учебный внеурочный школьник язык
Введение
Глава 1. Общая характеристика универсальных учебных действий
1.1Функции универсальных учебных действий
2 Виды универсальных учебных действий
1 Организация внеурочной деятельности младших школьников
Заключение
Приложения
Введение
Формирование универсальных учебных действий младших школьников по русскому языку предполагает освоение первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации.
А также формирование понятий о языке как основе национального самосознания, понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и других УУД.
Средствами только урочной деятельности трудно решать данные задачи, для чего используются ресурсы внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.
Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель данной работы - изучить формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.
Задачи данной работы:
Дать характеристику УУД, рассмотреть их виды и функции;
Рассмотреть внеурочную деятельность младших школьников по русскому языку как средство формирования универсальных учебных действий.
Объект исследования: универсальные учебные действия.
Предмет исследования: средства формирования УУД во внеурочной деятельности по русскому языку.
Метод исследования: теоретический анализ литературы по проблеме.
Курсовая работа состоит и введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложения.
Глава 1. Общая характеристика универсальных учебных действий
.1 Функции универсальных учебных действий
Под универсальными учебными действиями в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается "…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса".
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
умение структурировать знания;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивается усвоением учебного содержания и формированием психологических способностей учащегося.
Реализация деятельностного подхода в образовании, на применение которого явным образом ориентируют требования ФГОС, осуществляется в ходе решения следующих задач:
определения основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
построения содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях;
определения функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;
выделения возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;
определения круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
разработки системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Оцениваются следующие свойства действий:
уровень (форму) выполнения действия;
полноту (развернутость);
разумность;
сознательность (осознанность);
обобщенность;
критичность и освоенность
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальность характера учебных действий проявляется в том, что они
носят надпредметный и метапредметный характер: обеспечивают целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают
преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе
организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее
специально-предметного содержания.
1.2 Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока.
К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УД включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.
Общеучебные навыки:
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
Логические навыки:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
анализ - выделение элементов и "единиц" из целого; расчленение целого на части;
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
С точки зрения информационной деятельности знаково-символические УУД являются системообразующими для всех остальных видов УУД, поскольку все они обращаются к информационным, знаково-символическим моделям.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности
1 Организация внеурочной деятельности младших школьников
Введение стандарта нового поколения в практику работы начальной школы позволяет педагогам формировать универсальные учебные действия не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Цель организации внеурочной деятельности - создать условия для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы.
Создание комфортной образовательной среда способствует становлению личностных характеристик младшего школьника, описанных в стандарте как "Портрет выпускника начальной школы", в основе которых лежит результат сформированное универсальных учебных действий (УУД) и духовно-нравственного воспитания и развития.
компетентностью педагогов в области достижения младшими школьниками метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
реализацией системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности;
применением учителями эффективных способов, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся;
действующей моделью мониторинга внеурочной деятельности.
Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельности
Образовательная программа начального общего образования.
Договоры с учреждениями дополнительного образования.
Положение о внеурочной деятельности.
Положение о "Портфолио ученика начальной школы".
Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образования.
Должностная инструкция учителя начальных классов.
Модель организации внеурочной деятельности представлена в приложении 1.
Задачи внеурочной деятельности:
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд культура);
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время;
Организация информационной поддержки учащихся;
Совершенствование материально-технической базы.
Принципы организации внеурочной деятельности:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом с учетом социокультурных особенностей гимназии, программы развития;
разнообразив направлений и форм организации внеурочной деятельности;
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения;
реализация потребностей обучающихся и их родителей;
оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года;
реализация возможностей учебно-методических комплектов, используемых в образовательном процессе.
Виды деятельности младших школьников:
учебное сотрудничество (коллективно-распределённая учебная деятельность, в том числе коллективная дискуссия, групповая, парная работа);
индивидуальная учебная деятельность (в том числе самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
игровая (в том числе и высшие виды игры - игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
творческая (в том числе художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив);
трудовая (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
спортивная (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях);
деятельность по самоуправлению (участие в жизнедеятельности детской организации);
свободное общение (самопрезентация, тренинг, дискуссия, беседа).
Направления внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительное;
Духовно-нравственное;
Общекультурное;
Социальное.
Формы организации:
секция школьного научного общества,
психологический тренинг,
литературное объединение,
студия, практикум,
олимпиада,
спортивная секция.
Условия реализации программы внеурочной деятельности:
проектирование и реализация рабочих программ внеурочной деятельности;
кадровое обеспечение;
методическое обеспечение;
материально-техническое обеспечение.
Технологии организации внеурочной деятельности
Мониторинг внеурочной деятельности
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям.
Ожидаемые результаты:
создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;
творческая самореализация детей;
формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
сохранение имиджа школы как общественно активной, развитие традиций школы;
формирование единого воспитывающего пространства;
развитие ученического самоуправления на всех уровнях;
активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;
использование потенциала открытого образовательного пространства.
Таким образом, создание условий для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы и формирования универсальных учебных действий является целью организации внеурочной деятельности.
