Второй день в Каркассоне. С утра Ив заехал за нами, наша цель – знаменитый замок катаров, замок Монсегюр. По дороге к замку, мы заехали в одно интересное местечко Фанжо.
По легенде, жители проживающие в долине, ходили на службу за несколько км от поселения в монастырь на горе, но однажды один монах увидел в небе огненный шар, местные жители решили, что то был Знак с Небес и построили на месте появления огненного шара женский монастырь внизу долины.
Вид сверху действительно открывался удивительный. С утра был туман, но, под лучами солнца туман рассеялся и, нашему взору открылась живописная долина.
Через некоторое время мы увидели как католический священник привел группу детей на экскурсию, нам даже удалось с ним сфотографироваться.
Мы немного погуляли по самому городку Фанжо и обратили внимание, что во всех городках, через которые мы проезжали, много закрытых ставень.
Дома везде невысокие, стоят, как правило, прижавшись плотно друг к другу, вдоль единственной дороги, пролегающей через этот городок. У нас бы такие поселения, с такой численностью, назывались бы деревнями, поселками…
Проезжаешь какой-либо такой город и удивляешься его тишине, безлюдию, но! При этом потрясающей чистоте, уюту и отсутствию бездомных собак и кошек))) Собак встречали много и всяких, но все на поводке и с хозяином, а кошки с ошейником и колокольчиком. Ну, очень много нежилых помещений, или собственники после окончания курортного сезона съехали или дома стоят нежилые? Ив не смог дать вразумительного ответа. Через пару дней мы узнали, что Каркассон – юг Франции, считается депрессивным районом, здесь нет больших предприятий, поэтому молодежь уезжает на север и запад страны, а здесь в основном проживают пенсионеры. Хотела бы я на пенсии жить в таком депрессивном местечке…))
Все восемь дней путешествуя по Франции мы встречали, вы не поверите, в основном путешествующих пенсионеров. Они ведут энергичный, здоровый образ жизни. Но, более того, многие из них имеют возможность путешествовать по Миру. А потом, долгими осеннее — зимними вечерами, собираются компанией за бокалом вина и делятся друг с другом впечатлениями и воспоминаниями о своих поездках)).
ПОЧЕМУ у нас такое не возможно? Почему я не имею возможность самостоятельно откладывать себе на пенсионный счет, как это делают на Западе? Да потому, что «за время пути»… и экономических катаклизмов она испарится в инфляции, да и зарплаты у нас такие, что нет возможности откладывать. Почему, вот уже 23 года мы не можем организовать стабильную экономику? Уже целое поколение выросло!!! Не думаю, что у наших детей дела будут обстоять лучше. Печально всё это осознавать.
Извините, я отвлеклась.
Погуляв по маленькому Фанжо, мы зашли в его Храм, я давно заметила, что энергетика у них совсем другая, чем у наших церквей. Совсем другая – строгая, величественная.
Дальше мы проехали по городку Мирпуа, такой же уютный, даже домашний, много зелени и опять — дома с закрытыми ставнями… Сюда возят туристов на экскурсии, так как он знаменит своими постройками из дерева, которым уже 1000 лет! Представляете? Оказывается, оно имеет прочность за счет того, что (пардон) вымачивалось в моче крупно рогатого скота. И здесь этой самой корове памятник есть. Ещё Мирпуа знаменит своим базарчиком, здесь продают экологически чистые овощи, фрукты, зелень. Обратите внимание на цены. Кризиса мы не увидели и не почувствовали.
Мы приехали в городок накануне Праздника Яблок, местные жители наряжали яблоками фигурки животных. Яблоки такие аппетитные, что я не удержалась и попросила для нас несколько штук. Здесь же, в центре у них торговые лавки тех, кого мы называем индивидуальными предпринимателями)). В каждом магазинчике свой ассортимент, и хозяйка тут же сидит и что-то шьет, мастерит. Мы подметили с Леной сразу – отсутствие китайцев))) и китайского ассортимента. Всё как-то по- домашнему, по семейному уютно, жители сидят, попивают вино, чай, ведут неспешные разговоры…
Удивительная атмосфера спокойствия, благополучия… И поверьте, подобное благополучие и гармонию мы увидели не только в этом городке.
Здесь тоже свой Храм, один из самых крупных. Что мне понравилось, здесь и в последующих Храмах везде есть макеты которые рассказывают история постройки того или иного Храма, например с 10 века и до наших дней. Очень интересно наблюдать, как они видоизменялись, от простого к величественному. И энергетика внутри такая, что испытываешь трепет, восхищение, но и ощущаешь себя рабом божьим…
Всё это предисловие к самому важному нашему путешествию – замку катаров, замку, где Мария Магдалина провела последние свои восемь лет с дочерью Вестой.
После смерти Христа Магдалина покинула землю, отнявшую у неё самого дорогого на свете человека. Она ушла, уводя с собой малышку — дочь Весту, которой было в то время всего-навсего четыре года. А её восьмилетнего сына Светодара тайно увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы он, во что бы то ни стало, остался в живых и смог продолжить великий Род своего отца.
Мария родилась в долине Магов, она была из династии Меровингов.
Меровинги – северные русы, пришедшие учить свободных франков (франки – свободный) военному искуству, правлению страной, политике и науке.
Назывались они правильно – меровинглии. Мы — в — Ра – Инглии.
Мы, дети РА, несущие свет в родной, первозданной Инглии. Потом это слова намеренно упростили и оно стало звучать, как меровинги. Это была династия магов и колдунов.
Учеников Марии люди называли катарами, что переводится, как – чистые.
Рая этому слову дала свою расшифровку, и она мне тоже нравится: Ка – дух, Тара – Берегиня Земли Русской.
Они были монахами, строгих нравов, с чистыми помыслами, много трудились, помогали всем. Учение Марии Магдалины, приверженцами которого они были, несло в мир любовь к людям, неприятие зла. Катары свято хранили в своих сердцах истинную летопись жизни Радомира и поклялись сохранить его жену и детей, чего бы им этого не стоило. За что позже, 2 столетия спустя, все до одного поплатились жизнью.
Более полно и подробно об этом вы можете прочитать в книге Светланы Левашовой «Откровение» или просто найдите в инете информацию. Должна сразу вам признаться, что я читала книгу Светланы три года назад в инете, это создает нагрузку для глаз, поэтому я прочитала полностью только её первую часть, а потом последующую информацию просто пробегала глазами, выискивая места, где рассказывалось о Кристалле – Ключе Знаний Богов. Все мы тогда увлекались поисками кристаллов)). Поэтому подробностей гибели Магдалины и катаров я не знала.
Монсегюр находится 1200 метров над уровнем моря, он возвышается на вершине горы и виден издалека. Это замок-святилище, храм Солнца, обсерватория.
Раньше замки – крепости ставили на живых точках силы, это хорошо ощущалось здесь, в Монсегюре. Замок притягивал к себе и звал, я с интересом поглядывала на него и думала: что за тайну ты мне приготовил? О чем хочешь поведать?
На поляне перед горой мы увидели постамент с катарским крестом и надпись от 1244 года:
«Мы, катары, последователи учения Христа и никогда не станем католиками».
Рядом мы увидели три огромных камня в окружении четырех березок. Я подошла, приложила руки и поприветствовала их, а в ответ услышала: Не отвлекай нас…
Я рассмеялась, такого ещё не было, обычно камни легко идут на контакт. Ну, нет, так нет…)) Мы сфотографировались у подножия горы, и начали подъем, а нам навстречу уже спускались французы – пенсионеры.)) По тропинке нам встретилось очень много ящерок, Хранителей Знаний катаров.
Замок построен из пяти стен (число пять было священным для катаров), с прорезями, в которые в течении дня по очереди проникают лучи Солнца, поэтому замок освещен Солнцем весь день.
Мы с Леной и Ивом быстро совершили это восхождение, я выпустила из виду Раю и Свету. В замке мы все разбрелись, изучая каждый уголок. Замок небольшой в размерах, я ходила и старалась представить – как здесь жили…учились, трудились…любили… С вершины горы открывался нашему взору потрясающий вид на Долину Магов.
В один момент встретилась с Раей, та настойчиво стала меня спрашивать: Ира, у тебя есть мысли по поводу нашей работы здесь? Что ты предлагаешь?
