Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и вместе с тем, как результаты специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.
"Дома табличек"
Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н. э. и сменявшие друг друга вплоть до 100-го г. н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника: были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, проводили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).
Почти в каждом городе были и школы. Учебные заведения появились здесь в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски - эдуббы). Оно происходит от глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н. э. С начала 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.
Первые очаги культуры возникли на берегу Персидского залива в Древней Месопотамии (Междуречье). Именно здесь, в дельте Тигра и Евфрата, в IV тысячелетии до н.э. жили шумеры (интересно, что только в XIX в. выяснилось, что в низовьях этих рек люди жили еще задолго до ассирийцев и вавилонян); они построили города Ур, Урук, Лагаш и Ларса. Севернее жили семиты-аккадцы, главным городом которых был Аккад.
В Месопотамии успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система нотной грамоты, изобретены колесо, монеты, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат). Искусство древних народов может показаться сложным и загадочным: сюжеты произведений искусства, приемы изображения человека или события представления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий – добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов. Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических событий: их понимали как отчет человека перед богами.
В начальный период возникновения письменности в Шумере покровительницей писцов считалась богиня урожая и плодородия Нисаба. Позднее аккадцы создание писцового искусства приписывали богу Набу.
Письмо возникло, как полагают, в Египте и Месопотамии примерно одновременно. Обычно изобретателями клинописи считают шумеров. Но сейчас уже накопилось много свидетельств того, что шумеры заимствовали письмо у своих предшественников в Месопотамии. Однако именно шумеры развили это письмо и поставили его в широких масштабах на службу цивилизации. Первые клинописные тексты относятся к началу второй четверти III тысячелетия до н. э., а через 250 лет была создана уже развитая система письменности, и в XXIV в. до н.э. появляются документы на шумерском языке.
Основным материалом для письма со времени возникновения письменности и по крайней мере до середины 1 тысячелетия служила глина. Инструментом для письма служила тростниковая палочка (стиль), углом среза которой вдавливали знаки на влажную глину. В I тысячелетии до н. э. в Месопотамии в качестве материала для письма начали пользоваться также кожей, привозным папирусом и длинными узкими (3-4 см шириной) дощечками с тонким слоем воска, на котором писали (вероятно, тростниковой палочкой) клинописью.
Центрами писцового дела были храмы. По-видимому, шумерская школа и возникла как придаток храма, но со временем отделилась от него, появились храмовые школы.
К середине III тысячелетия по всему Шумеру было много школ. В течение второй половины III тысячелетия шумерская школьная система процветала, и от этого периода сохранились десятки тысяч глиняных табличек, тексты ученических упражнений, выполненных в процессе прохождения школьной программы, списки слов и разных предметов.
Найденные при раскопках школьные помещения были рассчитаны на небольшое число детей. Судя по величине двора, где предположительно велись занятия в одной урской школе, там могло поместиться 20-30 учеников. Необходимо отметить, что классов не было, старшие и младшие учились вместе.
Школа носила название е dubba (по-шумерски «дом таблички») или bit tuppim (по-аккадски с тем же значением). Учитель по-шумерски назывался ummea, ученик по-аккадски talmidu (от tamadu – «учиться»).
Шумерская школа, как и в более поздние времена, готовила писцов для хозяйственных и административных нужд, прежде всего государственного и храмового аппарата.
В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина II тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях, – зиккуратах, – имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний.
Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. Обучение было основано на бесконечных повторениях. Учитель разъяснял ученикам тексты и отдельные формулы, устно комментируя их. Записанная табличка много раз повторялась, пока ученик не запоминал ее.
Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или одноклассником, но и с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали те или иные суждения.
В школе царила суровая палочная дисциплина. По свидетельству текстов, учеников били на каждом шагу: за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д.
В центрах древней культуры – Уре, Ниппуре, Вавилоне и других городах Двуречья, – начиная со II тысячелетия до н.э., в течение многих столетий в школах создавались коллекции литературных и научных текстов. Богатые частные библиотеки имели многочисленные писцы г. Ниппура. Самой значительной библиотекой в древней Месопотамии была библиотека царя Ашшурбанапала (668 – 627 до н. э.) в его дворце в Ниневии.
