двоечников плохо учатся не по вышеназванным причинам, а из-за рассеянного внимания. Причём, рассеянное внимание – не результат непослушания, а генетическая, физиологическая особенность ребёнка.
Таким детям обычно очень трудно сконцентрироваться на приготовлении домашнего задания, они всеми силами оттягивают этот процесс, а когда приходит время садиться за уроки – буквально засыпают за столом с открытыми глазами, вяло реагируют на вопросы родителей, медленно пишут, читают и рассуждают. В итоге домашнюю работу за ребёнка приходится делать самим родителям – иначе он вообще ничего не успеет.
На уроке рассеянный малыш обычно не успевает записать всё, что диктует учитель, не сразу понимает суть заданий, часто и с охотой отвлекается на посторонние дела – и, как следствие, отстаёт и ничего не понимает.
Чем помочь такому ребёнку?
Во-первых, обратиться к врачам с целью проверить слух, зрение, психику, посоветоваться с учителями и школьным психологом, ведь учиться иногда мешают банальные болезни и недомогания. Во-вторых, если есть возможность – перевести ребёнка в коррекционный класс. Многие родители яро сопротивляются такой перспективе, боясь, что обучение в таком классе «непрестижно». Но подумайте, Вашему ребёнку нужен индивидуальный подход, дополнительные разъяснения, гибкие методы обучения и оценки.
Разве возможно всё это получить в классе, где кроме вашего ребёнка 30 человек, причём они успевают больше Вашего ребёнка и «гонят» учителя вперёд. А отстающий ученик за бортом исследований и открытий грустно хлопает глазами, пытаясь хоть что-то успеть…
В коррекционном классе облегчённая программа, но она позволит ребёнку закончить школу, освоив хотя бы азы наук, научиться грамотно писать и бегло читать, связно излагать свои мысли.
В-третьих, несмотря на кажущуюся бесперспективность этого занятия – всегда делайте с ребёнком уроки, направляйте его, подбадривайте и направляйте.
Не требуйте от него головокружительных достижений, не ставьте в пример соседских детей – ребёнок только излишне будет переживать, что ему всё равно никогда не достичь таких результатов, а от таких мыслей у любого руки опустятся.
Хвалите ребёнка даже за маленькие достижения и успехи. Учите его не столько обязательно понимать и успевать всё, сколько ставить перед собой цель и достигать её, не пасуя перед трудностями.
Не всегда даже отличники добиваются в жизни каких-то особых высот. Среди успешных людей много и отличников, и бывших двоечников. Немало зависит от везения, старательности, основательности и ответственности. А ещё – от веры в себя, которая появляется, в том числе, и благодаря нашей семье.
Любите ребёнка вне зависимости от того, какие оценки он приносит из школы, помогайте ему преодолевать трудности, и пусть Ваши старания отразятся не в дневнике, а в судьбе ребёнка.