В космос было отправлено более полутысячи человек. Трое из них - белорусы Олег Новицкий, Владимир Коваленок и Петр Климук. Эти имена знакомы каждому жителю соседствующей с РФ республики. В данной статье вам будет представлена информация о белорусских космонавтах. Итак, приступим.
Начало истории
В 2015 году человечество отпраздновало 58-летие со дня Всё началось 5 октября 1957 года, когда советскими учёными был запущен на орбиту «Спутник-1». Для всех жителей планеты это стало открытием эпохи звёзд, галактик и новых миров.
Вскоре гениальные инженерные умы подготовили все для следующего этапа освоения чёрной бездны. И 1961 года был совершён прорыв. Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос. И эта первая попытка покорения внеземного пространства стала знаковым событием в истории планеты.
На протяжении следующих 50 лет космонавтика развивалась довольно активными темпами. Были запущены десятки орбитальных станций и сотни спутников. Проведено множество технологических и научных экспериментов. И, безусловно, очень весомый вклад в это дело внесли белорусские космонавты. О самых известных из них мы и расскажем ниже.
Петр Климук
Этот человек не нуждается в представлении. А для тех, кто не знает, Петр Климук - это первый белорусский космонавт, учёный, генерал-полковник, доктор технических наук. В 1965 году его зачислили в отряд покорителей звёздного неба. Позже он стал коллегой Гагарина. Петру было тогда всего 23 года. Молодой человек прошёл курс подготовки космонавта. Это позволило ему не только уверенно летать на кораблях вроде «Союза», но и прекрасно работать на орбитальных станциях по типу «Салюта». В качестве командира он совершил 3 космических путешествия.
Первый полёт
Состоялся в 1973 году. Климук возглавлял корабль «Союз-13». Длительность полёта была чуть больше недели. В 1975 году Петра Ильича зачислили в резервный экипаж «Союза-17». В том же году Климук стал дублёром командира «Союза-18-1», который, к великому сожалению, неудачно стартовал.
Второй полёт
Произошёл в мае 1975 года и продлился целых 62 дня. Петру Ильичу ассистировал бортинженер Севастьянов. Вскоре их корабль «Союз-18-2» успешно состыковался с орбитальной станцией «Салют-4». После возвращения на Землю Климук начал прохождение подготовки по программе «Интеркосмос».
Третий полёт
Во время третьего полёта в июне 1978 года Петр Ильич возглавлял международный экипаж на пару с польским космонавтом Гермашевским. Управляемый ими «Союз-30» удачно состыковался со станцией «Салют-6», на борту которой находились Иванченков и Коваленок. На этот раз Климук пробыл в космосе семь дней. Его общий лётный стаж равен 78 дням и 18 часам.
Вне космоса
Сразу после третьего полёта Петр Ильич был назначен начальником политотдела в Центр подготовки космонавтов (ЦПК) имени Гагарина. Потом Климук стал заместителем руководителя. В 1983 году получил дополнительное образование в Военно-политической академии Ленина (заочно). А в 1987 году защитил кандидатскую диссертацию. Несколько лет (с 1979 по 1984) был депутатом при Верховном совете СССР.
Ордена
Петр Климук, как и другие белорусские космонавты, имеет несколько наград. Он является лауреатом Госпремии СССР и РФ. Также Петр Ильич награждён тремя орденами Ленина, орденом «За заслуги перед родиной», орденом Дружбы народов и золотой медалью Циолковского. Имя Климука носят улицы в таких городах, как Клёцк и Рогачёв, а также в деревнях Рубель, Нижний Теребежов и Мотоль. В Бресте Петру Ильичу установили бронзовый бюст.
Владимир Коваленок
Любая биография белорусских космонавтов примечательна, но история жизни этого покорителя звёздного неба, пожалуй, наиболее интересна. Начнём с того, что в авиацию Коваленок попал в совсем «зелёном» возрасте. Но, как оказалось, 22 года не являются показателем. Владимир стал главным «винтиком» космических кораблей типа «Союз». На них он трижды покорял звёздное пространство.
Начало службы
Как и все белорусские космонавты, Коваленок получил хорошую подготовку в военно-авиационном училище. Окончив его в 1963 году, пошёл работать в транспортную авиацию. Владимир летал на Ан-24 вторым пилотом. Со временем молодого человека повысили до командира. В 1965 году Коваленок стал кандидатом в отряд космонавтов. Однако его не зачислили, а оставили в резерве. Курс подготовки к полёту в космос молодой человек начал проходить два года спустя.
Полёт первый
В октябре 1977 года Владимир Васильевич совершил на «Союзе-25» свой первый полёт. Коваленок был командиром корабля. Также в экипаж входил Владимир Рюмин. Согласно программе полёта, «Союз» должен был осуществить стыковку со станцией «Салют-6». Но этого не произошло из-за переключения работы системы сближения в нештатный режим. Полёт прекратили досрочно. Общее время пребывания в космосе составило 2 дня.
Полёт второй
Произошёл в 1978 году и проходил значительно дольше первого. Коваленок вновь был командиром корабля. На этот раз он возглавлял экипаж «Союза-29». Планируемая стыковка со станцией «Салют-6» прошла весьма успешно. За время пребывания на ней экипаж Владимира Васильевича принял две интернациональных экспедиции: немецко-советскую (Йен, Быковский) и польско-советскую (Гермашевский, Климук). 29 июля Коваленок совместно с Иванченко совершили выход в звёздное пространство. Вне корабля они находились два с небольшим часа. 2 ноября Владимир Васильевич вернулся домой на «Союзе-31». Общая продолжительность второго путешествия составила почти сто сорок дней.