Безусловно, в Месопотамии во все периоды в школах обучались лишь мальчики. Единичные случаи, когда женщины получали образование, можно объяснить тем, что они учились дома у своих отцов-писцов.
Лишь небольшая часть писцов, окончивших школу, могли или предпочитали заниматься преподавательской и научной работой. Большинство же после завершения обучения становились писцами при дворе царей, в храмах и гораздо реже в хозяйствах богатых людей.
Мы рассмотрели наиболее важные вопросы, связанные с возникновением и развитием школы. Значение древнейших школ на Земле было велико. Несмотря на трудную долю ученика, которая выпадала ему во время учебы (что следует из приведенных ранее текстов), писцовое образование было необходимо для последующего продвижения по службе. Тех, кто заканчивал дома табличек, можно было назвать счастливыми. Без этих домов табличек наверняка не было бы у этого древнего народа такой высокой культуры, – они умели не только читать, умножать и делить, но и писать стихи, сочинять музыку, они знали астрономию и минералогию, создали первые библиотеки и многое другое. Изучение истории всегда очень увлекательно и, кроме того, способствует осмыслению накопленного человечеством опыта, сравнению его с сегодняшним днем, т.е. дает все новую и новую «пищу для размышления».
1. Воспитание и обучение в Древнем Египте.
2. Школы в Месопотамии.
1. Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к III тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание. Огромную роль в Древнем Египте играло семейное воспитание:
Мальчикам и девочкам уделялось равное внимание;
Дети усваивали мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире;
Ребенок, прежде всего, должен был научиться слушать и слушаться;
Признавалась естественность и необходимость физических наказаний;
Обычай передавать профессию по наследству - от отца к сыну. Своего рода государственные школы существовали при храмах, дворцах царей и вельмож.
Характерные черты обучения в древнеегипетских школах.
Основная цель - подготовка служилых писцов, из которых составлялась администрация египетского государства;
Школьная дидактика отличалась утилитаризмом;
Обучение, как правило, начиналось с 5 лет;
Профессиональное образование продолжалось иногда до 25 - 30 лет;
Ученики должны были относиться к учителю как к отцу;
Школа не только давала сумму знаний, но и воспитывала стиль поведения;
Широко применялись телесные наказания;
· основа образования обучение сложной системе письма: ученики копировали текст целиком, письмо считалось "словом бога";
· образование включало также знание религиозных текстов и магических формул;
· обучение строилось на заучивании текстов;
· математические задачи обычно имели практический характер;
· немаловажное значение придавалось обучению игре на музыкальных инструментах.
2. Шумерские школы первоначально существовали при храмах. Храмы в Шумере играли важную экономическую роль и вели крупное хозяйство, требовавшее письменной документации и подготовки грамотного персонала.
Видимо, уже в середине III тысячелетия до н. э. сложился тип школы, общий для всех шумерских городов.
В связи с распадом храмовых хозяйств в начале II тысячелетия до н. э. утрачивают значение и храмовые школы, уступая место частным школам, открывавшимся с одобрения властей во всех городах. Учителями в них были обычно писцы-практики, взимавшие с учеников регулярную плату, а также получавшие единовременные поощрения. Обучение в школах Месопотамии:
Обычно от 12 до 20 учеников у одного учителя;
Телесные наказания (за опоздания, баловство, вставание без разрешения, плохой почерк);
Большая часть учеников - из знатных семей, но встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков и даже рабов;
Обучение в школе начиналось с 5 - 7 лет (первая стадия продолжалась3-4 года);
Профессиональную подготовку юноша получал к 20 - 25 годам;
В школах, как правило, учились только мальчики;
Основное внимание уделялось изучению языка и литературы;
Ученики упражнялись в переводах и в заучивании религиозно-магических шумерских текстов;
Переписывали текст много раз, учитель комментировал отдельные формулы;
Общее обучение включало также основы арифметики и геометрии;
Заучивались списки слов по определенной тематике, в том числе специальные термины жрецов, ювелиров, юристов;
Учащимся нередко давали профессиональные сведения о различных ремеслах, они изучали знаменитые Законы Хаммурапи;
Во главе шумерской школы стоял "отец школы", его помощники именовались "старшими братьями";
Школы имели библиотеки клинописных текстов (за что именовались "домами табличек") и являлись центрами культуры.