Карты достижения личностных и метапредметных результатов в первом классе представлены в приложении 2.
.2 Внеурочная деятельность младших школьников по русскому языку как средство формирования универсальных учебных действий
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определена актуальность понятия "функциональная грамотность", основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности. Достаточно большие требования на современном этапе предъявляются к формированию функциональной грамотности младшего школьника, которая создает оптимальный уровень языкового и речевого развития для начального языкового образования, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.
Естественно, средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Необходимо использовать для формирования функциональной языковой грамотности и внеурочную деятельность. Программа трактует ее как личностно ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы.
В связи с этим можно рассмотреть деятельность в начальной школе работы кружка-лаборатории "Юный лингвист", в основу которой положена учебно-исследовательская деятельность. Эта деятельность направлена на развитие личности, приобретение функционального навыка исследования языка как универсального способа освоения действительности, активизацию личностной позиции, когда школьники могут самостоятельно получать новые знания. Роль учителя заключается в организации учебно-исследовательской деятельности, создании творческой атмосферы, обеспечении мотивации, инициировании и осуществлении педагогической поддержки детей, их сопровождения.
При проектировании исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку наиболее приемлемой можно считать модель следующего вида:
столкновение с языковой проблемой;
планирование деятельности;
сбор научных фактов по проблеме;
экспериментирование, практическое применение полученных языковых знаний;
выводы на основе анализа и обобщения полученных данных;
анализ и самооценка собственной деятельности.
Приведем пример организации учебно-исследовательской деятельности при изучении фразеологизмов в лаборатории "Юный лингвист" в 3-м классе.
Любая деятельность начинается с мотива, который выступает как побуждение к действию. При этом учащиеся обнаруживают границы собственного незнания. Перед школьниками появляется проблема, которую необходимо решить. Мотивом для исследования фразеологизмов стала ситуация, когда при изучении художественных произведений на уроках литературного чтения и при чтении дома дети встретились с малопонятными для них выражениями. Похожие выражения звучали и от многих взрослых. Возникали затруднения в понимании прочитанного или услышанного.
Таким образом, перед младшими школьниками встала задача: изучить принятые в русском языке незнакомые им выражения - фразеологизмы.
Исследовательская деятельность, в том числе и учебная, предполагает выработку гипотез. В данном случае гипотеза состояла в следующем: изучив устойчивые выражения, поняв их смысл, можно не только лучше понимать художественные произведения и окружающих людей, но и обогатить свою речь.
При планировании учебно-исследовательской деятельности было бы предложено детям ответить на вопросы "Что я хочу знать о фразеологизмах? и "Зачем мне это надо знать?".
Ответы на первый вопрос показали, что дети хотят знать
смысл, значение широко распространенных фразеологизмов;
историю возникновения устойчивых выражений в русском языке;
роль фразеологизмов в русском языке, а также исследовать фразеологизмы в других языках и сопоставить их с русскими.
Ответ на второй вопрос предполагает практическое использование приобретенных знаний.
Самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой занимает поиск информации, или сбор научных языковых фактов. Успех такой деятельности напрямую зависит от того, умеет ли младший школьник искать нужную информацию и обрабатывать ее.
В связи с этим на учителя ложится весьма важная задача: познакомить учащихся с системой хранения информации и научить их ускоренному поиску и обработке информации. Сегодня существуют альтернативные источники информации: базы данных библиотек, учебная, научная и художественная литература, базы данных сети Интернет.
Сбор научных фактов при изучении фразеологизмов был бы организован в виде представления учащимся системы заданий.
Задание 1. Среди имеющихся у вас выражений выберите те, которые кажутся вам знакомыми, но их значение вы понимаете не до конца или совсем не понимаете.
Выполняя это задание, дети объединялись бы в группы примерно по 5 человек. Каждая группа использовала бы свой набор фразеологизмов, по ходу выполнения задания, обмениваясь карточками друг с другом.
Таким образом, учащиеся были бы поставлены в условия учебного сотрудничества, когда нужно делиться с товарищами собственным опытом.
Задание 2. Распределите все отмеченные выражения между членами группы. Найдите их значения.
Для выполнения этого задания целесообразно сформировать небольшие группы по интересам, примерно по 3 человека. Работа по определению значений устойчивых выражений была бы организованна в компьютерном классе с использованием Интернет-ресурсов. Для этого заранее были бы подобраны адреса сайтов с учетом их безопасности для детей. После выполнения задания дети смогли бы обмениваться полученной информацией, зачитывая наиболее понравившиеся выражения.
Таким образом, проведение данных заданий способствовало бы расширению словарного запаса учащихся, отрабатыванию умения работать со словарем, словарной статьей, развитию коммуникативных навыков, а также повышению информационно-коммуникативных компетенций школьников. В результате получились бы небольшие словарики фразеологизмов, которые затем можно было бы распечатать и использовать на уроках русского языка и литературного чтения.
Задание 3. Что такое фразеологизмы? Как они возникли в русском языке?