Полёт третий
На этот раз Коваленок возглавлял корабль «Союз Т-4». Вместе с ним полетел небезызвестный И вновь они успешно состыковались с «Салютом-6». Как и в прошлый раз, космонавты приняли две международные экспедиции: румынско-советскую (Прунариу, Попов) и монгольско-советскую (Гуррагчи, Джанибеков). Продолжительность данного полёта составила почти семьдесят пять дней.
Последующая служба
В 1984 году Владимир Васильевич успешно окончил Военную академию при Генеральном штабе ВС. После этого получил должность замначальника 1-го управления ЦПК Гагарина, которое занималось подготовкой космонавтов. В связи с этим назначением больше не принимал участия в полётах.
С 1989 по 1992 год трудился народным депутатом. В 1991 возглавил Белорусскую федерацию космонавтики. В 1993 году Владимиру Васильевичу присвоили звание генерала-полковника авиации. В 2001 возглавил Федерацию космонавтики России. Вышел в запас по возрасту в июне 2002 года.
Награды
Рассказ о белорусском космонавте Коваленке мы завершим перечислением имеющихся у него орденов. Владимир Васильевич имеет в активе три ордена Ленина, несколько орденов «За заслуги перед Родиной» и золотую медаль Циолковского. В городе Крупки (Минская область) Коваленку установлен бронзовый бюст.
Олег Новицкий
Это имя не уступает по популярности двум перечисленным выше. Олег Новицкий - белорусский космонавт, который возглавил корабль «Союз ТМА-06М». Старт был произведён в октябре 2012 года. Это событие стало для всех белорусов поводом для гордости. В 2007 году Новицкий прошёл общекосмическую подготовку, получив самый высокий балл. Тем самым он выдвинул собственную кандидатуру на ближайший полёт в звёздное пространство.
Олег Новицкий - белорусский космонавт, биография которого известна каждому жителю его страны. Он отправился покорять тёмную бездну сразу после празднования своего 41 дня рождения. Люди, знающие Олега Викторовича лично, отмечают его внешнее сходство с Юрием Гагариным. Новицкий стал третьим белорусом, увидевшим планету с другой стороны. В ближайшем времени наверняка появится четвёртый покоритель чёрной бездны.
Недолетевшие
Белорусские космонавты Климук, Ковалёнок и Новицкий смогли осуществить свою мечту и побывать в звёздном небе. Но были и те, кому не удалось это сделать.
Борис Белоусов
Родился в Хотимске в 1930 году. Окончил Военно-воздушную в Ленинграде. В 1965 году начал готовиться к полёту в звёздное пространство. Вскоре его сделали старшим отряда космонавтов. После успешной сдачи госэкзамена Белоусова назначили в экипаж «Союза». До полёта в космос оставалось совсем немного. Заветная мечта вот-вот должна была стать явью. Но внезапно Белоусова отчислили из отряда. Бориса перевели в один из военных НИИ. Причина была в том, что мандатная комиссия обнаружила «тёмное пятно» в биографии его тестя.
Анатолий Дедков
Появился на свет в деревне Лучин (Гомельская область) в 1944 году. Окончил Харьковское военно-авиационное училище. После этого был определён в отряд космонавтов. Успешно сдав госэкзамен, готовился к полёту на орбитальной станции «Салют» и на корабле «Союз». В 1977 году Дедкова назначили командиром 2-го экипажа на «Салюте-6» и «Союзе-26». Все планы перечеркнула неудачная стыковка 1-го экипажа, в который входили такие белорусские космонавты, как Рюмин и Ковалёнок. «Сверху» пришёл приказ: один член экипажа обязательно должен иметь лётный опыт. Это решение отодвинуло Дедкова в конец очереди, которая ежегодно пополнялась более молодыми претендентами.
Испытатель
Следующие 6 лет Анатолий Иванович занимался тестированием космической техники в экстремальных условиях. Он испытывал летательные аппараты в океане и безлюдной местности (тайга, джунгли, пустыня). Также Дедков отрабатывал выход в космос в скафандре «Орлан» и тестировал скафандр «Сокол». Он выполнил больше 50 приземлений космического аппарата с парашютом различного уровня сложности. Но количество экспериментов (иногда опасных для здоровья) не помогло Анатолию Ивановичу отправиться в космос. В итоге его взяли в на должность главного оператора. Полковнику Дедкову так и не удалось стать третьим белорусом, покорившим тёмную бездну.
Александр Щукин
Появился на свет в 1946 году, в городе Вене (Wienn), Австрия, в семье военнослужащего. Щукин окончил школу лётчиков-испытателей, а после - Московский институт авиации. Александр много читал про белорусских космонавтов и мечтал покорить звёздное пространство. В итоге Щукина направили на подготовку в программу «Буран», которую возглавлял Игорь Волк. Но мечте Александра так и не суждено было сбыться. Он разбился на самолёте Су-26М во время подготовки к празднику в Жуковском. На указанном воздушном судне Щукин совершал тренировочный полёт с целью испытать его на штопор. К сожалению, Александр не смог вывести самолёт из данного критического режима, и всё закончилось трагедией.