Скажу честно – никаких мыслей не было, мне хотелось просто раствориться в этих вибрациях, светило солнце, Ив с Леной присели на камушек, а мне очень захотелось разуться и лечь, чтобы слиться с этим Пространством. Это трудно описать. Я легла и сделала запрос: надо ли нам проводить здесь работу?
В ответ услышала: на кладбище не работают…
Ответ удивил меня и обрадовал одновременно, не хотелось ничего делать, а просто лежать и слушать окружающее Пространство.
Неожиданно возникло видение – замок, тучи, дым от костров, у стены замка две группы катаров – 4 и 5 человек. Они стоят прижавшись к стене и…поют! Я слышала мелодию!
С удивлением, я старалась вслушаться в неё, понимая, что это прощальная песня катаров перед смертью. Пришло понимание, что они должны сгореть, заживо… Я слушала и слушала, стараясь запомнить, чтобы потом, если доведется где услышать – узнать эту мелодию. В горле стоял комок слез, настолько это видение и песня были реальны. Я попрощалась с ними и вдруг услышала – помни, ты одна из нас!
Я встала, пытаясь успокоиться, решила пройтись немного дальше и посмотреть что там, за камнями, а мне в спину звучало и отдавалось в затылке – помни, ты одна из нас…не забывай…не забывай…не забывай… Даже сейчас пишу эти слова и переживаю всё заново…опять ком в горле.
Увидев, чуть ниже, среди камней площадку, я села, чтобы прийти в себя и мгновенно передо мной открылся Портал, в нем я увидела Глаз, а это верный Знак, что я могу задать вопрос и тут же получить на него ответ.
Я спросила первое, что пришло в голову: На счет меня и катар – верная информация?
Получила моментальный ответ: Да!
Подошла Леночка, я рассказала ей о Портале и предложила тоже сделать какой-либо запрос.
С её слов, она спросила: Жила ли я здесь когда-то?
Ответ: Да, ты жила здесь, иначе бы не попала сюда с этой группой.
Вопрос: Могу ли заниматься этими Знаниями дальше?
Ответ: Не можешь, а должна!
Обменявшись информацией, мы начали искать своих спутниц – Раю и Светлану, и нашли их у спуска с Монсегюра. Я отметила про себя, что Света выглядела бледной, даже с какой-то желтизной. Рая рассказала, что во время подъема Светлане стало очень плохо, кружилась голова, слабость во всем теле, она почти теряла сознание. Рая всё это время её опекала, посадила в тень, напоила водой и Свете стало легче.
Я посмотрела на Свету, она со мной поделилась, что её, как будто, не отпускают с горы…
Я: Ты что-то в прошлом тут не отработала, не доделала, и тебя не случайно привели сюда второй раз. Ты сейчас должна это сделать.
Света ответила, улыбнувшись: Знаю, в прошлом году, с группой Метатроновцев, я даже на гору не поднялась. И я чувствую, что должна была поехать с вами и именно сюда, в замок Монсегюр.
Я посоветовала Свете задать вопрос о своем состоянии здесь и спросить, что её здесь держит?
Рассказала им о своем видении, Света подтвердила: Да, их всех сожгли.
У меня ёкнуло и сжалось в груди, мы начали спускаться, а в голове у меня продолжала звучать прощальная песня катаров.
Я поделилась со Светой информацией об этой песни, она заинтересовалась: А напеть можешь? Как она звучит?
Я не мастер петь песен, но если когда-нибудь услышу, то обязательно узнаю. А Светлана начала рассказывать, что перед поездкой ей почему-то захотелось закачать в телефон мелодию. Она включила мне её, и я с удивлением для себя начала узнавать фрагменты из песни катар. Нет, конечно, это была другая музыка, другой тональности, но, что-то неуловимое у них было общим….какие-то аккорды, сочетание нот (не знаю, как правильно сказать).
Тут нас догнала Леночка и начала делиться своими ощущениями – в те далекие времена она была среди этих катар, причем, она «уходила» последней…ей и сейчас хотелось идти последней в нашей группе, а ещё у неё в замке было сильное желание – прижаться к стенам спиной.
У меня моментально вспыхнула картинка – я вижу, как они стоят — прижавшись спинами к стене…
А ещё в голове у Лены во время подъема на гору, зазвучала мелодия, и она её нам напела. Вы, очевидно, уже догадались – она была очень сильно похожа на ту, что я услышала, вернее, опять неуловимые эти несколько нот… Меня начало потряхивать и полились слезы, я вновь переживала увиденную картинку гибели катар.
Все пошли вниз, а мы со Светой задержались, она не получила ответа на свой вопрос, и я решила ей помочь. Мы сели, взялись за руки, я используя свою Мастер — технику, повела Светлану…
Очень быстро я увидела: Солнце, гора, вижу юношу лет 19-ти на другой стороне горы. Он стоит прижавшись к скале и смотрит вверх…там люди. Я чувствую его страх и чувство вины. Я понимаю — он их предал! Вернее сказать – продал, за очень большие деньги.
Я рассказала Светлане о своем видении, умолчав об ощущениях, но она прочувствовала всё сама и произнесла это вслух: Я их предала.
Не буду описывать всего подробно, но мы обе плакали, просили прощение друг у друга, и тут я увидела, как в небе засверкали молнии, разряды молний! И я почувствовала – у катаров нет зла и обиды. Они сказали – это должно было произойти, мы были обречены, это было неизбежно.
Мы со Светой, обе заплаканные, обнялись, а успокоившись, продолжили спуск уже с другим настроением, на душе стало легче.
Внизу, у подножия горы, ещё раз взглянув на замок, я не удержалась и прокричала: Монсегюр, я люблю тебя!
Немного перекусив, мы поехали дальше, через небольшой городок, который располагается у подножия горы, в Долине Сожженных. Это я узнала уже по приезду домой, из инета, как и то, что катары, действительно погибли в результате предательства. Церковь заплатила огромные деньги одному из местных пастухов, и он показал им тайную тропу.
Но, ведь, в момент моего посещения замка я этого не знала!!!
По дороге нам повстречалась интересная пещера, из неё вытекала река. Ив сказал, что это пещера исчезающей воды. Мы ничего не поняли, а я из любопытства поспешила зайти в пещеру по мостику. Вот тут меня и настигло))), уровень воды в пещере очень быстро начал подниматься, я не успела выскочить и промочила ноги. Это было интересное зрелище…
Франция — замок Монсегюр
Впрочем, для французского сенешаля Гуго де Арси они были скорее нечестивцами. В мае 1243 года, по личному настоянию королевы Франции Бланки Кастильской, с десятитысячным войском он направился к замку и окружил его. Горстка кое-как вооруженных еретиков должна была стать для его рыцарей легкой добычей. Но шел месяц за месяцем, а осажденные все жили - на крошечном пятачке, под палящим зноем и пронизывающим ветром. Мощная камнеметная машина, которую установили у подошвы королевские инженеры, осыпала их градом огромных камней - а они жили. Дожди давали им воду, местные крестьяне тайными тропами подносили продукты. Как они ухитрялись миновать расставленные повсюду посты, никто не ведал. Поговаривали, правда, что часовые, среди которых было немало выходцев из Лангедока, не слишком ревностно несли свою службу, однако и Монсегюр стоял неприступной цитаделью - Mount Segur, «спасительная гора», «надежная гора», «неприступная гора»…
Когда-то, на языке иберов, огромный холм звался Muno Egu - Гора Солнца. Замок, окруженный пиренейским кольцом, словно нимбом, был и впрямь почти всегда освещен солнечными лучами…
Свое художественное воплощение он получит благодаря несколько болезненной фантазии Рихарда Вагнера, сделавшего именно Монсегюр местом действия мрачной оперы о Парцифале. Впрочем, еще задолго до Вагнера баварский рыцарь Вольфрам фон Эшенбах, автор «Парцифаля» литературного, поселил своего героя в некий таинственный замок, владельцами которого оказалось легендарное семейство Грааль. Многие исследователи, правда, полагают, что название «книжной» крепости - Мунсальвеш - не что иное, как германизированная форма названия Монсальва. Подобно Монсегюру, долгие годы этот замок был оплотом катаров, и его постигла та же судьба…
…Уже почти год крестоносцы стояли у подножия Монсегюра. Когда-то в этих краях уже обитали еретики - их предводителю, испанскому епископу Присциллиану по приказу римского императора Максима в 385 году отрубили голову. Его ученики, изгнанные в Пиренеи, обосновались в горах, обратив в свою веру местных друидов.