Снова работа в группах. Для ответов на вопросы они смогли бы использовать лингвистические словари, статьи, энциклопедии, выписывать то, что им казалось важным и существенным. Обмениваться найденными сведениями и обсуждать полученную информацию, учащиеся фиксировали бы их на общем листе, располагая в логическом порядке. Таким образом, углублялись бы знания о фразеологизмах, дети учились бы работать с информацией, выделяя нужное и отбрасывая второстепенное, продолжалось бы формирование навыков учебного сотрудничества, т.е. школьники учились учиться.
С целью формирования уважительного отношения к языкам других народов детям было бы предложено поискать фразеологизмы в других языках, сравнить их с устойчивыми выражениями русского языка. Так, можно организовать работу по поиску фразеологизмов в языках народов, населяющих нашу страну, или обратиться к языкам народов, живущих по соседству с Россией. В первую очередь мы обратились бы к национальному составу класса, а также исследовали бы тот язык, который дети изучают на уроках иностранного языка (английский).
Были бы сопоставлены фразеологизмы из разных языков, в результате чего дети пришли бы к идее об оригинальности фразеологии каждого языка, о том, что в нем отражаются ценности, идеалы, представления людей о мире, о своей жизни. Таким образом, формируется отношение к языку как к культурной ценности.
При изучении роли фразеологизмов в русском языке были бы использованы лингвистическое наблюдение и лингвистический эксперимент. Например, ученикам было бы дано задание дома подобрать художественные произведения, в которых встречаются фразеологизмы. Далее на одном из занятий лаборатории в этих произведениях школьники находили бы, подчеркивали и выписывали фразеологизмы, объясняя их значения, заменяли устойчивые выражения обычными словами и сравнивали получившиеся у них тексты.
Исходный текст
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
Измененный текст
Когда-то я с ним дружил. Но однажды он (в плохом настроении был, что ли?) стал со мной драться. Я быстро побежал домой! С трудом спасся! Зато теперь к нему не хожу. И больше к нему не приду никогда!
Учащиеся делают вывод о том, что фразеологизмы нужны для выразительности речи, ее образности, яркости и точности.
Фразеологизмы часто используются в народных сказках и детских стихотворениях.
Приведем примеры:
Говорят, у мамы
Руки не простые.
Говорят, у мамы
Руки золотые.
Погляжу внимательно,
Погляжу поближе.
Маме руки глажу,
Золота не вижу.
(М. Родина)
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: "Не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!"
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
(В. Орлов)
Наблюдая за фразеологизмами в художественных текстах, младшие школьники упражняются в их нахождении, распознавании, приобщаются к культуре, видят примеры выражения эмоций с помощью фразеологизмов.
Позиция в образовании "знания ради знаний" уходит в прошлое. Ее место занимает другая: знания необходимо уметь применять в жизни для решения практических задач. Это значит, что исследовательская работа предусматривает наличие не только теоретической, но и практической части, экспериментирование, использование знаний на практике.
Можно предложить детям разнообразные творческие задания:
сочинить рассказ или сказку с использованием понравившихся фразеологизмов;
выполнить рисунки, отражающие прямой смысл фразеологизмов;
составить и разгадать кроссворд; написать репортаж, взять интервью;
придумать фантастический рассказ или мистический триллер.
В качестве примера можно привести историю, которую сочинил третьеклассник Даниил К.:
Иван, родства не помнящий
Жил-был мальчик. Родители его очень любили и заботились о нем. Мальчик любил играть в хоккей. Когда он вырос, то не захотел зарывать свой талант в землю и уехал с командой в другой город.
Родители очень скучали по мальчику, а тот все откладывал в долгий ящик поездку домой. Он вел себя, как двуликий Янус: в телефонных разговорах все обещал приехать, но обещания не выполнял.
Наверное, мальчик думал только о себе и не заботился о своих родителях. Ведь не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы помнить о своих близких.
На основе анализа и обобщения проведенной учебно-исследовательской работы школьники совместно с учителем формулируют выводы. В ходе работы школьники начинают понимать и воспринимать фразеологизмы как проявление богатства русского языка. Они приходят к осознанию того, что устойчивые выражения обогащают нашу речь, делают ее образной, яркой, эмоциональной и включают фразеологизмы в свою речь. Кроме того, дети учатся писать научные статьи и доклады, выступать с ними, публиковать в школьном журнале.
В конце занятия мы бы провели анализ и самооценку собственной деятельности с точки зрения личного вклада каждого участника в проделанную работу, если это коллективная деятельность, и с точки зрения личной значимости в индивидуальной работе.
Таким образом, через организацию учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время у младших школьников формируется по русскому языку формируются следующие УУД:
способность к целеполаганию и планированию;
поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого языкового знания;
практическое применение школьных знаний в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях;
самоанализ и рефлексия;
развитие коммуникативной компетенции.
Все это способствует формированию функционально грамотной языковой
личности младшего школьника и повышению ее уровня.
Заключение
Универсальные учебные действия младших школьников по русскому языку формируются не только в урочной деятельности, но и во внеурочной, с использованием различных форм и методов.
