Общая схема анализа компетнтностно-ориентированного урока может выглядеть следующим образом.
Схема анализа компетентностно-ориентированного урока
Предмет, класс |
|||||||||||||||
Тема урока |
|||||||||||||||
Целеполагание |
|||||||||||||||
Отсутствует |
Цель формулирует учитель |
Совместное с учащимися |
|||||||||||||
Цели урока |
|||||||||||||||
Нельзя измерить, продиагностировать |
Диагностичны, измеряемы |
||||||||||||||
Создание мотивационного поля |
|||||||||||||||
Отсутствует |
На этапе целеполагания |
На отдельных этапах урока |
|||||||||||||
Нет связи с жизнью, практической деятельностью. |
Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. |
Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания. |
|||||||||||||
Формы организации деятельности учащихся на уроке |
|||||||||||||||
Неактивные |
Активные |
Интерактивные |
|||||||||||||
Фронтальные |
Групповые |
Индивидуальные |
|||||||||||||
Использование методов, приемов |
|||||||||||||||
Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные |
Выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные |
Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный |
Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный |
||||||||||||
Использование технологий |
|||||||||||||||
Рефлексивность |
|||||||||||||||
Отсутствует |
Эмоциональная рефлексия |
Оценка деятельности |
Оценка результата |
Рефлексия учителя |
|||||||||||
Результативность урока |
|||||||||||||||
Результат не достигнут или достигнут учителем |
Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися. |
Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата. |
Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (указать, какие); Результат достигнут каждым учащимся. |
||||||||||||
Оценивание |
|||||||||||||||
Традиционное, по 5-бальной шкале |
Качественная, словесная оценка деятельности |
Другие виды оценивания |
|||||||||||||
Критерии анализа инновационного урока.
В условиях инновационного урока учитель, кроме того, что он делает на традиционном уроке, дополнительно осуществляет какое-либо нововведение:
вводит новое содержание, новую методику обучения или воспитания,
ведет экспериментально-исследовательскую работу на основе предварительно разработанной концепции и т.д.
Поэтому при проведении инновационного урока, кроме тех показателей, которые применяются к оценке эффективности традиционного урока, дополнительно используются показатели и критерии инновационного урока.
При оценке эффективности урока могут быть использованы как 5-, так и 10- балльные шкалы. Это зависит от того, какой шкале вы отдаете предпочтение.
Показатели и критерии инновационного урока
Показатели эффективности |
Критерии |
||
Степень оригинальности и новизны методики (технологии) урока |
Оригинальность, |
||
Гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока. |
гибкость, |
||
Степень использования средств педагогической диагностики, позволяющих выявить эффективность педагогической инновации |
диагностичность |
||
Технологичность, возможности для воспроизведения педагогической инновации другими учителями |
воспроизводимость |
||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
Анализ урока с позиций требований ФГОС.
1. Целеполагание.
а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.
б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.
в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.
3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).
а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.
б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.
в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.
4. Методы организации УД.
а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.
б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.
в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально
стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.
5. Формы организации УД.
а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.
б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)
в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.
6. Организация контрольно-оценочной деятельности.
а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер.
б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.
в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.
7. Результаты проведенного урока.
а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.
б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.
в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.
Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.
Количественные показатели оценки урока:
а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;
Анализ урока по ФГОС.1. Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержания и поставленной цели.
3 Соответствие урока требованиям ФГОС:
3.1. Ориентация на новый образовательный результат.
3.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД
3.3. Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и тд.)
4.1. Соответствие материала возрастным возможностям учащихся.
4.2. Соответствие содержания урока требованиям программы.
4.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
4.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.
5. Методика проведения урока.
5.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
5.2. Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение ("прочитай", "перескажи", "повтори", "вспомни" - репродуктивный характер; "докажи", "объясни", "оцени", "сравни", "найди ошибку" - поисковый характер)
5.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.
5.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение).
5.5. Применение диалоговых форм общения.
5.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.