Лес подле Монсегюра и сейчас зовется Присциллиан - говорят, в его деревьях обитают души тех, кто потерпел жестокую расправу от первых христиан. От древнего храма следов не осталось - по преданию, его уничтожила одна из молний, которые нередко бьют в эту вершину. Не сохранилось и крепости, что возвели на месте храма вестготы. Во всяком случае, протокол допроса инквизиторов свидетельствует: Раймунд де Перэйе, по настоянию Раймунда де Белиссена, Раймунда де Бласко и прочих еретиков, выстроил новый замок на вершине Монсегюра, ибо прежний до основания разрушился. Дело было поручено архитектору по имени Арно де Бакаллариа, сеньору де Виллар. Почти на 30 лет замок стал главной цитаделью катаров. Раймунд де Перэйе и его знаменитая сестра Экслармонда, могиле которой еретики станут поклоняться, как святыне, держали ворота открытыми для всех, кому претила католическая вера. Возвращаясь из опасных и нелегких поездок по Лангедоку, «совершенные» всегда находили в Монсегюре тихое пристанище. Пока он стоял, дело их не было проиграно; и в минуты отчаяния измученные многолетней борьбой южане направлялись именно сюда.
Чему же был обязан Монсегюр такой славой? Разве что расположению - но подобных неприступных замков в Пиренеях было немало, скажем, тот же Керибюс, стоящий на еще более отвесной скале. В остальном же знаменитую крепость и вовсе можно считать архитектурной ошибкой. Ширина ее ворот составляла почти 2 м, а высота более трех - такого огромного входа не найти ни в одном из близлежащих укреплений. Располагались они в самой уязвимой точке и даже не были закрыты подъемной решеткой. Ни машикулей, ни барбакана, ни надвратных башен - ничего. Более того, в противоположной стене имелись вторые ворота, столь же монументальные, как и первые. Сами стены возвышались всего на 3,5 м, причем три из них вообще лишены зубцов. Донжон - главная башня - был чересчур низок и мал, для того чтобы, в случае необходимости, стать последним оплотом защитников. При этом он так нелепо выступал над стеной, что камнеметной машине не составило никакого труда его поразить. Внутренние лестницы были столь узки и отвесны, что передвигаться по ним во время боя было практически невозможно. На небольшой выточенной ветрами и дождями площадке на восточной оконечности вполне можно было бы установить грозный камнемет - но ничего подобного проделано не было. Если учесть, что архитектор Монсегюра был учеником знаменитого военного инженера Эко де Линара, все эти недочеты выглядят более чем странно.
Впрочем, в Монсегюре все странно - как и подобает вместилищу столь странной веры. Сверху замок напоминает то ли корабль, то ли саркофаг. Когда смотришь на него в иллюминатор самолета, на ум приходит знаменитая лодка Харона, на которой осуществлялся переход из мира живых в мир мертвых через реку Стикс… Стена, окружающая его, имеет форму пятиугольника, в который вправлен квадрат донжона. Просто находка для оккультистов! Прямоугольник, обладающий пропорциями золотого сечения, порождает пятиконечную звезду, которая, в свою очередь, дает нам пятиугольник. Бесконечный коридор, ведущий к Свету, - ведь еще в Древнем Египте пентаграмма считалась символом Гора, бога Солнца…
Если же спуститься с небес на грешную землю, мы обнаружим, что пентаграмма является прообразом человека. Причем человека Совершенного - такого, каким он представлен на знаменитом рисунке Леонардо да Винчи. Старина Соньер, герой нашумевшего «Кода да Винчи», приняв перед смертью позу звезды, подбросил читателям не меньше загадок, чем замок на вершине Монсегюра - своим исследователям. В тщетных попытках найти ответы они в один прекрасный день оказались в пещере, именуемой Вифлеемом, - и застыли в немом изумлении. В вертикальную скалу был врезан пятиугольник - причем столь глубоко, что человек вполне мог вписаться в него, положив кисти рук, ступни и голову в пять выемок в каждом из пяти углов. Но кто были люди, посещавшие пещеру? Быть может, те, кто жаждал посвящения, - или сами «совершенные» отправляли здесь никому не ведомые таинства? Так или иначе, размышляя об этой таинственной находке, исследователь Рене Нелли напомнил, что богомилы - предтеча катаров - представляли живого Христа в виде человека, раскинувшего руки и ноги: «Возможно, для окситанских катаров пентаграмма символизировала человека материального, а звезда, в кою он был заключен, - Дух спасительный…»
Свинцовую пятиугольную пластину нашли в середине прошлого века и на вершине Монсегюра. На ней - рельефное изображение голубя с крыльями, распростертыми в форме буквы Х. С этой буквы в греческом языке, как и в русском, начинается имя Христа. Опять перед нами переход - из Царства Божьего Сына в царство Святого Духа, символом которого является голубь… Кого защищал этот древний амулет - и сумел ли защитить? И не является ли Монсегюр воплощением ритуального изображения из расположенной неподалеку пещеры? Если это так - стало быть, он был не только (и не столько) крепостью, но и храмом…
Инженер и скалолаз Фернан Ньель сотню раз поднимался на вершину Монсегюра. С самыми современными приборами в руках он исследовал развалины замка вдоль и поперек. В результате на свет появились три книги: «Монсегюр, священная гора», «Монсегюр, город и его история» и, наконец, «Монсегюр, храм и крепость катаров Окситании». Это Ньель установил, что замок сориентирован по сторонам света. Посетите его в день летнего солнцестояния - и вы убедитесь в этом сами. Точнее, в этом убедит вас ваш фотоаппарат - поскольку человеку вряд ли удастся закрепиться на карнизе бойницы. Зато на снимке будет ясно видно, как сквозь щель бойницы напротив ровно в полдень пройдет солнечный луч…
По мнению Ньеля, гора явилась идеальным местом для строительства замка: «…из всех окрестных вершин Монсегюр действительно является единственной, где восточный сектор горизонта свободен. Это позволяет находящемуся там наблюдателю в любое время года точно определять то место, где восходит солнце».
Так что же такое этот замок - гигантские солнечные часы, астрономическая обсерватория или Храм Солнца? В катарском трактате с говорящим названием «Тайная вечеря» ученые отыскали положение, которое могло бы дать ключ к разгадке: весь материальный мир есть творение Сатаны, за исключением Солнца… И вот, напротив бойниц донжона, в праздник летнего солнцестояния - Иоаннов день - катары размышляли о поучении своего пастыря: «Пока у вас будет Свет, верьте в Свет. И станете детьми Света…»
Разумеется, находятся скептики, утверждающие, что тот, кто сооружал замок, не мог произвести столь сложных математических и астрономических расчетов. Доля истины в их словах есть. Но, в конце концов, знаменитые пирамиды Египта или храмы, затерянные в лесах Камбоджи, появились куда раньше - а разве в них не воплотились знания, способные поставить в тупик даже современных ученых?
…О том, что творилось на вершине горы долгие 11 месяцев осады, нам более всего известно благодаря протоколам инквизиции. После падения крепости отец Феррер тщательно опросил уцелевших. Вот цифры: гарнизон составляли 12 рыцарей, 10 оруженосцев, 55 латников, 10 курьеров, военного инженера и их домочадцев. Но самое главное, что за стенами Монсегюра скрывались все «совершенные», которые еще были живы, - около 200 человек. Имена 34 мужчин и 25 женщин дошли до нас. Среди них - двое из четырех катарских епископов - Раймон Агюйе и Бертран Марти.
Доподлинно неизвестно, откуда пришла гибель Монсегюра. Скорее всего, кто-то из окрестных крестьян за «30 сребреников» показал крестоносцам тайную дорогу, ведущую к крепости. И вот, незадолго до Рождества 1243 года, баскский отряд, забравшись на вершину горы, захватил барбакон. Впрочем, и после этого осажденные не дрогнули. Очевидцы рассказывали, что лишь 2 марта, когда положение стало совсем уж невыносимым, на стенах Монсегюра затрубили рога, возвестившие о том, что крепость готова на переговоры. Но епископ Бертран Марти не торопился сдавать ее. Он попросил перемирия и даже предложил для верности заложников.