Имена космонавтов-белорусов - Петра Климука, Владимира Коваленка и Олега Новицкого - известны всему миру.
Корреспондент «Рэспублікі » пообщалась с этими героическими людьми и узнала, как они отпразднуют в этом году Всемирный день авиации и космонавтики и что думают о настоящем и будущем полетов в космос.
(Слева направо) Олег НОВИЦКИЙ, Владимир КОВАЛЕНОК, Петр КЛИМУК.
ФОТО АЛЕКСАНДРА ТОЛОЧКО
До Петра Климука, который свой первый полет осуществил в 1973 году, дозванивалась несколько дней. 75-летний дважды Герой Советского Союза, который пробыл в космосе 78 дней, трижды слетав на орбиту, очень занят: он то на даче, то в банке, то за рулем авто - времени на разговоры мало.
Дважды Герой Советского Союза Владимир Коваленок сейчас находится дома в Подмосковье. Еще в понедельник он точно не знал, как будет отмечать свой профессиональный праздник. Напомним, что Владимир Коваленок отправился на орбиту в 1977 году, а в свой второй полет даже выходил в открытый космос! Всего за три полета он провел на орбите более 217 дней. Несмотря на почтенный возраст - 76 лет, он до сих пор является президентом Федерации космонавтики России:
Впереди Международный космический конгресс - 2018, который пройдет в Минске в сентябре. На мне лежит много работы, занимаюсь ей. Чего ожидаю от мероприятия? Общения специалистов, молодежи, ученых… Общение - это самое дорогое, что есть у нас. Еще моя идея - показать другим нашу страну, показать наши достижения.
Владимир Васильевич пожелал в преддверии праздника всем космонавтам и самой отрасли успехов:
Пусть все хорошо решают задачи, которые перед ними ставятся. Желаю только успехов!
Олег Новицкий, Герой Российской Федерации, был в космосе уже дважды. Его налет составляет 340 суток. Сейчас он по заключению Главной медицинской комиссии годен к третьему полету. И несмотря на то, что официального назначения в экипаж еще нет, в его нынешнем расписании учебные занятия и командировки…Вот недавно вернулся из Ростова-на-Дону, где принял участие в мероприятиях Южного федерального университета. А до этого был в Москве - общался с ребятами из Московского суворовского училища, чуть раньше побывал в Смоленской области на малой родине первого космонавта планеты Юрия Гагарина… У космонавта дел невпроворот, но и на интервью время нашлось:
Всем тем, кто попал в первые отряды космонавтов, было сложнее, чем нам. Тогда каждый полет - как шаг в неизвестность. Сейчас немного проще в этом плане. А что сложнее?.. Если первые полеты были день, трое суток, неделю, то сейчас они стали продолжительными - космонавты работают на орбите по полгода. Считаю, это не очень легко.
Космическая отрасль развивается быстро. Работают в ней тысячи лучших умов мира, готовых постоянно совершенствовать подходы и качество всего, что только можно вообразить.
Я летал в 2012-м и 2016-м годах. Считаю, что в целом подготовка космонавтов не изменилась - есть основные принципы, временные рамки, все идет по заранее отработанной схеме. Экипажи готовятся, ездят в служебные командировки, изучают партнерские модули, отрабатывают все нештатные ситуации на корабле, сдают экзамены.
Как быстро меняется техника, с которой нужно работать на Земле и на МКС? Олег Новицкий говорит, что фундаментально что-то изменить на станции тяжело. Но без модернизации дело не обходится. Например, во втором полете он начал заниматься на новой беговой дорожке, сделанной российскими производителями.
Олег Викторович, и все же что изменилось в нынешнем веке существенно?
Всегда остается базовая часть того, что повторяется от полета к полету - что должны делать космонавты. Например, определенный набор научных, промышленных, медицинских исследований. Сейчас значительно возросло количество совместных экспериментов с партнерами из других стран. И они очень интересные! Под них поставляется новая аппаратура, расширяется круг исследований, мы обмениваемся информацией, опытом. И вот это, я считаю, очень полезно для всех участников.
Не могу не спросить у Олега Викторовича, следит ли он за космическими новинками. Вот, например, Роскосмос планирует запустить миссию на Луну уже в недалеком будущем, начать подготовку к полету на Марс, запустить космические беспилотники, которые будут дозаправлять спутники… Китай вообще хочет создать ракету с возвращаемой первой ступенью, а еще собирается к 2020 году вывести на орбиту основной модуль своей первой будущей космической станции. США к 2021 году планируют заменить МКС двумя обитаемыми модулями. Основатель компании SpaceX Илон Маск отправил в космос сверхтяжелую ракету Falcon Heavy с электромобилем Tesla на борту. Перед нами вырисовывается не только необычное будущее - грандиозное настоящее.
Раньше не верили и в полет человека в космос, рассуждает Олег Новицкий. - А без веры жить нельзя. Многое возможно. Что касается полета Falcon Heavy, думаю так: если у человека есть огромные денежные средства, и он их вкладывает в развитие тех же ракет с неплохой идеей - сажать отработанный модуль ракеты обратно на Землю, это здорово. А то, что еще отправил в космос машину и манекен, - что ж, Илон Маск может позволить себе маленькие шалости.