В то же самое время начала складываться особая литература, обслуживавшая школу. Первые словари и хрестоматии, оформленные в виде клинописных табличек, появились в Шумере за 3 тыс. лет до н. э. В них включались поучения, назидания, наставления.
Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамии)
Приблизительно в IV тыс. до н.э. в Междуречье Тигра и Евфрата возникли города-государства Шумер и Аккад, существовавшие здесь почти до начала нашей эры, и другие древние государства, такие как Вавилон и Ассирия. Все они обладали достаточно развитой культурой. В них получили развитие астрономия, математика, сельское хозяйство, была создана оригинальная письменность, возникли различные искусства.
В городах Месопотамии существовала практика древонасаждения, прокладывались каналы с мостами через них, возводились дворцы для знати. Условия жизни, сложившиеся в древних городах, развивающиеся хозяйственные отношения требовали все большего и большего количества грамотных людей. Писцы были нужны и для заключения сделок, и для государственной службы, и в храмах. Их значимость, или, говоря современным языком, – социальный статус постоянно повышался. Стать писцом означало добиться успеха, получить высокооплачиваемую работу и уважение. Именно поэтому шумерские школы – эддубы стали столь популярны в городах.
Дословно эддуба – дом табличек. Это связано с тем, что шумерские письмена наносились на пластинки из сырой мягкой глины специальными деревянными резцами. Потом плитки обжигались в специальных печах, твердели и могли храниться фактически вечно. Большое количество шумерских текстов сохранилось до наших дней благодаря этой древней технологии – ученые обнаруживают их во время археологических раскопок.
Мировую известность получили глиняные рукописи из библиотеки и архива древнего города Ниппура. Наиболее важными документами считаются летописи Ашшурбанипала (668–626 до н.э.), законы царя Вавилона Хаммурапи (1792–1750 до н.э.) и законы Ассирии второй половины II тыс. до н.э. Именно из этих бесценных свидетельств древности удалось узнать о школах Междуречья, их укладе, разновидностях, особенностях обучения. Известно, что эддубы создавались при храмах и дворцах. В них обучались дети соответствующих сословий. Для детей из незнатных семей тоже были школы. Писцы нередко зарабатывали школьным делом, организуя эддубы при своих домах, обучали детей письменности для хозяйственных нужд, получая приработок. Многие школы впоследствии становились культурными центрами, перерастая в хранилища табличек – своего рода древние библиотеки.
Воспитание в древнейших государствах Междуречья полностью соответствовало патриархально-семейному укладу жизни, в котором почиталась власть отца в семье. В древнем манускрипте "Кодекс Хаммурапи" говорится об ответственности отца за приучение сына к благочестию и обучение его своему ремеслу, об обязанности служить сыну во всем примером. Именно этот подход утвердился и в эддубе в продолжение традиций семейного воспитания. Школьные учителя должны были поддерживать авторитет отца, а отец – авторитет учителей и мудрых правителей.
Древние методики обучения строились на принципах передачи ремесла: ученик воспроизводит образец до тех пор, пока его работа не сравняется по качеству с изделием мастера. Для будущего писца это означало бесконечное переписывание табличек-образцов и заучивание их текстов наизусть. Конечно, с точки зрения современных представлений об обучении такие методы кажутся рутинными, но именно они позволяли добиваться результатов, соответствующих и укладу, и нормам поведения и морали. Послушание, почтительность в отношениях с начальством, готовность к долгому монотонному труду были важными качествами писца.
Помимо усидчивости, благонравия и грамотности, окончивший эддубу писец получал знание двух языков – аккадского и шумерского, арифметики, овладевал навыками пения, обретал некоторую юридическую подготовку, знание культовых ритуалов. В Древнем Вавилоне получили распространение зиккурата – дома знаний. Как правило, это были культурные центры при храмах, сочетавших в себе места для исполнения религиозных обрядов, школы и библиотеки. По-видимому, зиккурата сыграли важную роль в распространении культуры, искусств, медицинских знаний и грамотности в самых разных слоях населения, что в свою очередь позитивно сказалось на развитии цивилизации древнейших государств Междуречья.