Условия капитуляции были необычайно мягкими по тем суровым временам - всем, кто откажется от своих греховных убеждений, даровалось прощение. Им даже гарантировался свободный выход из крепости со всем имуществом. Сошлись на двух неделях отсрочки - до 15 марта. 14-го в замке прошел тот самый загадочный обряд. А 16 марта все, кто уцелел, вышли из крепости. У них был выбор: раскаяться и уйти - или умереть. Но теперь каждый был «совершенным» - и, сделав этот выбор, он подписал себе смертный приговор. Около двух сотен мужчин и женщин заперли в большом деревянном сарае - и подожгли его. А те, кто остался в крепости, смотрели сверху на пылающий костер. Впрочем, большинство из них тоже скоро нашли свою смерть - на ветках ближайших дубов. Теперь крестоносцы могли с полным основанием заявлять, что ни один из еретиков «не оскверняет больше мир своим дыханием».
Сейчас это место зовут Полем Сожженных. От крепости, которую французские историки называют «Монсегюр II», не осталось и следа - по приказу папы её стены разрушили до основания. То, что мы видим сегодня, - «Монсегюр III», - обозначено в путеводителях как «архитектурно-исторический памятник, типичный для постсредневековой королевской французской оборонительной архитектуры 1600-х годов». Но даже этот вариант, «исправленный и дополненный», до сих пор, словно огромный магнит, притягивает любителей всех и всяческих тайн…
…Призрак несметных сокровищ катаров бродил по всей Европе задолго до начала альбигойских войн. Говорили, что все они запрятаны в подземельях Монсегюра. Вообще-то нищие вальденсы и впрямь обладали огромными богатствами. Приобщаясь к касте «совершенных», все свое имущество, движимое и недвижимое, они передавали в общий «котел». Не отказывались катары и от пожертвований сочувствующих, среди которых встречались, как мы знаем, люди небедные. Все это копилось и множилось ровно столько, сколько существовала катарская ересь, - почти столетия. Часть средств была пущена на борьбу с крестоносцами, о чем стало известно в ходе допросов. Но ведь не все же! Многие потирали руки, ожидая конца перемирия, в предвкушении того, как, сокрытые в недрах горы, предстанут перед ними сокровища Али-Бабы… Однако, после того как крепость пала, в ней не было обнаружено ничего, кроме кухонной утвари да орудий труда. Зато выяснились некоторые обстоятельства.
Понимая, что замок обречен, за день до сдачи четверо «совершенных» покинули его. В темноте они спустились по веревке с обрыва высотой более тысячи метров - и растворились в ночи. Комендант Арно-Роже де Мирпуа показал под пыткой: «Бежавшие носили имена Хуго, Экар, Кламен и Эмвель. Более я о них ничего не ведаю. Я сам помогал им бежать - они унесли с собой наши сокровища и документы. Все катарские тайны содержал сверток…»
Так что же было в этом таинственном свертке? И что заставило сердца четырех неистово биться, в то время как их владельцы раскачивались на скользкой веревке у мокрой скалы? Это был поистине шаг отчаяния - и решиться на него можно было только ради чего-то, что выше жизни и смерти…
Старинное предание гласит, что эти четверо унесли с собой легендарные сокровища. Но много ли золота могут забрать с собой несколько человек? Стало быть, если сокровище и было - вряд ли оно было материальным. Скорее всего, это было нечто, что просто не могло быть вывезено заранее и оставалось в крепости до самого последнего момента. Именно ради него защитники Монсегюра и запросили перемирия, приурочив его окончание к определенной дате. Вполне возможно - ко дню весеннего равноденствия, поскольку понимали, что до летнего им уже не дотянуть… Кто знает - быть может, это таинственное «нечто» было, как воздух, необходимо для проведения церемонии - во всяком случае, едва она закончилась, «совершенные» позаботились о том, чтобы оно не попало в руки врагов…
Вот что пишет французский исследователь Жерар де Сед в своем эпохальном труде «Тайна катаров»:
«…Четверо бежали из замка не для того, чтобы избежать костра. Им приказали, рискуя жизнью, исполнить миссию необычайной важности: спасти сокровище церкви катаров… Предполагают, что этим сокровищем был Грааль. Арно-Роже де Мирпуа, рыцарь-катар, не выдал ни одного секрета, когда заявил инквизиторам, что четверо „совершенных“, получивших приказ сберечь сокровище, направились в „замок Со“. Он выкрикнул это сообщение, словно моряк, бросающий в море бутылку с запиской, в надежде, что ее найдут будущие поколения, и одновременно увел врагов от вожделенной цели. Монреаль де Со не подвергалась набегам Симона де Монфора и инквизиции - здесь стоял арагонский гарнизон. Поэтому бежавшие из Монсегюра направились сюда.
После окончания крестового похода, в 1272 году, Пьер де Вилар, сенешаль французского короля, от имени своего повелителя потребовал у короля Арагона крепость Монреаль де Со, но король ответил категорическим отказом. Позднее в горах вокруг Викдесо обосновались рыцари Мальтийского ордена.
Монреаль де Со был всего лишь крепостью на пути в Арагон, там находились еще две - Кастехон де Сос, на севере Уэски, и Сос дель Рей (Сос дю Руа), неподалеку от Сан Хуан де ла Пенья. Итак, из одного „castrum de So“ в другой „castrum de So“ сокровище „совершенных - Грааль“? - уходило от алчных инквизиторов, посланных Римом на поиски…
От города Тараскон, стоящего на реке Арьеж, узкая тропинка вдоль берега ведет к деревне Вик де Со. Дальше, петляя и поднимаясь вверх, она выводит нас к крохотной деревушке в несколько домов - Олбье. Слева, сверху вниз, сбегает густой лес, где есть несколько шахт по добыче железа и одна - по добыче меди. Над ними, на высоте 1200 м, на скалистом утесе, по форме напоминающем эллипс, высятся древние развалины двух разрушенных боями и „израненных“ грозами башен - это и есть крепость Монреаль де Со, одна из самых старых в крае.
М. Мандаман: „Многочисленные сеньоры Верхнего Арьежа сопровождали Рожера, графа де Фуа, в Первый крестовый поход. Они обошли все места вокруг Иерусалима, ставшие знаменитыми, ибо там проходил страстный путь Иисуса Христа: Вифанию, Гефсиманские сады, пещеру, куда отнесли гроб с телом Его, реку Кедрон, долину Иосафата, а на горе Елеонской камень, сохранивший след ноги Господа, возносившегося на небо. Возвращаясь и проезжая мимо Вик де Со, крестоносцы увидели, что деревушка Олбье расположена, подобно Вифании, на южном склоне горы, а на восточном находятся пещера и ручей, долина внизу напоминает долину Иосафата. На вершине этой горы было решено соорудить круглую часовню, напоминающую часовню Гроба Господня, и назвать это место в память вознесения Иисуса Христа Королевской горой“. Монреаль де Со становился, таким образом, своего рода „ретроспективой“ того места, где страдал Господь».
Чтобы добраться до вершины небольшого скалистого пика, где и по сей день высятся руины замка, нужно быть неутомимым ходоком и не страдать от головокружений. Со стороны Вик де Со подъем невозможен, так как склон там совершенно вертикальный. Со стороны Олбье склон крутой и опасный, но тот, кто все-таки отважится совершить по нему прогулку на вершину, будет неоднократно вознагражден за свои усилия. Он увидит, что скалистый уступ, где высится замок Монреаль де Со, со всех сторон изрыт пещерами. Не меньше шести отверстий находятся на одном только неприступном склоне, и даже при беглом осмотре ясно, что все они рукотворны. Один из проходов закрыт каменной плитой, другой залеплен глиной, третья пещера сквозная, другой ее вход нависает над горной речкой. В 1308 году во время осады замка защитники использовали вместо снарядов форель и швырялись ею в осаждавших, желая тем самым показать, что, сколько бы их ни держали в осаде, голодом уморить не удастся. Одна из пещер, самая маленькая (добраться до нее особенно сложно), приготовила исследователям самый впечатляющий сюрприз.
