«Черный человек» Сергей Есенин
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
То ли ветер свистит
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…. . . . . . . . . . . . . . . .
…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…
Анализ стихотворения Есенина «Черный человек»
Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.
Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму, первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому Есенин вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.
Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».
Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта . Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», — сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.
Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.
Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо . Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.
Образ, которым является Черный человек в одноименном стихотворении Есенина, во многом напоминает нечто наподобие совести. Только как подобает хулигану и алкоголику и Есенина черная совесть, которая приходит для того чтобы зачитать грехи перед отходом в иной мир.
На самом деле стихотворение более чем символичное и пророческое, оно написано в год гибели поэта, который на тот период ощущал крайний упадок собственных эмоций, разочарование во многом, не смотря на новую супругу – Софью Толстую, которая отличалась привязанностью к Сергею Александровичу.
В этом стихотворении Есенин как будто не ассоциирует себя с собственной личностью, он различает внешний образ «прохвоста и забулдыги», который нагоняет «тоску и страх» с собственной внутренней идентичностью. В каком-то смысле разбитое зеркало в завершение этого стихотворения указывает на отказ героем принять внешний образ как нечто соответствующее подлинному положению дел.
Отдельные факты, которые приводит черный человек, образ которого также описывается как монах над усопшим, в связи с чем снова наблюдаются пророческие коннотации этого стихотворения, не интересуют лирического героя. Есенину не интересно слушать о себе самом, ему не хочется снова знать историю о молодом поэте и авантюристе самой высшей пробы. Слова черного человека наводят ужас, герой чувствует себя в чем-то виноватым, вероятно, в этом проявляется какая-то внутренняя вина Есенина за обретенную известность и различные блага, подобно тому как любой более-менее состоявшийся и искренний человек регулярно себя спрашивает достоин ли он всего этого и здесь поэт просто предлагает подобный вопрос доведенный до предела.
Действие стихотворения разворачивается в пространстве комнаты лирического героя, он не может уснуть и терзается ночью душевными муками. Воспоминания переносят в различные эпизоды из собственной биографии, фигура черного человека вносит дополнительное смятение. Злобное альтер-эго стремится распространить тоску и печаль в тоске поэта, но во многом он сам занимается ироничным разоблачением собственной личности и профессии, подшучивает над некоторыми особенностями поэтов, которые могут читать «дохлую томную лирику» без особенной для этого надобности.
Безусловно, стихотворение по большей части похоже на самоисповедь. Есенин сумел зафиксировать в нем ощущения свойственные душе в период тотального упадка.
Вариант 2
Исповедь представляет собой наиболее сокровенное действо, самое тайное и способное при этом возносить душу к вершинам. Для поэта исповедь является действом практически непрерывным, причем и личным и публичным. Поэт исповедуется перед собой и публикой по причине потребности всегда оставаться чистым и старательно отмывать собственную душу ради возможности говорить нечто действительно стоящее, быть чем-то действительно стоящим.
В стихотворении Черный человек мы видим именно такую исповедь Есенина. Ночь, он толи стоит, толи лежит перед зеркалом, возможно в небольшом алкогольном бреду или приступе начинающегося тяжелого похмелья. В зеркале видится черный человек, который приходит к поэту, этот человек – он сам, его совесть или некий фатальный гость.
Есенин сам слушает собственную исповедь, вспоминает некоторые детали биографии. Сорокалетняя женщина – воспоминание о романе с актрисой Миклашевской, немного игривый перебор откуда был поэт «может в Калуге, а может в Рязани» - указание на деревенское детство.
В содержании прослеживаются нотки тягости и печали. Стихотворение написано в 1925 году, когда Есенин, согласно распространенной версии повесился, хотя, вероятно, был повешен чекистами. Поэтому образ черного человека тут становится образом предчувствия чего-то недоброго, какого-то судьи, который является и спрашивает за различные прегрешения, зачитывает грехи из книги жизни.
Есенин относится к этим нотациям немного надменно и презрительно.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай
Он со светлым цинизмом смотрит на рассказы от черной совести, хотя не гнушается также и самоиронией, высокой степенью рефлексии. Эти нотки наблюдаются в описании поэтов как истекающих половой истомой, в понимании как на него могут смотреть как на жулика бесстыдно обокравшего кого-то и подобным образом.
В итоге поэт разбивает морок, снимает наведенную иллюзию, разбивая зеркало в котором мерещится черный человек. Он возвращается в нормальный мир, но этот мир стал другим, ведь «ночь наковеркала». Он завершает ночную исповедь, подобно тому как монах завершает ночное бдение.