В данной работе были решены следующие задачи:
Дана характеристика УУД, рассмотрены их виды и функции:
универсальные учебные действия были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий. Выделяется 4 вида универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
Рассмотрена внеурочная деятельности младших школьников по русскому языку как средство формирования универсальных учебных действий с приведением примера работы кружка-лаборатории "Юный лингвист", в основу которой положена учебно-исследовательская деятельность. Эта деятельность направлена на развитие личности, приобретение функционального навыка исследования языка как универсального способа освоения действительности, активизацию личностной позиции, когда школьники могут самостоятельно получать новые знания.
Внеурочная деятельность по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников. Они могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.Учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников, что поможет ему в дальнейшем не только грамотно построить учебно-воспитательный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала.
Список использованной литературы
1. "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования": Приказ от 6 октября 2009 г. №373 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. - №12
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 145 с.
Данилюк А.Я. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия "Стандарты второго поколения" / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: ОАО "Издательство "Просвещение", 2009. - 455 с.
Ермакова О.Б. Внеурочная деятельность в первых классах начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС / О.Б. Ермакова // Педагогические технологии. - 2012. - №2. - С. 3-8
Занимательная грамматика / Сост. Е.Г. Бурлаков, И.Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ "БАО", 1997. - 512 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008
Колосова М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2015. №2. - С. 69-75
Меркулова Т. Универсальное учебное действие "сравнение" - простая задача со сложным решением / Т. Меркулова // Начальная школа. - 2013. - №12. С. 49-51
Павлова В.В. Диагностические качества познавательных универсальных учебных действий в начальной школе / В.В. Павлова // Начальная школа. - 2011. - №5. - С. 26-31
Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И.П. Подласый. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 399 с.
Проблемы и перспективы реализации ФГОС в образовательной организации: [в 6 ч.] / Обл. автономное образовательное учреждение сред. проф. образования Астраханский социально-педагогический колледж. - Астрахань: Издательство ОАОУ СПО АСПК, 2014. - 99 с.
Соломатина Л.С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования / Л.С. Соломатина // Начальная школа. - 2010. - С.14 -22
Трубайчук Л.В. Внеурочная деятельность по русскому языку как средство формирования функциональной языковой грамотности младших школьников / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - №7. - С. 78-81
ФГОС в практике работы начальной школы: / Областное автономное образовательное учреждение "Астраханский социально-педагогический колледж". - Астрахань, 2014. - 66 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 433 с.
Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2003. - 152 с.
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011. - 224 с.
Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников. // Педагогика. - 2003. - №3. - 127 с.
Ковалев
В.И. Книга Н.М. Шанского на уроках и внеурочных мероприятиях по русскому языку
/ РЯШ. - 2003. - №3. - С. 29.
Приложения
Приложение 1
Модель организации внеурочной деятельности
Приложение 2
Карта достижения личностных и метапредметных результатов в первом классе
Приложение 3
Использование технологий деятельностного типа для формирования отдельных видов УУД:
Познавательные УУД: Технология проблемного обучения.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Технология учебных исследований А.И. Савенкова
Регулятивные УУД: Технология деятельностного метода обучения.
Метод проектов.
Коммуникативные УУД: Технология деятельностного метода обучения.
Метод проектов.
И.А.Суранова ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Формирование УУД (универсальных учебных действий) во внеурочной деятельности через реализацию программы «Бумажное моделирование»
Суранова И.А. (из опыта работы)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя лучше отражает программа по внеурочной деятельности «Бумажное моделирование». Главная цель которой –гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества. Занятия по данному курсу знакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогают освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Поэтому основной задачей является развитие творческого потенциала детей средствами художественного труда и формирование у обучающихся прикладных умений и навыков.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается «по спирали», т.е. изменяется степень сложности выполнения заданий. Программа рассчитана на 4 год и состоит из 4-х разделов: «Оригами», «Жесткое конструирование», «Бумагопластика», «Фантазия».
Остановлюсь на положительных, на мой взгляд, моментах этой программы в рамках формирования универсальных учебных действий. Программой
предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.),окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок).
В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).Дополнена она и заданиями для учащихся 4 класса информационно практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет пространстве. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге. Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает работа с учебными пособиями.
На первом этапе дети наблюдают, анализируют изображение поделки, пытаются понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее они определяют основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. Задача каждого занятия - освоение нового технологического приёма или комбинация ранее известных приёмов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Это позволяет учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Ребята могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне.
Возьмём тему «Оригами».
НАЧАЛО - это складывание из квадрата, знакомство с условными обозначениями; знакомство с информацией о происхождении; с людьми, занимающимися этой техникой
ИТОГ – сложные композиции, создание проектов; выставки и отчёты о работе.
Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это
гарантирует успех каждого ребёнка и как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Большим подспорьем в работе являются рабочие тетради:
«Школа волшебников» - 1 класс, «Волшебные секреты» - 2
класс, «Бумажное волшебство» - 3 класс, которые представляют собой новый тип учебных пособий С первых страниц тетради ребят встречают сказочные герои – Волшебница Фантазия, Мастер Клей, Тяпляп, Грязнокрас. Это персонажи сказки Т.Смирновой Страна Мастеров». Знакомство с их волшебными приключениями делают занятия еще более увлекательными.