Вход в пещеру находится под развалинами квадратной башни, именуемой Башней дю Кампаналь (Колокольной). Чтобы попасть туда, необходимо преодолеть 10 м совершенно вертикальной стены, затем спуститься по камням, отдаленно напоминающим лестницу (расстояние между ступенями никак не меньше метра), и наконец проскользнуть в одну из двух лазеек, выходящих на склон горы. Оттуда узкие ступеньки естественного происхождения по отвесному и скользкому склону ведут во второе помещение, расположенное значительно выше и освещаемое светом, проникающим сразу с трех сторон. Это второе помещение напоминает небольшую часовню, в центре которой стоят саркофаг и скамеечка для молитв, высеченных прямо в скале. Молитвенная скамеечка находится напротив стены, украшенной поразительной фреской.
Справа изображены два квадрата, вставленные один в другой, у большего сторона равна 40 см, у меньшего - 35 см, контуры рисунка выполнены красным. Первый квадрат, являющийся рамкой для второго, украшен греческими крестами, чередующимися с крестами Святителя Андрея. В центральном квадрате изображены шесть красных капель крови, вокруг - множество маленьких крестиков. Слева от двух квадратов изображено копье с наконечником темно-бурого цвета, справа - круглое блюдо, которое вполне можно считать изображением чаши (вид сверху). Чаша эта желто-золотистого цвета. Нарисованные рядом шесть маленьких черных крестов не вписываются в общую композицию.
На рисунке мы находим все характерные символы Грааля: Святая Кровь, Святое Копье, Чаша, или блюдо (крышка), которое, если верить тексту Кретьена де Труа, ее накрывает.
Долгое время о существовании этой фрески было известно лишь избранным членам сект. Только благодаря признаниям одного розенкрейцера, сделанным им в 1930-е годы, ученые смогли ознакомиться с этим рисунком. Незадолго до войны граф Бегуэн, директор Музея древностей Южной Франции, поручил известному специалисту аббату Андре Глори исследовать его, но просил соблюдать всяческую осторожность. «Грааль, - писал он аббату, - отравленная чаша, коя уже свела с ума немало исследователей». Преодолевая многочисленные препятствия, аббат Глори прибыл на место и уверенно датировал фреску XIII веком. Впрочем, свои исследования и наблюдения он изложил в книге под названием «Как я пребывал в пещере и созерцал Грааль»…
Сотнями ученых по всему миру написаны тысячи научных трактатов об истории Крестовых походов. Но, наверное, неменьшее число исследователей посвятило свой ум и свое перо истории Священного Грааля. Если первые в своих изысканиях опираются на многочисленные документальные свидетельства - хроники, письма, дневники - то для вторых поистине бесценным источником информации стали средневековые романы. Вдохновленные примером Шлимана, который, начитавшись Гомера, откопал заметенную песками Трою, они не устают искать в них подсказки, способные пролить свет на их исследовательский фетиш.
Говорят, нацисты прослышали о загадке Монсегюра от человека по имени Отто Ран, автора двух бестселлеров: «Крестовый поход против Чаши Грааля» и «Суд Люцифера». Судьба его оборвалась неожиданно и нелепо - 13 марта 1939 года ученый замерз на Тирольской горной вершине…
А о планах Третьего рейха по поиску супероружия, каковым могла бы стать Чаша Грааля, еще долго будут ходить легенды и даже сниматься фильмы. Но симпатичный образ Индианы Джонса вряд ли можно считать серьезным доказательством того, что нацистские институты действительно занимались такого рода исследованиями. Правда, некоторые источники сообщают, что в 1944-м, в тот самый день, когда с момента монсегюрской трагедии минуло ровно 700 лет, немецкие самолеты были замечены над горой. Они летели странным построением, похожим на кельтский крест. Якобы сам Альфред Розенберг, идеолог нацизма, был на борту одного из самолетов. Так ли это - проверить не представляется возможным. И уж точно мы никогда не узнаем, был ли загадочный «парад» (если, конечно, он вообще имел место) как-то связан с поиском Святого Грааля…
Что же являет собой этот неуловимый объект, который уже почти тысячу лет является для любителей загадок неистощимым источником вдохновения? Почему он продолжает волновать воображение и тревожить душу, невзирая на явный недостаток доказательств того, что вообще существует?
«…Она была одета в аравийские шелка. На зеленом бархате она несла такой величественный предмет, равного которому не нашлось бы даже в раю, совершенную вещь, к которой нечего было прибавить и которая одновременно являлась корнем и цветком. Этот предмет называли Граалем. Не было на земле такой вещи, которую бы он не превосходил. Дама, которой сам Грааль поручил нести себя, звалась Репанс де Шой („Не знающая гнева“. - Е. М.). Природа Грааля была такова, что тот, кто о нем заботился, должен был быть человеком совершенной чистоты и воздерживался от всякой вероломной мысли…»
Это - опять знаменитый «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, которому, как и его предшественнику Кретьену де Труа, автору первого романа о Граале, тоже не давал покоя заветный сосуд. Впрочем, сосуд ли это, средневековый романтик тоже точно не знал. В его романе Грааль чудесным образом перевоплощается. Из дивного цветка он превращается в рог изобилия, в мгновение ока извергающий любые блюда и драгоценности. Испивший из него излечивается; мертвых он пробуждают к жизни. Но это - далеко не последняя ипостась Грааля. «Доблестные рыцари живут в замке, где охраняют Грааль. Это тамплиеры, которые часто уезжают в далекие края на поиски приключений. Каков бы ни был исход их битв, слава или унижение, они принимают его с открытым сердцем, как искупление их грехов… Все, чем они кормятся, приходит к ним от драгоценного камня, сущность которого - чистота… Это благодаря камню феникс сжигает себя и становится пеплом; это благодаря камню феникс линяет, чтобы затем вновь появиться во всем своем блеске, прекрасным как никогда. Нет такого больного, который перед этим камнем не получил бы гарантию избежать смерти в течение всей недели после того дня, когда он его увидел. Кто видит его, тот перестает стареть. Начиная с дня, когда камень появился перед ними, все мужчины и женщины принимают тот вид, какой они имели в расцвете своих сил… Этот камень дает человеку такую мощь, что его кости и плоть тут же находят вновь свою молодость. Он тоже называется Граалем».
Так Грааль становится камнем.
Кто-то склонен видеть в этом образ апостола Петра (Петр означает камень), кто-то вспоминает о философском камне, вдыхающем в феникса новую жизнь. Собственно, Христос, распятый и вознесшийся, - это и есть феникс, способный возрождаться из пепла. По одной из теорий, именно кровь пригвожденного к кресту Иисуса наполняла заветную чашу Грааля. Кровь - основа жизни - отождествляется с сердцем; еще у древних египтян иероглиф, обозначающий его, имел форму сосуда.
Позже этот сосуд был сделан ангелами из изумруда, упавшего со лба низвергнутого Люцифера. Кровь Спасителя, наполнив чашу, искупила Люциферов грех… Врученный Адаму, Грааль был оставлен им в раю - и до сих пор находится там. Говорят, тот, кто отыщет его, подарит рай всему человечеству, - не о том ли мечтали за стенами своих высокогорных крепостей средневековые философы-еретики?
Что же касается тамплиеров, населявших литературный Мунсальваш, то именно эта строка фон Эшенбаха странным образом повлияла на многих исследователей. Один за другим они стали обнаруживать между рыцарями Храма и катарами некую тайную связь. Поговаривали даже, что катары входили в высшее руководство ордена - на том основании, что великий магистр Бертран де Бланшфор в молодости сражался против французских крестоносцев в знаменитой альбигойской армии Раймунда-Роже де Транкавеля. Да и обвинения, выдвинутые против тамплиеров на знаменитом процессе, до боли напоминают те, что предписывали тулузским еретикам.