Олег Новицкий считает, что у Роскосмоса, как и у всех участников космической сферы, множество приоритетных направлений, и сказать, кто же сейчас лидер в космонавтике, сложно:
Мы берем друг у друга самые лучшие вещи для работы на МКС и работаем совместно. Как уже показала история, ни одно из государств - ни Россия, ни США - не может вытянуть в одиночку такую программу. Выгодно летать с партнерами, работать с ними. Что касается России, то у нас множество задумок, задач. Исполнительный директор «Роскосмоса» по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев сказал, что полеты на Луну, Марс, высадка на астероид - это все в планах, но какая из этих программ будет определена как основная, пока неизвестно. Необходимо приложить множество усилий, задействовать большое количество специалистов. Если готовится корабль для полета на Луну - это одно, к Марсу - совершенно другое. Задачи поставят подчиненным организациям, промышленникам, центру подготовки космонавтов и другим. Все эти проекты очень дорогостоящие, нужно внимательно и детально все продумать.
На вопрос, а сам бы отправился на Луну или Марс, Олег Викторович сразу отвечает: «При соответствующем развитии техники почему бы и нет?» А напоследок Олег Новицкий поздравил всех космонавтов с праздником, добавив:
А самой отрасли я пожелал бы рождения второго такого великого конструктора, человека, как Сергей Павлович Королев.
На волне националистической истерии многие в Беларуси стали искать национальных героев в далеком прошлом. Из старинных хроник, как трупы, начали всплывать имена литовской и польской знати времен Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Даже если закрыть глаза на тот факт, что все эти Сапеги и Радзивиллы имеют очень отдаленное отношение к нынешним белорусам, можно лишь удивляться тому, в какую непролазную глубь веков забираются наши соотечественники в поисках образцов для подражания.
Между тем, наша недавняя история изобилует примерами самого настоящего героизма: индустриализация, борьба с фашизмом, послевоенное восстановление Беларуси и, как венец всему этому, полет в космос славного сына белорусской земли Петра Ильича Климука.
Б удущий белорусский космонавт №1 родился 10 июля 1942 года в селе Комаровка Брестского района во время нацистской оккупации.
О своем раннем детстве сам Климук вспоминал так: «Я появился на свет в партизанском отряде в 1942 году. В начале войны немцы так быстро наступали, что отца не успели призвать в Красную Армию, и вся наша семья ушла в лес. Мама и две сестры нянчились со мной, во время бомбардировок все вместе прятались по окопам и блиндажам. Отец погиб на фронте в 44-м, уже Беларусь освобождали...»
Долгое время оставшихся без отца детей в одиночку воспитывала мать Марфа Павловна. Жили практически впроголодь, пока в семье не появился отчим.
Тяжелая послевоенная жизнь была суровой школой. Приходилось проявлять все свои врожденные таланты, чтоб хоть как-то сводить концы с концами.
Уже в подростковом возрасте Климук прослыл в своей деревне мастером на все руки, способным из ничего сделать любую необходимую в хозяйстве вещь. Впрочем, столь ранняя «трудовая деятельность» не мешала ему быть прилежным учеником. К слову, в свои школьные годы Климук сидел за одной партой с еще одним прославившимся впоследствии человеком - будущим главой белорусского Нацбанка Петром Прокоповичем.
И менно в годы ученичества Климук окончательно определился с тем, чем хочет заниматься во взрослой жизни.
Дело было так. Однажды на окраине Комаровки совершил вынужденную посадку легендарный советский истребтель Миг-15. Поглазеть на это невиданное зрелище выбежала вся деревенская детвора, среди которой был и юный Петя Климук. Мальчика настолько поразил величественный вид самолета и вылезшего из кабины летчика, что он твердо решил для себя, что хочет связать свою судьбу с небом.
Окончив в 1959 году школу, Климук поступает в летную школу в Кременчуге, после чего становится курсантом Черниговского высшего военного училища летчиков имени Ленинского комсомола. Здесь он с однокашниками узнает о полете Гагарина в космос.
Как вспоминал сам Климук, по случаю такого события всех курсантов даже отпустили с занятий. Гагарин стал настоящим кумиром будущих летчиков. Можно себе представить, в каком восторге были молодые люди, когда осенью 1962 года он посетил их училище.
Слушая рассказы Гагарина о космосе и своих полетах, Климук загорелся желанием стать космонавтом, однако на тот момент ему казалось, что мечта эта несбыточная.
О днажды, уже после того, как Климук окончил училище с красным дипломом и только начал нести службу в 57-м гвардейском Краснознаменном истребительном полку, в его часть нагрянула некая комиссия для отбора офицеров, которым предстояло взяться за освоение новой сверхсекретной техники.
Позже выяснилось, что на самом деле члены комиссии отбирали кандидатов в космонавты.
Климук успешно прошел медкомиссию и в октябре 1965 года прибыл в Звездный городок, где был зачислен в отряд советских космонавтов.
Здесь, в ЦПК (Центре подготовки космонавтов), Климук опять встречает Гагарина, который на тот момент занимал там должность заместителя начальника.
Впоследствии Петр Ильич часто любил вспоминать о теплых приятельских отношениях, завязавшихся между ним и первым космонавтом Земли: «Он всюду был с нами: прыгал с парашютом, проходил тесты на выживание в барокамере или при гидроиспытаниях... Душевный был человек. Мы хорошо знали друг друга». Гагарин даже побывал на его свадьбе.