Хотя у меня небольшой опыт работы, но я хочу отметить ряд положительных моментов при использовании рабочих тетрадей в рамках формирования универсальных учебных действий:
первое - дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;
Те ученики, которые любят получать знания экспериментальным путем, выполняют работу самостоятельно, глядя на фотографию или карту; Для тех, кто затрудняется, предусмотрены схемы этапов работы. Если и этот способ действий оказывается сложным для ребенка, он может воспользоваться шаблонами.
второе - в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, аккуратность, способ действия.
третье - все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно
четвертое - выполнение заданий в тетрадях направлено на отработку основных операционных навыков - вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т.д. Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.
Кроме рабочих тетрадей можно использовать тетради для практических работ: «Бумажные фантазии» , «Бумажный калейдоскоп», «Бумажные вещицы».
Данной программой рекомендовано использование книг серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья (автор Т.Н.Проснякова). В них содержится интересная естественно-научная информация, сказки, загадки о представителях мира живой природы.
Остановлюсь на теме « Подсолнух» (2 класс)
На внеурочном занятии при изготовлении этой поделки я использую материал из книги «Цветы». Дети читают стихотворение про это растение, узнают, как подсолнух называли испанские завоеватели, впервые увидевшие его в Южной Америке. «Перуанский цветок солнца», то есть формируются познавательные УУД.
Но главное – рассматривая эту страницу, дети приходят к выводу, что эту поделку можно выполнить, используя другую технику – технику оригами.В 1-м случае – лепестки выполнены в технике скручивания гофрированной бумаги. Во 2-м случае – в технике оригами.
Ребята проводят наблюдение, сравнивают поделки и рассуждают, находят варианты решения, планируют свои действия при выполнении следующей работы. Таким образом формируются регулятивные учебные действия.
Высказывая собственное мнение, выслушивая мнение и идеи товарищей, соблюдая коррекцию в высказываниях, учащиеся формируют коммуникативные действия, а также личностные УУД – положительное отношение к занятиям, интерес к данному виду деятельности.
И еще ценность книг серии «Любимый образ» заключается в том, что в них рассказывается и показывается, как один образ (например, кошки) дети могут воплотить своими руками в различных техниках из самых разных материалов. Это от простых ниток, гофрированного картона, бархатной бумаги, ткани, пластилина до оригами и моделирования конусов. Хочу познакомить вас с не
менее интересными книгами. Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» (автор Т.Н. Проснякова)посвящена работе с одной техникой - конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. В основе фигурок оригами лежит простой модуль, его могут складывать дети с 5 лет. Модульное оригами прекрасно подходит для учебного процесса, так как крупные поделки гораздо проще выполнять в коллективе.
Книга «Квилинг: создаем композиции из бумажных лент» (авторы А. Юртакова и Л. Юратова). Все изделия выполнены в очень популярной сегодня технике «квилинг» - из различных бумажных спиралей. Выполнении каждого изделия сопровождается по- шаговыми инструкциями авторов и цветными фотографиями, поэтому выполнить предложенные композиции детям не составляет трудности.
ИТАК, в ходе занятий «Бумажное моделирование» формируются УУД:
Личностные УУД – положительное отношение к занятиям творчеством; навыки организации рабочего места.
Регулятивные УУД – умение работать с бумагой; навыки правильного расположения пальцев – мелкой моторики;
Познавательные УУД – навыки работы с бумагой, понимание информации, предложенной в пособиях, поиск информации по другим источникам; работа с интернет ресурсами;
Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Бумажное моделирование»
рабочего места
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие в выставках, конкурсах по различным темам:
Марш парков и др.
«Пасхальное чудо»;
«Волшебный пакет»;
Конкурсы прикладного творчества (Всероссийские);
С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е!
Формирование УУД во внеурочной деятельности
Человек, который почувствовал ветер перемен, должен
строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.
Стивен Кинг
Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение знаний и умений в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным средством – УУД.
Главное условие для успешного формирования УУД –
включение обучающихся в активную внеурочную деятельность
.Опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, организую внеурочную деятельность (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция).
Как же я это делаю?
- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую
процесс так, чтобы они добывали это знание в собственной
учебно -познавательной деятельности
;- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;
- создаю
доброжелательную атмосферу ;- формирую у учащихся способность к
аналитическому выбору иадекватному принятию решения в ситуации выбора;
- создаю условия для приобретения учащимися опыта
творческойдеятельности
.- обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия
в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.- Применяю ИКТ, что позволяет сделать внеурочную деятельность для детей более увлекательной и интересной. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.
Лично стные УУД
формирую задавая вопро сы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос, направленный непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;Стараюсь способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме следующими вопросами: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога дети формулируют
тему и цель занятия.Задания для формирования познавательных универсальных учебных действий:
- "найди отличия"
- "на что похоже?";
- поиск лишнего;
-"лабиринты";
- упорядочивание;
- "цепочки";
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями;
Познавате льные УУД
формирую, побуждая учащихся кдействию: «Под ума йте », «Выполни те задание »,
«Проана лизируйте», «Сделайте вывод..»