Справедливости ради, отметим, что слово «templeise», которое использует Эшенбах, вовсе необязательно переводить как тамплиеры. С тем же успехом название придуманного им рыцарского ордена может звучать как «тамплисты» или «тамплирейцы». Надо сказать, что уже упоминавшийся выше Рихард Вагнер был осторожен более ученых. В ремарках, касающихся оформления своей оперы, он подчеркивает: «Костюмы рыцарей и слуг Грааля похожи на костюмы тамплиеров, но вместо красных крестов у них на плащах и щитах должны быть изображены голуби с развернутыми крыльями…»
Что же касается фактов исторических, убедительнее других высказался об этом Жерар де Сед:
«…Потомки катаров хорошо помнят, как тамплиеры и их покровители - цистерцианцы разгромили родной край, что в конечном счете стало одной из причин ареста рыцарей Храма и последующего суда над ними. Падение ордена началось из-за предательства одного из его членов, который выдал королю Франции Филиппу Красивому обряды - подлинные или мнимые, - совершаемые его собратьями. Предателя звали Эскью де Флуаран, он принадлежал к командорству Монфокона, в провинции Ажене. Он был из семьи катаров: Ж. де Флуаран до разрушения города Безье был замечен в сношениях с еретиками; погиб Ж. де Флуаран вместе с остальными жителями Безье 22 июля 1209 года. То же можно сказать и о Гийоме де Ногаре, советнике Филиппа Красивого, одном из наиболее активных сторонников уничтожения ордена тамплиеров; папа Бонифаций VIII как-то в гневе назвал его „патареном, сыном патарена“, то есть катаром, сыном катара.
Тезис, согласно которому между катарами и тамплиерами существовала более или менее тесная связь, исторически совершенно неоправдан…»
Что ж, пусть это останется еще одним мифом Монсегюра - мифом, на которые так богата древняя крепость…
После падения Монсегюра отдельные катарские крепости еще продолжали сопротивляться королевской власти. Дольше всех держался Юссон - до 1258-го. Катаров становилось все меньше. А когда были схвачены «совершенные» братья Отье, Гийом и Пьер, а следом за ними - Гийом Белибас, ересь в Лангедоке окончательно умерла. Он перешел под прямое королевское управление.
Позднее религиозная война еще раз осенила этот регион своим крылом - в XVI веке он был базой протестантов. Всем известный Генрих Наваррский был потомком некогда сочувствующего катарам семейства Фуа…
Неприступные крепости на скалах, чем-то напоминающие знаменитые греческие Метеоры, какое-то время были частью французской пограничной линии с Арагоном. Когда в 1659-м окончилась Тридцатилетняя война между Францией и Испанией, Людовику XIV отошла территория Руссилльона - узкой полосы вдоль Пиренеев. Сюда тут же прибыл ведущий инженер двора - Себастьян де Вобан. Он усилил укрепления вокруг Перпиньяна и нового города Мон-Луи - а каркассонские замки катаров были заброшены и забыты. Их останки и сейчас лепятся к отвесным утесам, словно орлиные гнезда, навсегда оставленные их гордыми обитателями…
| |
«Проклятое место на святой горе», — так говорят народные предания о пятиугольном замке Монсегюр.
Юго-запад Франции, где он расположен, — вообще страна чудес, изобилующая величественными руинами, легендами и сказаниями о «рыцаре чести» Парсифале, кубке Святого Грааля и, конечно же, волшебном Монсегюре. По своей мистичности и загадочности эти места сравнимы разве что с немецким Брокеном
. Каким же трагическим событиям обязан Монсегюр своей славой?
«Тогда я вам открою, — молвил отшельник. — Тот, кому назначено сидеть на этом месте, еще не зачат и не рожден, но не пройдет еще и года, как будет зачат тот, который займет Погибельное Сидение, и он же добудет Святой Грааль».
Томас Мэлори. Смерть Артура
В 1944 году в ходе упорных и кровопролитных боев союзники занимали отбитые у немцев позиции. Особенно много французских и английских солдат полегло на стратегически важной высоте Монте-Кассино, пытаясь завладеть замком Мосегюр, где засели остатки 10-й немецкой армии. Осада замка продолжалась 4 месяца. Наконец после массированных бомбардировок и высадки десанта союзники пошли на решающий штурм.
Замок был разрушен практически до основания. Однако немцы продолжали оказывать сопротивление, хотя участь их уже была решена. Когда солдаты союзников вплотную приблизились к стенам Монсегюра, произошло что-то необъяснимое. На одной из башен взвился большой флаг с древним языческим символом — кельтским крестом.
К этому древнегерманскому ритуалу обычно прибегали лишь тогда, когда нужна была помощь высших сил. Но все было тщетно, и захватчикам уже ничто не могло помочь.
Этот случай был далеко не единственным в долгой и полной мистических загадок истории замка. А началась она еще в VI веке, когда на горе Кассино, считавшейся священным местом еще с дохристианских времен, святым Бенедиктом в 1529 году был основан монастырь. Кассино была не очень высокой и скорее походила на сопку, но склоны ее отличались крутизной — именно на таких горах в старину и закладывались неприступные замки. Недаром на классическом французском диалекте Монсегюр звучит как Мон-сюр — Надежная гора.
850 лет тому назад в замке Монсегюр разыгрался один из самых драматических эпизодов европейской истории. Инквизиция Святейшего престола и армия французского короля Людовика IX почти год вели осаду замка. Но им так и не удалось справиться с двумястами еретиками-катарами, засевшими в нем. Защитники замка могли покаяться и уйти с миром, но вместо этого предпочли добровольно взойти на костер, тем самым они сохранили в чистоте свою загадочную веру.
И до наших дней нет однозначного ответа на вопрос: откуда в Южную Францию проникла катарская ересь? Первые ее следы появились в этих краях в XI веке. В те времена южная часть страны, входившая в Лангедокское графство, простиравшееся от Аквитании до Прованса и от Пиренеев до Креси, была практически независимой.
Правил этой обширной территорией Раймонд VI, граф Тулузский. Номинально он считался вассалом французского и арагонского королей, а также императора Священной Римской империи, но по знатности, богатству и силе не уступал ни одному из своих сюзеренов.
В то время как на севере Франции господствовало католичество, во владениях графов Тулузских все шире распространялась опасная катарская ересь. По мнению некоторых историков, она проникла туда из Италии, которая, в свою очередь, позаимствовала это религиозное учение от болгарских богомилов, а те — от манихеев Малой Азии и Сирии. Число тех, кого потом называли катарами (по-гречески — «чистыми»), множилось как грибы после дождя.
«Нет одного бога, есть два, которые оспаривают господство над миром. Это бог добра и бог зла. Бессмертный дух человечества устремлен к богу добра, но бренная его оболочка тянется к темному богу» — так учили катары. При этом наш земной мир они считали царством Зла, а мир небесный, где обитают души людей, — пространством, в котором торжествует Добро. Поэтому катары легко расставались с жизнью, радуясь переходу своих душ во владения Добра и Света.
По пыльным дорогам Франции колесили странные люди в остроконечных колпаках халдейских звездочетов, в подпоясанных веревкой одеждах — катары повсюду проповедовали свое учение. Брали на себя столь почетную миссию так называемые «совершенные» — подвижники веры, давшие обет аскетизма. Они полностью порывали с прежней жизнью, отказывались от имущества, придерживались пищевых и ритуальных запретов. Зато им были открыты все тайны учения.
К другой группе катаров относились так называемые «профаны», то есть рядовые последователи. Они жили обычной жизнью, веселой и шумной, грешили, как все люди, но при этом благоговейно соблюдали те немногие заповеди, которым их научили «совершенные».
Новую веру особенно охотно принимали рыцари и знать. Большинство знатных семейств в Тулузе, Лангедоке, Гаскони, Русильоне стали ее приверженцами. Они не признавали католической церкви, считая ее порождением дьявола. Такое противостояние могло закончиться только кровопролитием...
Первое столкновение католиков с еретиками произошло 14 января 1208 года на берегу Роны, когда во время переправы один из оруженосцев Раймунда VI ударом копья смертельно ранил папского нунция. Умирая, священник прошептал своему убийце: «Пусть Господь простит тебя, как прощаю я». Но католическая церковь не простила ничего. К тому же на богатое Тулузское графство давно имели виды французские монархи: и Филипп II, и Людовик VIII мечтали присоединить богатейшие земли к своим владениям.
Граф Тулузский был объявлен еретиком и последователем сатаны. Католические епископы бросили клич: «Катары — гнусные еретики! Надо огнем выжечь их, да так, чтобы семени не осталось...» Для этого была создана святая инквизиция, которую папа подчинил ордену доминиканцев — этим «псам господним» (Dominicanus — domini canus — господни псы).
Так был объявлен крестовый поход, который впервые был направлен не столько против иноверцев, сколько против христианских земель. Интересно, что на вопрос солдата о том, как отличить катаров от добрых католиков, папский легат Арнольд да Сато ответил: «Убивайте всех: Бог узнает своих!»
Крестоносцы опустошили цветущий южный край. В одном только городе Безье, согнав жителей к церкви Святого Назария, они перебили 20 тысяч человек. Катаров вырезали целыми городами. Земли Раймунда VI Тулузского были у него отняты.
В 1243 году единственным оплотом катаров оставался только старинный Монсегюр — их святилище, превращенное в военную цитадель. Здесь собрались практически все уцелевшие «совершенные». Они не имели права носить оружие, так как в соответствии с их учением оно считалось прямым символом зла.
Тем не менее, этот маленький (в двести человек) невооруженный гарнизон почти 11 месяцев отбивал атаки 10-тысячного войска крестоносцев! О том, что происходило на крошечном пятачке на вершине горы, стало известно благодаря сохранившимся записям допросов уцелевших защитников замка. Они таят в себе удивительную историю мужества и стойкости катаров, которая до сих пор поражает воображение историков. Да и мистики в ней хватает.
Епископ Бертран Марти, организовывавший защиту замка, хорошо понимал, что его сдача неизбежна. Поэтому еще до Рождества 1243 года он отправил из крепости двух верных служителей, которые вынесли на себе некое сокровище катаров. Говорят, что оно до сих пор спрятано в одном из многочисленных гротов в графстве Фуа.
2 марта 1244 года, когда положение осажденных стало невыносимым, епископ начал вести переговоры с крестоносцами. Крепость сдавать он не собирался, но ему очень нужна была отсрочка. И он ее получил. За две недели передышки осажденным удается втащить на крохотную скальную площадку тяжелую катапульту. А за день до сдачи замка происходит почти невероятное событие.
Ночью четверо «совершенных» спускаются на веревке с горы высотой 1200 метров и уносят с собой некий сверток. Крестоносцы спешно снарядили погоню, но беглецы словно растворились в воздухе. Вскоре двое из них объявились в Кремоне. Они с гордостью рассказали об удачном исходе своей миссии, но что им удалось спасти, неизвестно до сих пор.
Только вряд ли обреченные на смерть катары — фанатики и мистики —стали бы рисковать жизнью ради золота и серебра. Да и какой груз могли унести на себе четверо отчаянных «совершенных»? Значит «сокровище» катаров было иного свойства.
Монсегюр всегда являлся для «совершенных» святым местом. Это они возвели на вершине горы пятиугольный замок, попросив у прежнего хозяина, своего единоверца Рамона де Пиреллы, разрешения перестроить крепость по своим чертежам. Здесь в глубокой тайне катары совершали свои обряды, хранили священные реликвии.
Стены и амбразуры Монсегюра были строго ориентированы по странам света подобно Стоунхенджу, поэтому «совершенные» могли вычислять дни солнцестояния. Архитектура замка производит странное впечатление. Внутри крепости возникает чувство, что вы находитесь на корабле: низкая квадратная башня на одном конце, длинные стены, выгораживающие узкое пространство посередине, и тупой нос, напоминающий форштевень каравеллы.
В августе 1964 года спелеологи на одной из стен обнаружили какие-то значки, насечки и чертеж. Он оказался планом подземного хода, идущего от подножия стены к ущелью. Затем был открыт и сам ход, в котором нашли скелеты с алебардами. Новая загадка: кем были эти люди, погибшие в подземелье? Под фундаментом стены исследователи обнаружили несколько интересных предметов с нанесенными на них катарскими символами.
На пряжках и пуговицах была изображена пчела. Для «совершенных» она символизировала тайну оплодотворения без физического контакта. Была также найдена странная свинцовая пластина длиной 40 сантиметров, сложенная пятиугольником, который считался отличительным знаком апостолов «совершенных». Катары не признавали латинский крест и обожествляли пятиугольник — символ рассеивания, распыления материи, человеческого тела (вот, видимо, откуда странная архитектура Монсегюра).
Анализируя ее, видный специалист по катарам Фернан Ньель подчеркивал, что именно в самом замке «был заложен ключ к обрядам — тайна, которую «совершенные» унесли с собой в могилу».
До сих пор есть немало энтузиастов, которые ищут в окрестностях и на самой горе Кассино зарытые клады, золото и драгоценности катаров. Но больше всего исследователей интересует та святыня, которую спасли от поругания четверо смельчаков. Некоторые предполагают, что «совершенные» владели знаменитым Граалем. Ведь недаром и сейчас в Пиренеях можно услышать такую легенду:
«Когда стены Монсегюра еще стояли, катары охраняли Священный Грааль. Но Монсегюр был в опасности. Рати Люцифера расположились под его стенами. Им нужен был Грааль, чтобы снова заключить его в корону их властелина, из которой он выпал, когда падший ангел был повержен с небес на землю. В момент наивысшей для Монсегюра опасности с неба явился голубь и своим клювом расщепил гору Табор. Хранительница Грааля бросила ценную реликвию в недра горы. Гора сомкнулась, и Грааль был спасен».
Для одних Грааль — это сосуд, в который Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, для других — блюдо Тайной вечери, для третьих — нечто вроде рога изобилия. А в легенде о Монсегюре он предстает в виде золотого изображения Ноева ковчега. По преданию, Грааль обладал магическими свойствами: мог излечивать людей от тяжелых недугов, открывать перед ними тайные знания. Священный Грааль могли видеть лишь чистые душой и сердцем, а на нечестивцев он обрушивал великие беды.
Давным давно в XI-XIV веках на юге Франции в земле Лангедок жили люди, называющие себя катарами, что в переводе с греческого ("katharos") означало "чистые". Они верили в то, что нет единого бога, а есть два: боги добра и зла, оспаривающие господство над миром. Бессмертный дух человечества устремлен к богу добра, но бренная его оболочка тянется к темному богу. В жизни катары придерживались аскетизма. Принятие мясной пищи, даже сыра и молока, считалось смертным грехом. Катары отвергали иконы и необходимость храмов, а богослужение состояло исключительно в чтении евангелия. Они носили на голове остроконечные колпаки и активно распространяли свое учение среди доверчивого населения. В конечном итоге их учение перекинулось и на другие части Европы, создав реальную угрозу для католической церкви.
Не удивительно, что католические епископы признали катаров еретиками и организовали Альбигойский Крестовый поход с лейтмотивом: "Катары - гнусные еретики! Надо огнем выжечь их, да так, чтобы семени не осталось". На вопрос одного из войнов, а как отличить катара от порядочного католика, был получен ответ: "Убивайте всех: Бог узнает своих!" Началась священная война, в которой катаров вырезали целыми городами. К 1243 году последним оплотом катаров стал замок Монсегюр , расположенный на высогой горе. Его осада длилась 11 месяцев, несколько сотен катаров сдерживали атаки десяти тысяч крестоносцев. В феврале 1244 года Монсегюр был взят, а катары, отказавшиеся отречься от своей веры, были сожжены священной инквизицией. Легенда гласит, что несмотря на осаду, катарам удалось вывезти и спрятать свои сокровища, а за несколько дней до падения Монсегюра, четверым смельчакам удалось спуститься на веревках по отвесным скалам и унести с собой нечто ценное. По некоторым предположениям, это были архивы катаров и предметы религиозного культа, среди которых мог быть священный Грааль - чаша, в которую была собрана кровь Христа.
Узнав об этой истории, захотелось побывать в этих легендарных местах и увидеть все собственными глазами, поэтому замок Монсегюр с самого начала попал в маршрут нашего автопутешествия по Европе .
Мы ехали к замку Монсегюр из Каркассона по очень живописной дороге. По краям зеленые холмы и поля, а впереди заснеженные вершины Пиренейских гор.
Замок становится виден еще издалека, и первая мысль, возникающая при его виде: как они его построили так высоко? Не задолбало ли их таскать туда камни, воду, еду и т.д.?
У подножия горы расположена просторная парковка, от которой к замку ведет тропа. Где-то на середине тропы стоит будка, в которой нужно заплатить за посещение замка (что-то около 5 евро). Кстати, будка работает до 17 часов, и после этого времени платить некому, а тропа наверх от этого никуда не исчезает, так что, любители халявы, делайте выводы;-)
Подъем занимает гдето около получаса - даже ребенку под силу.