Н е стоит, однако, думать, что дружба с Гагариным давала Климуку какие-либо льготы. Прежде чем стать настоящим космонавтом, ему пришлось пройти изнурительную и тяжелую подготовку длиной в целых восемь лет.
За это время Петру Ильичу пришлось испытать на себе невыносимые нагрузки в предельных для человека условиях в барокамере, термокамере, сурдокамере, на центрифуге и других специальных устройствах. Кроме того будущий космонавт обязан был разбираться в технике и освоить медицину, астрономию, геофизику и друге науки.
Всего же для того, чтобы успешно завершить свое обучение, необходимо было сдать около сотни различных экзаменов. Климук с честью справился с этим и прошел общий курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа «Союз».
О днако первый его космический полет оказался, по словам самого Климука, «внеплановым».
Дело в том, что Климук долгое время тренировался в составе второго экипажа и должен был отправиться в полет лишь в случае каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Именно поэтому, когда за неделю до предполагаемого старта Климуку и его бортинженеру Валентину Лебедеву объявили на Госкомиссии, что полетят они, оба молодых космонавта были несколько обескуражены.
Хотя, по большому счету, они это заслужили, поскольку на комплексной тренировке и на экзаменах показали намного более высокие результаты, чем основной экипаж.
Это был первый случай в истории советской космонавтики, когда экипаж получил право на полет не по установленной сверху очередности, а благодаря своим знаниям и навыкам.
В этот день командир космического корабля «Союз-13» Петр Ильич Климук стал первым белорусом, которому посчастливилось отправиться в путешествие к звездам.
Экипаж под руководством нашего земляка пробыл на околоземной орбите 7 суток 20 часов 55 минут и 35 секунд. За это время космонавты успели полностью выполнить разработанную Бюраканской обсерваторией программу восьмисуточного полета, которая предусматривала проведение «полевых испытаний» новейшей системы телескопов «Орион-2». Планировалось, что экипаж сможет получить фотографии звезд, которые до этого никто не получал.
В итоге результат превзошел все ожидания ученых, а Климуку было присвоено почетное звание Героя Советского Союза и звание подполковника.
В родной Беларуси ему был оказан невиданный здесь доселе прием. Сейчас уже мало кто помнит, но в то время Климук пользовался среди белорусов почти такой же популярностью, как и Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии .
Подобно тому, как в свое время Гагарин буквально за один день превратился в самого почитаемого человека в СССР, Климук стал невероятно популярен в Беларуси. Многие видели некий особый символизм в том, что простой деревенский парень полетел в космос.
Петр Ильич стал настоящим олицетворением Беларуси - отсталого крестьянского края, который за несколько десятилетий превратился в индустриально развитый регион, шагающий в ногу с научно-техническим прогрессом.
В последствии Климук побывал в космосе еще дважды.
В 1975 году он в качестве командира экипажа полетел на орбитальную станцию «Салют-4», где побил мировой рекорд по пребыванию на околоземной орбите, проведя вдали от Земли 62 суток 23 часа 20 минут 8 секунд.
За этот выдающийся результат он получил вторую Звезду Героя.
Спустя три года, летом 1978 года в рамках международной программы «Интеркосмос» Петр Ильич отправился в свой третий космический полет.
Вместе с поляком Мирославом Гермашевским он, ставший к тому времени уже генерал-майором, руководил экспедицией посещения орбитальной научной станции «Салют-6». К слову, на тот момент там находился и еще один прославленный белорусский космонавт - Владимир Коваленок.
В общей же сложности продолжительность всех трех полетов Климука составляет 78 суток 18 часов 18 минут 42 секунды.
Т ретье путешествие к звездам стало для Климука последним. Он перешел на руководящую работу.
К чести Климука, он сумел поддержать жизнь российской космонавтики в бурные 90-е годы. В 2004 году он вышел в отставку в звании генерал-полковника.
Примечательно, что в конце своей жизни Климук полностью посвятил себя идее Союзного государства России и Беларуси, работая в одном из его комитетов. Возможно, именно поэтому имя первого белорусского космонавта пользуется в националистических кругах намного меньшей популярностью, чем коллаборационисты вроде Фабиана Акинчица и Михаила Витушки.
Что ж, у каждого свои герои.
Белорусы же всегда будут помнить человека, проторившего им дорогу к звездам. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно съездить на малую родину Климука, где открыт музей космонавтики, пользующийся огромной популярностью среди туристов.
- Прочитано 6502 раз
55-летию полета Гагарина в космос и 61-годовщине космодрома Байконур посвящается
Основу фотовыставки «Беларусь и космос» составляют фотографии уроженцев Беларуси, внесших достойный вклад в развитие теории и практики исследования космоса: ученых, конструкторов, начальников космодрома Байконур, прославленных космонавтов. В разделе выставки «Слуцкий краеведческий музей: экспозиция "Космонавтика и Случчина"» представлены фотографии из единственной в Беларуси экспозиции, посвященной знаменитым выходцам Случчины, чья жизнь была тесно связана с космосом.
Разделы выставки:
1. Вклад уроженцев Беларуси в исследование космоса
Казимир Семенович
(1600–
1650). Уроженец Беларуси. Еще в 1650 году выдвинул идею создания многоступенчатой баллистической ракеты и описал ее конструкцию в своем знаменитом труде «Великое искусство артиллерии. Часть первая» |
||
Витольд Карлович Цераский
(1849–1925). Уроженец города Слуцка. Его отец был преподавателем географии в местной гимназии. С 1890 по 1916 год возглавлял астрономическую обсерваторию Московского государственного университета. Им было опубликовано более 90 научных трудов по астрономии и фотометрии. Знаменитый астроном, профессор. |
||
Борис Владимирович Кит
(1910). Всемирно известный специалист в области создания новых видов ракетного топлива, математики и системного анализа. Автор крупнейших научных разработок в области создания межконтинентальных баллистических ракет. Почетный гражданин города Новогрудка |
||
Семен Ариевич Косберг
(1903–1965). Уроженец города Слуцка, из семьи кузнеца. Закончил Слуцкое коммерческое училище в 1916 году, в 1931 году – Московский авиационный институт, участвовал в создании авиационных двигателей для боевых самолетов. Главный конструктор жидкостного ракетного двигателя РД-0109, входившего в состав третьей ступени ракеты-носителя «Восток». Основатель космического конструкторского бюро «Химавтоматика». Под его руководством были созданы ракетные жидкостные реактивные двигатели, с помощью которых были запущены в космос первые космонавты, выведены на орбиту космические корабли для исследования Луны, Венеры и Марса. Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии в области ракетостроения, доктор технических наук. В 1965 году С.А. Косберг трагически погиб в автомобильной катастрофе. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны |
||
Константин Васильевич Герчик
(1918–2001). Уроженец деревни Сороги Слуцкого района. Генерал-полковник авиации, с 1958 по 1961 год занимал должность начальника космодрома Байконур. Командовал 49-й Лидской ракетной дивизией 50-й ракетной армии РВСН |
||
Юрий Аверкиевич Жуков
(1933–2001). Уроженец Слуцка. Генерал-лейтенант авиации, начальник космодрома Байконур (1983–1988) в период испытаний ракеты-носителя «Зенит» и многоразовой космической системы «Энергия– Буран» |
2. Белорусские космонавты
Летчик-космонавт СССР Родился 10 июля 1942 года в селе Комаровка Брестской области. С 18 по 26 декабря 1973 года совершил первый полет в космос |
||
Летчик-космонавт СССР Родился 3 марта 1942 года в деревне Белое Крупского |
||
Космонавт–испытатель Российской Федерации Родился 12 октября 1971 года в городе Червене Минской области. |
К 55-летию первого полета человека в космос
Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино на Смоленщине, в семье колхозника. В 1951 году – студент Саратовского индустриального техникума. Именно тогда Гагарин увлекся авиацией и начал заниматься в Саратовском аэроклубе. В 1955 году с отличием окончил техникум и аэроклуб, совершив первый самостоятельный полет на самолете Як-18. После окончания техникума был направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков. В конце 1957 года Гагарин прибыл на службу в истребительный авиационный полк Северного флота. Ю. Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Был зачислен и приступил к тренировкам. За четыре месяца до полета стало ясно, что первым в космос полетит именно Гагарин: руководство страны прекрасно понимало, что первый космонавт должен быть лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене. Его доброе лицо и открытая душа покоряли всех, с кем ему приходилось общаться. |
В конце апреля 1962 года Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. «Миссия мира» первого космонавта по странам и континентам продолжалась два года. Гагарин посетил десятки стран, встретился с сотнями тысяч людей. Встретиться с ним почитали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты. Его имя навсегда осталось в Космосе, который он заново открыл для человечества: один из крупнейших кратеров на обратной стороне Луны носит имя Гагарина. В 1968 году Международная авиационная федерация учредила медаль имени Гагарина, которой награждаются лица, внесшие особый вклад в авиацию и космонавтику. |
27 марта 1968 года Юрий Гагарин вместе с летчиком Владимиром Серегиным погибли вблизи деревни Новоселово Владимирской области во время тренировочного полета. Всего 106 минут продолжался полет Гагарина на космическом корабле «Восток», но не количество минут определяет вклад этого человека в историю освоения космоса. Он был первым человеком, кто покорил Космос. И он останется первым навсегда.
4. Космическая площадка Вселенной
Космодром (Федеральный космический центр Байконур) был основан 2 июня 1955 году на территории Кзыл-Ординской области Казахской ССР как Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 Министерства обороны СССР, предназначенный для испытаний ракетной техники. Стартовый район космодрома раскинулся на 85 километров с севера на юг и на 125 километров с запада на восток. Байконур начал строиться в казахстанской степи 5 мая 1955 года. Первоначально в 1960-80-х годах космодром назывался по специальной засекреченной легенде «Ташкент-90», «Кызыл-Орда-50», поселок Заря, поселок Звездоград, поселок Ленинский, город Ленинск. С 20 декабря 1995 года он стал носить название города Байконура.
Численность жителей города около 70 тысяч человек, причем более половины их являются гражданами Республики Казахстан. Общая площадь города более 57 квадратных километров. Инфраструктура Байконура составляет более 1 200 объектов и сооружений.
15 мая 1957 года на космодроме Байконур состоялся первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 знаменитого советского конструктора С.П. Королева. На экспериментальной испытательной базе полигона Байконур успешно испытаны боевые ракетные комплексы конструкторских бюро С.П. Королева, В.П. Мишина, В.П. Глушко, М.К. Янгеля, В.Ф. Уткина, В.Н. Челомея. Всего на Байконуре, начиная с 1955 года, было запущено более 1 500 космических аппаратов различного назначения и свыше 100 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет-носителей, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций.
В 1960 году космодром был награжден орденом Красной Звезды, в 1965 году – орденом Ленина, в 1976 году – орденом Октябрьской Революции. Почетными гражданами города Байконура являются 107 человек, внесших большой вклад в освоение космоса, создание ракетно-ядерного щита СССР, строительство города и космодрома.
10 декабря 1994 года правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан был подписан Договор аренды космического комплекса «Байконур». Ежегодно с космодрома стартует не менее 15–17 ракет-носителей. Каждая третья ракета, запускаемая в мире, является «байконуровской». Поэтому сейчас Байконур является самым работающим космодромом в мире.
«Аллея космонавтов», заложенная в 1961 году, до сих пор является любимым местом для отдыха и прогулок жителей и гостей Байконура |
||
Завоевание космоса не обходилось без трагедий и жертв. 24 октября 1960 года при запуске межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошла катастрофа, в которой погибло 74 гражданских и военных специалиста и еще 54 человека получили ожоги различной степени тяжести. Погиб председатель государственной комиссии Главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин. В память о погибших испытателях в г. Байконуре был воздвигнут этот монумент |
||
Монумент, посвященный 20-летию освоения космоса, г. Байконур |
||
На Байконуре было испытано свыше 100 межконтинентальных баллистических ракет, в том числе и МБР 15А15 (SS-15) легкого класса с дальностью полета более 10 тысяч километров, находившаяся на вооружении Ракетных войск стратегического назначения почти 20 лет. Монумент был установлен в честь 90-летия выдающегося конструктора Михаила Янгеля | ||
|
Ночной запуск ракеты-носителя | |
Универсальная многоразовая космическая система «Энергия– Буран» на стартовой площадке в готовности к запуску. Космодром Байконур | ||
|
Вывоз универсальной многоразовой космической системы «Энергия– Буран» на стартовую площадку. Космодром Байконур. 1988 год |
|
Полковник в отставке
Авилов Валентин Иванович. |
||
Этапы испытания «Бурана» - Июнь 1985 года – на аэродроме «Юбилейный» (Байконур) проведена первая комплексная тренировка с макетом ОК «Буран»;- За три года испытаний ОК «Буран» было осуществлено 60 посадок в автоматическом режиме самолета-лаборатории Ту-154, оснащенного «бурановским» комплексом навигационного и посадочного оборудования; - Май 1988 года – проведены летные испытания самого большого транспортного самолета АН-225 «Мрия» с погрузкой, транспортировкой и разгрузкой ОК «Буран». Самолет АН-225 вместе с ОК «Буран» совершили перелет во Францию для участия в авиасалоне Ля-Бурже; - 15 ноября 1988 года – ОК «Буран» совершил первую в мире автоматическую посадку на специальную полосу аэродрома «Юбилейный», отклонившись от центра взлетно-посадочной полосы на 80 см; - 1993 год – все работы по программе «Энергия-Буран» были свернуты |
||
Всемирно известный «Гагаринский старт» на космодроме Байконур | ||
|
Встреча ветеранов космодрома Байконур. |
|
Полковник в отставке Уминский Иван Иванович Окончил Минское артиллерийско-минометное училище (1957), |
||
Отдельная инженерно-испытательная часть космодрома |
5. Развитие космоса в Беларуси
Созданные в рамках космических программ Союзного государства информационные технологии, аппаратно-программные комплексы и приборы существенно увеличивают экспортный потенциал белорусских и российских предприятий, а также позволяют совместно с партнерами из других стран СНГ и дальнего зарубежья производить научно-техническую продукцию космического и двойного назначения, осуществлять запуск в космос собственных космических аппаратов.
Запуск российской ракеты-носителя «Союз-ФГ/Фрегат» |
||
|
Схема выведения Белорусского космического аппарата (БелКА) на орбиту. 2012 год |
|
|
Станция приема космической информации с БелКА. 2016 год | |
|
Центр управления полетом БелКА. 2014 год | |
|
Снимок из космоса: Минск – МКАД – Логойский тракт. 2014 год | |
|
||
Запуск белорусского спутника связи «Белинтерсат-1» в Китае. 15 января 2016 года |
6. Слуцкий краеведческий музей:
экспозиция «Космонавтика и Случчина»
Слуцкий краеведческий музей основан в сентябре 1952 года, открыт 7 ноября 1952 года. Музей является научно-исследовательским, научно-просветительным и воспитательным учреждением, а также основным хранилищем памятников материальной и духовной культуры, связанных с историей и природой края. В краеведческом музее функционируют выставочный зал и 6 экспозиционных залов, библиотека, архив. Одна из интереснейших экспозиций музея называется «Космонавтика и Случчина». В этой экспозиции размещены документы и фотоматериалы о Слуцкой гимназии и ее известнейших выпускниках – астрономе Витольде Цераском, конструкторе в области ракетостроения Сергее Косберге, начальниках космодрома Байконур генералах Константине Герчике и Юрии Жукове.
Набор продуктов питания космонавтов периода 1960–1970 годов. |
||
|
Удостоверение и нагрудная лента Почетного гражданина г. Байконура К.В. Герчика. Экспозиция «Космонавтика и Случчина» Слуцкого краеведческого музея |
|
Национальный казахский костюм, подаренный администрацией |
||
|
Набор предметов снаряжения к высотно-компенсирующему костюму ВКК-6М. Экспозиция «Космонавтика и Случчина» Слуцкого краеведческого музея |
|
|
Делегаты ХХII съезда КПСС. С.А. Косберг рядом с Ю.А. Гагариным. Москва. Экспозиция «Космонавтика и Случчина» Слуцкого краеведческого музея |
|
|
Фотоаппарат «ФЭД-6» и электробритва «Харьків»
почетного гражданина г. Байконура генерал-лейтенанта Ю.А. Жукова, подаренные им Слуцкому краеведческому музею. Экспозиция «Космонавтика и Случчина» Слуцкого краеведческого музея |
Блестящие результаты теоретической и практической деятельности белорусских ученых, достигнутые в 1950-60-е годы в физике и математике, электронике и информатике, вычислительной технике и программном обеспечении, приборостроении и машиностроении, создали предпосылки для исследования и освоения космоса в СССР, запуска первого спутника Земли и полета человека в космос.
Благодаря их деятельности мы сегодня имеем уникальные спутниковые системы дистанционного зондирования Земли и околоземного пространства, сложнейшие оптоэлектронные и радиотехнические системы траекторных измерений космических аппаратов, ряд фотоастрономических установок для космической геодезии, аппаратно-программные системы и комплексы обработки всех видов изображений, полученных из космоса, испытательное оборудование и новую микроэлектронную базу для космического приборостроения.
Космонавтика Беларуси сегодня является одним из важнейших факторов, обусловливающих дальнейшее поступательное социально-экономическое развитие нашей страны и повышение ее имиджа в мировом сообществе.
12 апреля 2016 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко посетил Центр космической связи, создаваемый в поселке Станьково Дзержинского района Минской области.
- Беларусь намерена идти по пути интеграции в мировое информационное пространство, развивая Национальную систему спутниковой связи и вещания: « В свое время мы начинали с оказания услуг по созданию спутников для других стран. Сейчас мы в кооперации можем создать эту технику сами, с чьей-то помощью доставить в космос (космодромы нам не нужны). Спутником мы управляем, продукцию от него получаем и продаем. Запуск спутника, строительство центра управления полетами - это работа для многих предприятий и тысяч людей. Это для меня было главным, что мы будем развивать сопутствующие отрасли».
А.Г.Лукашенко
- Создан проект по созданию Национальной системы спутниковой связи и вещания, который реализуется в соответствии с контрактом между китайской промышленной корпорацией "Великая стена" и белорусским заводом точной электромеханики. В январе 2016 г. с китайского космодрома был запущен белорусский телекоммуникационный спутник "Белинтерсат-1". С его запуском Беларусь вошла в престижный список трех десятков стран, которые имеют спутник собственной системы связи. Самое оптимальное для нас сегодня - иметь три спутника, которые, находясь на геостационарной орбите, будут покрывать практически всю территорию Земли.
Новая экспедиция на Международную космическую станцию стартовала с "гагаринской" площадки Байконура. Прямую трансляцию запуска вело NASA на
своем сайте
.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (48.51 МБ)
Отделение корабля от третьей ступени ракеты-носителя "Союз-ФГ" запланировано на 14.00. Стыковка "Союза ТМА-06М" с МКС намечена на 25 октября в 15.51 в автоматическом режиме.
Экипаж экспедиции к МКС состоит из астронавта NASA Кевина Форда, который три года назад уже летал на МКС на шаттле, а также новичков космоса - командира экипажа Олега Новицкого и Евгения Тарелкина. Экипаж взял позывной "Казбек".
Члены экспедиции сменят экипаж МКС-33, в который входят бортинженеры Юрий Маленченко и Акихико Хошиде и командир экипажа Санита Уильямс. Новый экипаж проведет на МКС 40 научных экспериментов. Кроме того, экипажи примут и разгрузят несколько транспортных кораблей, в частности 31 октября на МКС отправится очередной российский грузовой корабль "Прогресс".
Напомним, что Олег Новицкий родился в городе Червень Минской области. Краткую его биографию можно посмотреть на сайте Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Гагарина.
Он является командиром экипажа пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-06М". До него лишь два белоруса летали в космос в качестве командиров космического корабля - Петр Климук и Владимир Коваленок.
Жена Олега Новицкого Юлия Новицкая ведет сейчас блог на сайте Роскосмоса, посвященный полету мужа. В последней записи она поблагодарила белорусских журналистов за внимание, оказанное персоне Олега. Но кое что ее огорчило.
"Международную космическую станцию впервые возглавит белорус", "Белорус будет управлять МКС", "Впервые белорус будет командовать на МКС" - это заголовки информационных сообщений. УЖАС!!! Олег является командиром транспортного пилотируемого корабля "Союз ТМА-06М", а на МКС он будет БОРТИНЖЕНЕРОМ. Командовать там будет совершенно другой человек , - пишет Юлия Новицкая. - В другом материале написали, что полет продлится 170 суток. На самом деле меньше - с 23 октября по 15 марта. Вот и считайте, сколько".
На сайте Центра управления полетами
сообщается, что планируемая продолжительность полёта от старта до посадки составит около 140 суток.