Анализ стихотворения Черный человек по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения На смерть князя Мещерского Державина
Произведение На смерть князя Мещерского написано в 1801 в связи с понятными событиями. Как таковой жанр некролога и эпитафии имеет довольно глубокие корни, но Державин, как представитель классицизма
- Анализ стихотворения Огородник Некрасова
Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.
- Анализ стихотворения Музе Фета
Стихотворение Афанасия Фета, получившее название «Музе», было написано в 1882 году. Ему недавно исполнилось шестьдесят, за это время он успел выпустить несколько сборников стихотворений,
- Анализ стихотворения Мандельштама Раковина
Ранний период творчества Осипа Мандельштама имеет свои тонкости и свою форму написания. Особое место в нем занимает стихотворение Раковина, написанное в 1911 году и является частью известного сборника Камень.
- Анализ стихотворения Муза Некрасова
Некрасов дает оценку своему собственному творчеству, поэтому в 1852 году он пишет стихотворение «Муза», здесь он старается пояснить, что именно вдохновляет его на создание великих произведений.
Поэма “Черный человек” Есенина – это не просто в одночасье хлынувший на бумагу поток мыслей, поэт задумывал ее давно и завершил в последний год своей жизни, что придало произведению несколько мистическое звучание. Краткий анализ “Черный человек” по плану, использованный на уроке литературы как основной или дополнительный материал, станет для учеников 11 класса проводником в мир последних дней поэта.
Краткий анализ
История создания – поэма была задумана поэтом еще во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.
Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.
Композиция – она построена на диалогах и больше напоминает пьесу.
Жанр – лироэпическая поэма.
Стихотворный размер – дольник.
Метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица” .
Эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники” .
Олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?” .
История создания
Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился еще в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжелый для восприятия. Есенин решил сократить ее, но депрессивность и глубина страдания, воплощенные в поэтической форме, все равно поражают.
По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у нее просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные еще в Америке, и значительно сократить произведение.
Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось. Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждет от него революционных маршей. Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжелый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Черного человека”, который был завершен в 1925 году.
Тема
Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает свое ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит это человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви – кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.
“Черный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом стих является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.
Композиция
Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал театральную композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким черным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.
В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой прием, как вступление – в нем Есенин обращается к другу.
Жанр
Несмотря на композиционные особенности, произведение легко определить как лироэпическую поэму. С одной стороны, в нем описывается эмоциональное состояние героя, с другой – поэма посвящена истории его жизни, с ней есть сюжет, который можно отследить. Есенин использует в нем тоническую систему стихосложения – дольник, так как именно с его помощью он может передать свое настроение и показать, как он устал от этой жизни и как тяжело ему видеть себя в зеркале.
Средства выразительности
Все художественные средства, использованные в произведении, работают на его идею – это странные, порожденные явно больным воображением метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица” , горькие эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники” , а также пугающие олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?” .
Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- Обучающая : формирование осознанных умений и навыков работы с текстом;
- Развивающая : развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся;
- Воспитывающая : вызвать сочувствие к трагической судьбе поэта С.Есенина.
Мне день и ночь покоя не дает
Сидит.
А.С.Пушкин “Моцарт и Сальери”
Ход урока
1. Слово учителя.
Слайд 1. Загадка “чёрного человека”
Образ “черного человека” - один из самых загадочных образов русской и мировой литературы. Более всего известна одна легенда, связанная с именем австрийского композитора Вольфганга Моцарта. Она гласит, будто незадолго до смерти к Моцарту явился человек, весь в черном, и заказал реквием. Реквием – это музыкальное произведение, исполняемое в храмах во время заупокойной службы. Композитор с увлечением принялся за сочинение музыки, но черный человек за своим заказом так больше и не пришел. И великого композитора посетила мысль, что реквием он писал для самого себя.
“Черный человек” - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы. Окончательно поэма завершена в ноябре 1925 года, за 1,5 месяца до смерти поэта.
Слайд 2-6. История создания поэмы.
Над "Черным человеком" Есенин работал два года. Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения.
В цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривал он со своим двойником-отражением или молча наблюдал за собой и как бы прислушивался к самому себе.
Вы знаете, что в ночь на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице “Англетер” Есенин покончил жизнь самоубийством.
Может, потому, что мы знаем роковые обстоятельства его смерти, эта поэма воспринимается сейчас, как своеобразный реквием поэта.