Внутри замок оказался совершенно небольшим - тесновато здесь, наверное, было осажденным.
Кое-где за более свежей, восстановленной кладкой виднеется оригинальная.
Но, к сожалению, даже эти развалины не имеют ничего общего с событиями XIII века, ведь после захвата крепости по приказу Папы римского, она была разрушена до основания, а нынешние строения восстанавливались и модернизировались значительно позже королевскими архитекторами.
Лестница наверх перегорожена цепью с запрещающей табличкой. Наивные! Разве это может остановить человека с камерой?
Вот так крепость выглядит сверху. Она имеет форму пятиугольника, который считался символом "чистых". Катары обожествляли пятиугольник, считая его символом распыления материи, символом рассеивания и человеческого тела.
Внизу виднеется деревня, которая скорее всего была основана строителями нынешнего замка примерно в 1580 г.
В замке есть еще одна лестница, не огороженная ничем, но почему-то желания подняться по ней не возникает... =)
Одна из башен неплохо сохранилась.
Чего не скажешь о винтовой лестнице.
Виды вокруг отменные, даже несмотря на пасмурную погоду. Пронизывающий ветер просто сдувал вниз.
Соседняя с Монсегюром гора, погруженная в тучу и парковка на дороге.
Надо ли говорить, что по закону подлости, когда мы спустились вниз, тучи разбежались, ветер пропал, и вылезло теплое вечернее солнце.
Было уже около 6 вечера, а у нас еще не было четкого плана, куда ехать дальше и где ночевать, поэтому мы решили ехать по направлению к небольшому городку Фуа (Foix), присматривая по пути место для ночевки. Навигатор почему-то указал мне съехать с основной дороги завел нас в деревушку Сула (Soula), где мы нашли отличный гостевой дом Infocus-Du-Sud . Табличка около двери гордо сообщала, что у этого гестхауса на Букинге оценка 8,7. Как оказалось, цена на том же Букинге - €85, что было многовато для нашего бюджета, но хозяева сделали нам скидку за прямой расчет с ними, и мы решили остаться здесь.
Хозяева Дирк и Лин оказались очень приятной пожилой парой, приехавшей сюда из Бельгии. Они кормили нас вкусным завтраком, разжигали специально для нас камин в отдельной гостинной, которая по большому счету к нашему номеру никак не относилась, а Лео очень нравилось ходить в огород и считать бегающих там куриц.
В номере было чисто и уютно, а виды из окна на Пиренеи были просто обалденные. Нам там так понравилось, что вместо одной ночи, мы задержались на три. Стоит отметить, что это стало возможным только потому, что это было в конце марта, и сезон еще не начался. Как сказали хозяева, на лето большинство мест уже были забронированы заранее. В общем, гостевой дом соответствует своей высокой оценке.
На следующий день мы съездили в ближайший городок, чтобы постирать одежду и закупиться продуктами.
На обратном пути рядом с деревней Рокфиксад заметили еще один замок на горе, и решили тоже до него прогуляться.
В деревне порадовал один отель со множеством самодельных украшений. Чего только стоят старые кроссовки-вазы!
А "музыка ветра" из старых ложек и вилок?
От деревни к замку ведет тропа с указателем, гармонирующим с шапкой Лео.
Так же, как и Монсегюр являлся убежищем катаров во времена Альбигойского Крестового похода. И так же, как и в Монсегюре, эти руины не имеют ничего общего со временами катаров, так как оригинальный замок был разрушен по приказу Людовика XIII, а эти строения относятся к более позднему периоду.
Но тем не менее, развалины замка и открывающиеся с горы виды стоят того, чтобы потратить час на восхождение. И снова Лео нас порадовал, пройдя весь путь без каких-либо проблем.
Оказалось, что замок находится не на самой вершине, и от него можно подняться еще выше на соседнюю гору.
Отсюда развалины замка выглядят еще более романтично...
И даже зловеще.
И еще один замок, посещенный нами, находится Фуа. Этот французский город известен как столица движения катаров, а замок был резиденцией графов, ставших лидерами сопротивления во время Альбигойского крестового похода.
Этот замок в отличие от предыдущих двух крестоносцы захватить не успели, а был захвачен он только однажды в 1486 году во время конфликта между двумя ветвями рода де Фуа, да и то из-за предательства.
На этом исторический экскурс о катарах заканчиваю, а мы отправляемся еще выше в горы, в самое сердце Пиреней - маленькое, но очень гордое государство Андорра.
Оригинал записи:
Неподалеку от пика св. Варфоломея. Современная крепость описывается в мифах (и путеводителях) как катарская цитадель, хотя это остатки крепости более позднего периода, и остатки укреплений, о которых сложено множество легенд и преданий, вообще не имеют отношения к эпохе катаров. Объявлена в 1862 году министерством культуры Франции историческим памятником .
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
✪ Скрываемые факты из жизни Радамира (Иисуса Христа) и Магдалины
✪ Тайны катаров
✪ Обитель Монсегюр.
Субтитры
История
В древнейшие времена Монсегюр был святилищем богини Белиссены, кельтиберского аналога Астарты-Артемиды-Дианы. Астарта в финикийской мифологии являлась женским соответствием, или паредрой , бога Ваала , в греческой мифологии была известна как Артемида , сестра Аполлона , а в кельтиберской теогонии - Белиссена, богиня Абеллиона.
Летом 1243 года армия крестоносцев под руководством королевского сенешаля Каркассона взяла Монсегюр в кольцо осады. Монсегюр защищало его географическое положение и отвесные склоны. Пятнадцать рыцарей и пятьдесят солдат смогли почти год, будучи отрезанными от внешнего мира, противостоять армии из нескольких тысяч хорошо вооруженных людей. Осада крепости переплеталась с героизмом и фанатизмом: эта крепость являлась для катаров чем-то вроде Масады для зелотов . Монсегюр пал 16 марта 1244 года. Катарские монахи и монахини (всего - более 200 человек), не отрёкшиеся от своих религиозных убеждений, были сожжены в тот же день на костре у подножия горы. Сейчас это место называется «Prat dels Cremats», или Поле Сожженных. 25 защитников крепости покончили жизнь самоубийством.
Несмотря на то, что эта цитадель пала, отдельные группы катаров всё же сохранились до 1320-х годов в южной Франции и северной Италии. От прежней крепости Монсегюр, называемой французскими историками «Монсегюр II», практически не осталось и следа. Папа римский приказал уничтожить её стены до скального фундамента после её захвата в 1244 году, лишь на северном склоне можно увидеть небольшие фрагменты кладки, относящиеся к постройкам «Монсегюра II». В дальнейшем крепость постепенно восстанавливалась и модернизировалась в последующие три столетия королевскими архитекторами. Современная крепость называемая «Монсегюр III», представляет архитектурно-исторический памятник, типичный для постсредневековой королевской французской оборонительной архитектуры 1600-х годов.
Легенды
Протестантский пастор Наполеон Пейра является автором легенды о том, что Монсегюр был катарским храмом Духа с могилой Эсклармонды. Под конец XIX - в начале XX столетия, в эпоху расцвета оккультизма и спиритизма , фелибристы, окситанские поэты, и эзотерики дополняли этот миф, превратив храм Духа в храм чаши Грааля , а потом храм Солнца. В начале XX века некоторые гностические секты фабриковали для этого фальшивые пергаменты. Нацисты прослышали о мифах Монсегюра от человека, называвшего себя Отто Ран , в 1929 году, спустя год после вероятного формирования Аненербе , учреждения для исследования немецкой расовой и культурной родословной. Ран написал два бестселлера-романа о Чаше Грааля, связывающие Монсегюр и Катаров со Святой Чашей Грааля: «Крестовый поход Против Чаши Грааля» в 1933 и «Luzifers Hofgesind» («Двор Люцифера») в 1937 году. Ран присоединился к Аненербе как младший военнослужащий сержантского состава в 1936 году, в том же году, в котором Генрих Гиммлер взял под своё полное подчинение организацию, объявив себя её куратором. Желание Гиммлера состояло в том, чтобы попытаться вновь, по иному взглянуть на корни германской культуры. 13 марта