Работая над формированием
рег уля тивных УУД , учу конкретным спо собам действия: планировать, ставить це ль, использовать алгоритм решения какой -либо задачи.Задания для формирования регулятивных универсальных учебных действий:
- "преднамеренные ошибки";
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- "найди ошибки"
Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- "отгадай, о ком говорим";
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.
Я занимаюсь с детьми 1 класса. Уровень подготовленности на
момент поступления в школу был различный: были дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги.
Наблюдая за первоклассниками, я отметила, что многим ребятам
трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно
обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя, поэтому уделяю большое внимание формированию коммуникативных навыков.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на занятии идёт формирование всех четырех видов универсальны х учебных действий.
С первой минуты занятия учащиеся включаются в
организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) . К ним относятся:целеполагание, как постановка учебной задачи (-Каким бы вы хотели видеть занятие? Какие качества нужно проявить, чтобы занятие получилось таким?). Далее учащиеся, разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему занятия.
Проводя занятие кружка «Наша планета» по теме «Почему идёт дождь?» перед ребятами ставится проблема.
- А почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).
- Что я делаю? (нагреваю воду)
- А что в природе нагревает воду? (солнце)
- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.
- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?
- Проверим, так ли это? (показываю)
- Почему образовались капельки?
- Почему же идёт дождь?
Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в тетради). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе занятия развивались УУД во всех сферах:
- личностные (формирование интереса)
- регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с текстом в тетради)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на занятии.
- А, если вам было интересно сегодня на занятии, поселите свою капельку на голубую тучку.
«Интеллектуальные витаминки»
- рабочие тетради по внеурочной деятельности, которые содержат задания на развитие: продуктивности мышления, пространственного мышления, числовых навыков, системного анализа, словесной гибкости, способности к рассуждению, вербального восприятия, умений работать с информацией, представленной разными способами.Для формирования УУД во внеурочной деятельности использую следующие виды работ:
«Соревнование».
Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на
ватмане. Результаты фиксируются на доске.
« Задания для девочек и мальчиков».
На доске варианты текстовых задач отдельно для девочек и мальчиков.
Каждое задание имеет определённый балл. По сумме баллов определяют, кто одержал победу.
Карточки с заданиями.
Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и
выполнение задания даётся время. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки исправляются.
Работа с карточками разных цветов и формы.
Инсценировка сказок.
Конкурс чтецов.
Творческие задания.
Задания творческого характера направлены на развитие у учащихся
познавательных УУД и творческих способностей.
Ребята с удовольствием выполняют такие работы как:
Придумай свои правила поведения в школе, на природе, на экскурсии, в парке, при общении с незнакомыми людьми.
Придумай свои знаки поведения, рисунки.
Разгадывание кроссвордов.
Викторины по пройденной теме.
Сочини стих, небылицу.
Выполни иллюстрацию к сказке.
Игровые занятия.
Для анализа своих успехов пользуемся «Лесенкой достижений» с тремя ступеньками.
Её можно использовать на разных этапах внеурочной деятельности.
1ступенька – всё понял, могу помочь другим.
2 ступен ька – понял, но нужно ещё поработать.
3 ступен ька – не понял, нужна помощь.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это
фундамент для формирования ключевых компетенций
обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя
равноправными участниками образовате льного проце сса. Они сами
себя стараются научить, самостоятельно добыва я знания, учат
других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения
учитель может им помочь, направить и х действия. Главным во
внеурочной деятельности становится сотрудниче ство, возникает
взаимопонимание между всеми участниками, повышается
работоспособность и мотивация к учению.
Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной
деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.
В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности.
Опыт работы учителя начальной школы. Формирование УУД через внеурочную деятельность посредством проектов
Формирование УУД в деятельности учителя, безусловно, самое важное. Особенно часто по отношению к внеурочной деятельности педагоги встают в тупик.
Главная цель моей педагогической деятельности
– это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями и навыками, но и способности, готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности, где происходит непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка во взаимодействии с педагогом, в дружественной детской среде и во взаимодействии с социальными субъектами.
Направления внеурочной деятельности
составляют единую образовательную линию с учебными предметами. Так, например, предмет «Окружающий мир» тесно сотрудничает с проектной деятельностью, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Данный метод находит своё применение в кружках «Первая экология», «Юные краеведы», «Природа – наш дом». Объектом изучения является Крутинский район: его социальная, культурная, духовная, а также природная среда. Ведь именно основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребенка микромира создают условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Цель проектов – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе, в социуме с её объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования, самостоятельного поиска и открытия. Их действия становятся более осмысленными.
Добиться главного результата любой проектной деятельности возможно в совместном творчестве детей, педагогов, родителей, включением каждого ребёнка в самостоятельный поиск и созданием для каждого ученика ситуации успеха. Поэтому, самое ценное для меня при работе над любым проектом - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего я формирую и развиваю умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом, затем составлять план для себя и других как инструкцию для решения проблемы и, наконец, учатся выполнять все этапы технологии проектирования. Перед проведением работы руководителю необходимо чётко выстроить логическую схему: цель, задачи, методы, конечный продукт.