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третей
Сидит.
“Кто это был? И что ему во мне?” вопрошает Моцарт в трагедии Пушкина. Зададимся и мы этим вопросом.
2. Выразительное чтение поэмы “Черный человек”
Презентация чтения или видеоряд и чтение Сергеем Безруковым.
Анализ поэмы сопровождается слайдами презентации
Во вступлении скажем о том, что извлечь художественный смысл из произведения можно не прежде, чем уяснив себе его (произведения) жанровую природу. Речь идет не о родовой черте жанра, т. е. не о том, что “Черный человек” поименован “поэмой” и, стало быть, связан с поэзией. Речь о видовой жанровой черте - о таком понятии жанра произведения, когда он отвечает на вопрос: для чего оно? При подобном понимании жанр произведения - это сущность вещи, ее самодостаточность. Поэтому судить о жанре следует по той проблематике, которая для своего воплощения потребовала именно этого жанра. Внимательно вчитываясь в поэму, мы видим, что “Черный человек” - это художественная исповедь поэта, причем, как и положено ей, исповедь беспощадная, не щадящая самолюбия исповедующегося перед читателем героя поэмы.
Художественная исповедь Есенина.
1. Форма поэмы.
а) “Черный человек” написан в форме обращения (письма) к другу, которому герой (сам поэт?) сразу же сообщает: “Я очень и очень болен” и, в частности, жалуется на бессонницу, виновником которой считает некоего Черного человека: “Черный человек/Спать, не дает мне всю ночь”;
б) в той же форме письма к другу воспроизведены два монолога Черного человека, обращенные к герою поэмы. При всей похожести этих монологов они существенно разнятся между собой. Первый - почти панегирик некоему поэту (“хоть с небольшой, / Но ухватистой силою”), авантюристу (“Но самой высокой / И лучшей марки”), второй содержит обличающее введение к такому панегирику и обличение относится к собеседнику: “Я не видел, чтоб кто-нибудь /Из подлецов / Так ненужной глупо / Страдал бессонницей”, “И ты будешь читать / Свою дохлую томную лирику?”;
в) отчего же такой разнобой монологов? От обнаруживающего с самого начала разного понимания жизненных ценностей героя и Черного человека. Обратим внимание на оценочный эпитет героя: “Черный человек / Водит пальцем по мерзкой-книге...” и на отношение к той же книге Черного человека: “В книге много прекраснейших / Мыслей и планов”. А ведь речь, как выясняется, идет о книге жизни, прожитой неким поэтом, которого герой поэмы называет “скандальным” и беседовать о нем с Черным человеком решительно Отказывается.
Чувства героя поэмы.
В них можно выделить подвид: предчувствие. Но сперва все-таки о чувствах. Что испытывает герой, слушая первый монолог Черного человека? Возмущение, желание, чтобы тот оставил его в покое:
Черный человек! Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе Живешь водолазовой.
Что мне до жизни Скандального поэта.
Пожалуйста, другим Читай и рассказывай.
О какой “водолазовой” службе говорит герой? Очевидно, речь идет о низинах человеческого духа, в которых обитает Черный человек и из которых черпает свои сведения.
А почему второй монолог Черного человека доводит героя поэмы до бешенства: “Я взбешен, разъярен, / И летит моя трость/Прямо к морде его, / В переносицу...”? Видимо, потому, что слишком узнаваем портрет, который рисует своему собеседнику Черный человек:
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
Герой попросту не может здесь не узнать себя. Он не может произнести снова: “Что мне до жизни / Скандального поэта”. То есть если прежде он не понимал или делал вид, что не понимает, о ком идет речь, то теперь Черный человек высказался до конца - полностью прояснил ситуацию: “скандальный поэт” - это он, собеседник Черного человека.
Что же до предчувствия героя, то оно связано с толкованием черного человека в народных преданиях и легендах.. Черный человек в фольклоре - символ смерти. Так что в первом же обращении героя к другу: “Я очень и очень болен” не случайно это нагнетание: “очень и очень”, - герой предчувствует смерть.
3. Чувства Черного человека.
Черный человек - не антипод героя, как можно решить поначалу. Он выступает в роли его другого “я”, обличающего “я” первое. Его позиция после первого отпора ему героем очень характерна:
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой,-
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
Ведь речь о том, что герой не узнает себя в словесном портрете, который рисует ему Черный человек. Вот отчего- “голубая блевота”, “Жулик и вор” и т. п. - Черный человек не верит герою.