5.7. Осуществление обратной связи.
5.8. Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работ.
5.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.
5.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.
5.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающей задачи. (наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен)
6. Психологические основы урока.
6.1. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.
6.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.
6.3. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
6.4. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
6.5. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.
7. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.
8. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона)
В методическую копилку учителя
Самоанализ и самооценка урока преподавателем.
При самоанализе урока преподаватель дает:
Краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
Информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;
Характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;
Оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;
Самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с студентами).
В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.
Самоанализ урока
Группа ______________кол-во присутствующих ________ кол-во по списку_______
Тема урока_______________________________________________________________
Тип урока и его структура__________________________________________________
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество "слабых" и "сильных" учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)
3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?
На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
8. Психологическая атмосфера на занятии
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
Комплексный анализ урока
1. Анализ выполняемых преподавателем задач:
Как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы преподавателя;
Насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;
В какой мере активизировалась познавательная деятельность студентов на разных этапах урока;
Что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;
Насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;
Как осуществлялась связь теории с практикой;
Насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;
Применялись ли на уроке технические средства;
Что делалось преподавателем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей студентов.
2. Анализ воспитательного влияния урока:
Как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, группы;
Что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому) и сохранению интереса к профессии;
Каковы были отношения между учащимися, между преподавателем и учащимися.
3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности преподавателя. Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности преподавателя:
Педагогическая этика;
Внешний вид;
Умение "видеть" класс, активизировать и мотивировать труд учащихся;
Определить типичные ошибки в работе студентов и устранять их;
Оценивать результаты своего труда и итоги работы студентов;
Умение быстро корректировать ход занятия.
4. Анализ деятельности учащихся на занятии:
Учет преподавателем воспитанности и обучаемости студентов, результатов предшествующих занятий;
Работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов);
Развитие речи студентов;
Умение студентов применить теорию на практике.
Требования, предъявляемые к различным типам уроков
Комбинированный урок
Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.
Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках преподавателя в организационную часть входит знакомство с учащимися.
Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке студентов к восприятию нового материала.
При проверке и оценке знаний применяют:
Индивидуальный устный опрос;
Опрос по карточкам;
Письменный опрос;
Опрос у доски;
Решение задач и другие способы опроса.
Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе преподавателю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы преподавателю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.
Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, преподаватель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.
Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже - лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.
Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (преподаватель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала преподаватель выясняет, насколько правильно студенты поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.
Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и важности учебного материала.
Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Преподаватель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.
Изложение нового материала - основная часть этого типа урока - проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.
Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.
Урок повторения и обобщения полученных знаний
Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Студенты решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.
Урок применения знаний, умений и навыков
Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.
Основной метод обучения на уроке - самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.
Краткий перечень методов обучения
По виду источников , из которых студенты приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:
Словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение преподавателя или материал учебника;
Наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений - таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых преподавателем), при которых источником познания служат наглядные средства;
Практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.
По виду деятельности преподавателя и учащихся методы обучения подразделяются на:
Метод изложения учебного материала преподавателем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
Метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).
Приложения
Памятка для самоанализа занятия.
А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В . Удалось ли:
решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Для начала обозначим, что ФГОС — это Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, точнее свод правил и требований к современной системе обучения и знаний. Он преследует цель привести к единому виду весь учебный и подготовительный процесс на всей территории Российской Федерации.
Каждые 10 лет в нашей стране проходит перетурбация взглядов на перечень основ по просвещению населения. Познакомимся подробнее с последним выпуском ФГОС, который в корне отличается от классических методик преподавания.
Какие цели преследует новая система проведения урока?
Анализ всякого предмета сводится к проверке профессиональных навыков учителя, через призму его деятельности оценивается способность учеников овладеть принципами самостоятельного осмысления и пользования знаниями, заложенными в ходе преподавания. ФГОС стремится не усложнить работу наставника, а сделать её более систематичной, четкой и емкой. По итогам занятий студенты или школьники должны обретать качества разносторонней и инициативной личности.