Безусловно, в начале 1 класса мы выполняли краткосрочные (простейшие) проекты. Например, проект ко Дню Матери «Руки наших мам самые, самые..!». Дети ещё печатными буквами признавались в любви мамам, составляли композицию, используя рисунки о том, что умеют делать мамины руки, а в центре к золотому солнышку прикрепляли контуры раскрашенных собственными руками ладошек своих мам. Каждый ребёнок имел возможность рассказать всем желающим о своей маме и прикоснуться к её ладошке.
С целью развития у детей представления о зимующих птицах и интереса к ним, ответственности за все живое, развития коммуникативных способностей и помощи зимующим птицам силами учащихся 1и 4 классов, родителей, педагогов был создан и реализован проект «Не оставим птичек в беде!». Среди планируемых результатов особо хочется отметить, что конечным продуктом является сборник «Пернатые друзья зимой». Познакомившись с его разделами, ни один человек не останется равнодушным к прекрасным творениям матушки – природы.
В ходе реализации данного проекта применялись разнообразные формы работы: беседы, экскурсии, наблюдения, зарисовки, игра, практические работы, создание сборника, природоохранительная акция.
После экскурсии в школьный парк, работы в изостудии, игрового занятия мы начали практические работы по изготовлению кормушек и других приспособлений. Затем их разместили в школьном парке. С тех пор ребята постоянно работали с птичьими столовыми. В сборник была помещена информация о зимующих рядом с нами птицах, литературные произведения о них, памятки «Как накормить пернатых зимой», а рисунки в картинной галерее сборника «Наши пернатые друзья». С акцией ребята вышли в другие классы начальной школы. Она была доступна и понятна для всех, имела широкий резонанс, большое воспитательное воздействие и служила эффективной экологической пропагандой.
Сейчас в стадии реализации находится совместный (с ребятами 4 класса) проект «Перелётным птицам тоже нужна помощь!».
Работая над проектом
, ребята очень легко включились в работу, так как имеющийся опыт дал положительный результат. А именно: дети уже умели с помощью взрослых планировать и осуществлять свою деятельность, рассматривать проблему и выстраивать последовательность действий, решающих проблему. Собран богатый материал о перелётных птицах края, прочитаны десятки произведений, в том числе и старинные заклички птиц весной, сделаны и раскрашены подвески на окна - фигурки птиц из солёного теста для «зазывания» их в свои края, вместе с родителями изготовлены и развешаны скворечники на территории школы вблизи огорода, чтобы птицы помогали уничтожать насекомых- вредителей.
Таким образом
, у детей, открывающих новые стороны в уже привычном, знакомом, начинает формироваться любовь и привязанность родным людям, к Родине, преданность ей, ответственность за всё живое на Земле, желание трудиться на ее благо и беречь её.
Особо хочется отметить, что проектная деятельность позволяет работать над получением личностных результатов в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Направленность на достижение конкретных целей, координированное выполнение взаимосвязанных действий, ограниченная протяженность во времени с определённым началом и концом, неповторимость и уникальность – вот её отличительная черта от других видов деятельности. Работая в группе (команде) ребята становятся более внимательными к своим партнёрам, учатся серьезно относиться к мыслям и чувствам других, терпимости, дружелюбию.
(Слайд №5,6)
В нашу жизнь вновь вошла традиция праздновать народные праздники, такие как Масленица, Пасха, Рождество. На занятие было использовано такое оборудование:
- Интерактивная доска.
- Ноутбук, колонки.
- Конструктор - буквы.
(Слайд №7)
Познавательные УУД.
1.
2.
3. Находить ответы на вопросы.
4.Структуирование знаний.
(Слайд № 8,9,10)
Одним из главных этапов занятия является мотивационный, на котором вырабатываются личностные УУД: смыслообразование - мотивация к познанию и учебе. Большую роль в подготовительном этапе сыграло сотрудничество с родителями. Они оказали помощь в оформлении рецептов блинов к конкурсу, подготовке костюмов к празднику, созданию причесок у девочек в русско-народном стиле, принесли народные бытовые предметы для оформления помещения, заказали блины в столовой для чаепития...
(Слайд №11)
При постановке проблемного вопроса на занятии, в виде лирического стихотворения А.С. Пушкина:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на _________ жирной
Водились русские блины
ребята самостоятельно озвучили тему, тем самым развивая познавательные и личностные УУД.
(Слайд №12,13,14)
На занятии формируются и регулятивные УУД:
- Учиться работать по предложенному учителем плану. (Рассказать о каждом дне праздника и его ритуалах)
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе совместной работы в группах.(Ребята проявляют толерантность по отношению друг к другу.)
(Слайд №15,16,17,18)
Конечно же, на любом занятии у ребят формируются коммуникативные УУД:
- ( Выразительное чтение «История праздника», докладчики - рассказ о ритуалах каждого дня недели.)
- Умение работать в группах. (Использование приема мозговой штурм, прием «вишенка», когда ребята организованно показывают окончание своей работы.)
(Слайд №19)
Личностные УУД:
(Слайд №20,21)
Конечно же, в любом занятии присутствует духовно- нравственная составляющая.