Но второй отпор Черному человеку со стороны героя открывает весьма неожиданную вещь: оказывается, что герой поэмы галлюцинировал: “Я в цилиндре стою. / Никого со мной нет”. Трость, которую бросил в Черного человека герой поэмы, разбила зеркало!
4. Введя в поэму образ “прескверного гостя” - Черного человека, Есенин заставил его наговорить о герое самые нелицеприятные вещи. Но если учесть, что Черный человек - это зеркальное отражение героя,то следует отдать должное полноте исповедальности поэта, бесстрашию его исповеди.
III. Пушкин написал однажды о невероятной трудности прилюдной исповеди: “Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя... Не лгать - можно; быть искренним невозможность физическая...” Эту физическую невозможность Есенин преодолел: его искренность в поэме “Черный человек” выдержана до конца.
Выводы записываем в тетрадь (демонстрируются на экране):
Таким образом,
- "Прескверный гость" - чёрный человек у Есенина - это не только его личный враг, он враг всего прекрасного, враг человека. Он олицетворяет чёрные силы, живущие в каждом. И именно в этом чёрный человек Есенина близок пушкинскому образу.Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. До сих пор не пришли исследователи к единому мнению о гибели поэта.
Поэма "Черный человек" глубоко индивидуальна, лирична, в то время как предметом эпоса традиционно считаются масштабные исторические события и обобщения. Здесь же только жизнь человека.
Герой С. Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени. Структура поэмы такова, что в центре - мир человека. Отсюда ведущий прием реализации авторского замысла - лирическая исповедь.
Ощущение глубокого трагизма не покидает нас с первых до последних страниц поэмы,она пропитана болью. Кажется, выхода нет.
Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью. Это лирическое выражение терзаний души поэма – одна из загадок творчества Есенина. Образ самого “прескверного гостя” - черного человека имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму “Моцарта и Сальери” Пушкина, где фигурирует загадочный черный человек.
Составление ассоциативного ряда со словом “черный” (черная зависть, черная молва, черная ночь, черная душа и.т.д.)
Приметы внешности черного человека(какой у него голос, движения, одежда, внешность)
Приятный образ для зрения, для слуха или отталкивающий? Никаких деталей безобразной внешности нет. Чем же вам не понравился этот образ? По душе ли лирическому герою поэмы этот незваный ночной гость? Какие чувства испытывает лирический герой до прихода гостя? Найдите в тексте слова, передающие его внутреннее состояние.
Ответы учащихся.
Рассмотрим звуковой, и слуховой, предметный ряд стихотворения. Это было ваше домашнее задание.
Как вы думаете, что может испытывать человек, находясь в такой атмосфере?
Страх и одиночество усиливаются или исчезают с появлением ночного гостя?
Какие чувства испытывает лирический герой после прихода ночного гостя (подтвердите текстом)?
Лирический герой не хочет ни видеть, ни слышать черного человека. Он ему неприятен, страшен, отвратителен. Почему?
Сколько раз за ночь приходит черный человек? Почему он столь навязчив? Чего он хочет от лирического героя? Цель его визита? В чем обвиняет он? И обвиняет ли? Или намекает?
Учитель: Как бы там ни было, очень важно, чтобы после нашего с вами разговора, у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то “певец бревенчатой избы”.
Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: “Что, на ваш взгляд, скрывается за образом “черного человека”?”.
Анализ поэмы С.А. Есенина «Черный человек»
Голова моя пашет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
С.А. Есенин. Черный человек
«Черный человек» - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы.
Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Это лирическое выражение терзаний души поэма - одна из загадок творчества Есенина. Ее разрешения в первую очередь связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» - черного человека. Его образ имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек.
«Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема - тема болезненной души, раздвоенной личности - традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова. Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое - в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным.
Читая поэму, невольно задаешь вопрос: черный человек - это смертельно опасный противник поэта или часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу.
Однако в литературном произведении важно не только, что написано, но и как. Тема двойничества выражена на композиционном уровне. Перед нами два образа - чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником - поэтическое выражение подсознательного. В исповедальной книге, читаемой «прескверным гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя. Соотношение монологической и диалогической речи выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы.
Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а взволнованный хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования. Метафора разбитого зеркала прочитывается как аллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни.
Однако эта «слишком ранняя усталость» все же преодолевается: в финале поэмы ночь сменяется утром - спасительной порой отрезвления от кошмаров тьмы. Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью совать с нее темные наслоения. Возможно, надеется лирический герой, это приведет к очищению.