Методические указания помогают учителю сформировать интересный и познавательный урок, а мягкий подход экспертной деятельности даёт возможность исправить ненужные ошибки в образовании. Для этого специалисты проводят полный анализ некоторых занятий, выявляя слабые и сильные стороны наставника, они определяют, на что именно обратить внимание, а что следует опустить в работе. Таким образом преподаватель разбирается в причинах плохой усваиваемости материала и берет ориентир на высокую результативность от мероприятия.
Какие возможности открываются перед учителями:
- Умение правильно выбирать цели и задачи, для того чтобы ученики смогли логично к ним прийти в период урока.
- Получение навыков выстраивания преподавания таким образом, что результат от работы будет максимальным.
- Изучение методик емкого и познавательного донесения информации в начале предмета, получение в итоге практического применения как подтверждение усвоения материала полностью.
- Обучение студентов/школьников гибкой адаптационной деятельности, самостоятельного характера, для дальнейшего умения применять знания в любой области.
Как должен быть построен урок согласно ФГОС?
Обратимся к схеме анализа занятия по ФГОС, в ней прописано, что каждый ученик должен научиться независимо от преподавателя формулировать тему текущего урока. Главной и приоритетной составляющей задачей наставника является выстраивание работы таким образом, чтобы дети самостоятельно пришли к пониманию материала.
Для решения имеющихся недоработок и корректного направления учителя, описывается план действий, согласно которому должно следовать занятие. Ученики в течение урока справляются с заданиями преподавателя по составленной схеме, используя общее, парное или самостоятельное исполнение прописанного.
В ходе наставления педагог выявляет сильные и слабые стороны студентов/школьников, анализирует полученную информацию и на её основании может выдать индивидуальные задания. Домашние упражнения выбираются за счёт личных возможностей каждого ученика и включает в себя как обычные, так и более сложные задачи.
Отличающейся от классического стиля проведения занятия формой проверки знаний ребят является рефлексия. Она подразумевает собой принципы самоконтроля и взаимоконтроля. Такой метод направлен на устранение ошибок, недочетов и недопониманий учениками в самостоятельной манере. Дети анализируют пробелы в знаниях одноклассников и свои собственные, тем самым закрепляя и совершенствуя умения и грамотность. На данном этапе ученики оценивают, как собственную деятельность, так и деятельность других ребят.
Во время урока педагог является для студентов/школьников звеном между теорией и практикой, отвечает на волнующие вопросы и наводит на правильные решения.
В конце занятия наставник задаёт косвенные вопросы, тем самым выясняет объем полученных знаний и степень их усвоения.
Схема анализа урока по ФГОС
Новые постулаты в системе проведения образовательного процесса прописаны в виде плана, который сильно разнится с методами классической школы знаний. Для каждого участника учебного дела анализ урока по ФГОС будет индивидуален. К примеру, имея совершенно иные мотивационные задачи, завуч должен также выделить цели проводимого с учениками мероприятия, организацию деятельности и способы убедительного влияния на школьников.
Для корректировки процесса обучения приглашается эксперты, которые по ходу проводимого урока заполняет схему анализа занятия по ФГОС. Рассмотрим основные пункты, оцениваемые специалистом:
- Цели и задачи. В ходе уроке проверяется выполнены ли познавательные, наставнические и расширяющие кругозор мероприятия. Достигнута ли цель практического применения знаний в решении вопросов и упражнений.
- План занятия. Оценивается структура проведения урока, из чего состоит, на сколько логично выстраивается подача материала, соответствует ли нормам ФГОС.
- Содержание познавательного процесса. В данном случае эксперты смотрят на сопоставимость предметной темы с возрастом учеников. Подробно оценивается научный подход к донесению информации до школьников, является ли он рациональным. Приводит ли такой способ преподавания к самостоятельным действиям ребят, на сколько умело они могут применять знания на практике. Специалисты смотрят на использование педагогом методов проблемного обучения, на сколько ученики быстро находят выход из смоделированной ситуации.
- Оценка психологической атмосферы во время урока. Для эксперта важной составляющей занятия является эмоциональный климат в коллективе и с преподавателем. Приоритеты ставятся на наличие пауз отдыха и переключение с одной деятельности на другую.
- Мотивирующие мероприятия. Выявляется наличие в ходе урока исследовательской деятельности, практических опытов, перенос теоретической части в реальную жизнь.
Итоги
Главной задачей проведения анализа урока по ФГОС является приведение и стандартизация плана занятия под единые нормы для осуществления наиболее эффективного процесса обучения. В ходе мероприятия учителю будет легче выстраивать свою образовательную подачу, что повысит результативность познавательной деятельности и сократит число недопонимания учебного материала.
Схема анализа урока по ФГОС.
Класс__________________________________________________________________
Предмет_______________________________________________________________
Тема урока_____________________________________________________________
Этапы анализа |
|||
Основные цели урока : образовательная, развивающая, воспитательная. |
|||
Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? |
|||
Организация урока : тип урока, структура урока, этапы, их логическая |
|||
последовательность и дозировка во времени, соответствие построения |
|||
Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной |
|||
темы (учебный материал) |
|||
Соответствие урока требованиям ФГОС: |
|||
Ориентация на новые образовательные стандарты. |
|||
Нацеленность деятельности на формирование |
|||
Использование современных технологий: проектная, |
|||
исследовательская, ИКТ, др. |
|||
Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие |
|||
возрастным особенностям |
|||
Соответствие содержания урока требованиям программы. |
|||
Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников |
|||
с целью развития познавательной активности и самостоятельности. |
|||
Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, |
|||
межпредметные связи. |
|||
Методика проведения урока: |
|||
Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка |
|||
проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. |
|||
Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной |
|||
и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: |
|||
примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», |
|||
«перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий |
|||
поискового характера(«докажи», «объясни», «оцени», «сравни», |
|||
«найди ошибку») |
|||
Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и |
|||
характер самостоятельной работы. |
|||
Какие из перечисленных методов познания использует учитель |
|||
(наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.) |
|||
Применение диалоговых форм общения. |
|||
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний |
учащихся.
6.7. Осуществление обратной связи: ученик-учитель.
6.8 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
6.9 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.
6.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.
6.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.
6.12. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
7. Психологические основы урока:
7.1. Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.
7.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
7.3. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
7.4. Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.
8. Домашнее задание : оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..
9. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.
Фрагменты урока: виды |
Какие результаты продемонстрированы в |
Что в следующий раз |
|
деятельности учащихся, |
универсальных учебных действий |
можно сделать лучше? |
|
задания и т.д. |
(указать группу и конкретные виды |
Проблемы в развитии: |
|
Использование |
действий): |
Универсальных |
|
технологий |
Регулятивные : определять цель и |
учебных действий |
|
деятельностного типа: |
составлять план, действовать по плану, |
Предметных умений. |
|
Проблемный диалог |
оценивать результат. |
Другие проблемы |
|
(проблемная ситуация, |
Познавательные: извлекать |
взаимодействия учителя |
|
поиск решения, |
информацию, перерабатывать ее (анализ, |
и учеников, проявившие |
|
применение нового и др.); |
сравнение, классификация…), представлять |
в данном фрагменте |
|
Продуктивное чтение |
в разных формах. |
||
(работа с текстом до |
Коммуникативные: доносить свою |
||
чтения, во время чтения, |
позицию, понимать других (в т.ч. |
||
после чтения) |
вычитывать информацию, данную в явном и |
||
Оценивание учебных |
неявном виде - подтекст, концепт), |
||
успехов (самооценка по |
сотрудничать. |
||
алгоритму и др.) |
Личностные : оценивать поступки, |
||
объяснять нравственные оценки и мотивы, |
|||
самоопределяться в системе ценностей |
|||
(подробнее – см. табл. УУД). |