Духовно-нравственное воспитание - неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки. На занятии ребята исполняли народную песню «Блины», просили друг у друга прощение. Все это выглядело душевно, трогательно.
(Слайд № 22)
В сценке «Народные гуляния» прослеживаются нотки гражданского воспитания . Ребята через определенную поставленную перед ними ситуацию понимают, что свою силу можно показывать в разных формах (бои подушками ). Понимают, что нельзя причинять друг другу вред показывая свое физическое превосходство.
(Слайд №23)
Через мастер-класс «Приготовление блинов» в ребятах воспитывается трудолюбие и способности к познанию.
(Слайд № 24)
Через физкультминутку, или как я называю игру в «Снежки», воспитывается здоровый образ жизни. Кстати говоря, эти самые снежки мы ранее изготовили на занятии «Данила - мастера, и Марьи- искусницы».
(Слайд № 25)
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Вот я и попыталась через задание вызвать эстетические чувства, восприятие, переживания. В студии «Юный скульптор » группа ребят создали жаворонка, о котором впоследствии и рассказывали.
(Слайд № 26)
Конечно же, по окончанию занятия должна быть рефлексия. Она включает в себя задания, выполнение которых способствует углублению знаний, расширению кругозора, формированию умения применять знания в различных ситуациях, создает условия для контроля и самоконтроля.
(Слайд №27)
Во время всего занятия прослеживаются межпредметные связи с такими внеурочными занятиями как «Данила-мастер, Марья - искусница», студия «Веселая песенка», студия «Юный скульптор», студия «Юный художник» и курс «Театра» .
(Слайд № 28,29,30)
Система заданий, которые были использованы в занятии, включают в себя «информационный поиск»,
требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к
познавательной литературе и словарям, развивает у них потребность в поиске
и проверке информации.
«Интеллектуальный марафон» ориентирован на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.
«Творческие задания» направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД во внеурочной деятельности.Творческая мастерская. »
Формирование УУД во внеурочной деятельности.
Творческая мастерская.
М.Б.У.С.О.Ш.№ 94- Соколова Л.А.
Внеурочные занятия в начальной школе.
- Программа «И в миру, и в ладу»
Четкова Т.В. - духовно-нравственное направление.
- Программа «Данила-мастер и Марья-искусница» Николаева А.В., Беляева И.Н., Шаталина В.А., Соколова Л.А., Мигда С.Ю. -общекультурное направления.
Цель и задачи программ:
- Создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы в аспекте гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного, социального развития на основе историко-культурной среды праздников народного календаря, произведений многонационального фольклора.
Формы занятий.
- беседы-обсуждения на основе работы с материалом (сказки, пословицы, поговорки и пр.);
- досуговое общение;
- игровая деятельность;
- сюжетно-ролевые игры;
- парады сказочных героев;
- викторины;
- конкурсы;
- уроки творчества (мастерства);
- деловые игры;
- интеллектуальные игры;
- часы здоровья;
- экскурсии и многое другое.
Творческая мастерская. Внеурочное занятие по программе «И в миру,и в ладу».
Использование оборудования.
- Интерактивная доска.
- Ноутбук, колонки.
- Музыкальное сопровождение, презентация.
- Конструктор - буквы.
- Народные музыкальные инструменты.
- Театральные атрибуты, костюмы.
- Кухонные принадлежности и т.д.
Формирование УУД:
- Познавательные УУД
- 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- 3. Находить ответы на вопросы.
- 4.Структуирование знаний
Мотивационный этап:
Личностные УУД:
Смыслообразование:
мотивация к познанию и учебе.
Подготовительный этап. (Конкурс –рецепты приготовления блинов.)
Помощь родителей.
- Подготовка костюмов к празднику.
- Прически.
- Народные бытовые предметы для оформления.
- Заказ блинов в столовой.
Постановка проблемного вопроса.
Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на _________ жирной Водились русские блины. А.С. Пушкин
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование темы занятия
- Личностные УУД: мотивация к познанию и учебе.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
Коммуникативное УУД
- Развиваем умение слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Выразительное чтение «История праздника».
Личностные УУД:
- Развиваем умения выказывать своё отношение к традициям праздника, выражать эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание.
- Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.
- Прощеное воскресение (просят прощения друг у друга).
- Исполнение песни
- Гражданское воспитание. Сценка «Народные гуляния.»
- Воспитание трудолюбия, способности к познанию. Мастер-класс «Приготовление блинов».
- Воспитание здорового образа жизни.
- ИГРА «СНЕЖКИ».
(физкультминутка)
Рефлексия.
- Представлены задания, выполнение которых способствует углублению знаний, расширению кругозора, формированию умения применять знания в различных ситуациях, создает условия для контроля и самоконтроля.
Межпредметная связь (связь между занятиями).
- «Данила-мастер,
Марья- искусница».
- Студия«Веселая песенка»
- Студия «Юный скульптор»
- Студия «Юный художник»
- Курс«Театр»
Система заданий.
Задания на «информационный поиск» требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной литературе и словарям, развивает у них потребность в поиске и проверке информации.
Система заданий.
- Задания «интеллектуальный марафон» ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.
Система заданий.
- «Творческие задания» направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей.