Человек
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
1. Человек от животного отличается тем, что он
1) имеет природные инстинкты
2) обладает наиболее совершенным слухом
3) не зависит от природных условий
4) обладает членораздельной речью
2. Человека от животного отличает
1) использование природных объектов
2) стремление понять окружающий мир
3) приспособление к условиям среды
4) инстинкт самосохранения
3. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает
1) знания и умения
2) чувства и волю
3) физическое развитие
4) возрастные особенности
4. Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике
1) человека
2) индивида
3) личности
4) индивидуальности
5. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?
1) индивид
2) деятель
3) творец
4) индивидуальность
6. Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как
1) личности
2) индивида
3) индивидуальности
4) гражданина
7. Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают
1) разнообразными ощущениями
2) членораздельной речью
3) рациональным мышлением
4) возможностями саморазвития
8. В отличие от животных человек способен проявлять
1) зависимость от среды обитания
2) инстинктивные реакции на воздействие среды
3) генетическую обусловленность поведения
4) критическое отношение к самому себе
9. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя.
Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.
10. Верны ли следующие суждения?
А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.
Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано
.«(1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Потребности и способности человека
1. К социальным потребностям человека относится потребность
1) дышать
2) питаться
3) спать
4) общаться
2. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?
1) способность ощущать воздействие среды
2) способность воспринимать окружающую действительность
3) способность делать выбор и нести за него ответственность
4) способность удовлетворять свои потребности
3. К признакам человека и животного относится способность
1) предвидеть результаты своей деятельности
2) сознательно относиться к воспитанию потомства
3) осуществлять выбор средств достижения цели
4) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения
4. Первичными (биологическим, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются потребности
1) престижные
2) идеальные
3) духовные
4) экзистенциальные
5. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в
1) трудовой деятельности
2) сохранении рода
3) самосохранении
4) физической активности
6. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа, а не общество.
Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:
8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите и укажите потребность, «выпадающую» из их ряда и относящуюся к другому понятию.
Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых
9. Вставьте вместо пропуска. Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ___________________________потребностью.
10. Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется _____________________».
11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .
«В труде, учении, __________(1) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_______________(2) – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные_______________(3) организма являются лишь_____________(4) – весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства__________________(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) особенность Е) задатки
Б) способности Ж) общение
В) личность З) деятельность
Г) игра И) группа
Д) общество
Деятельность человека, ее основные виды
1. Признаком понятия «человеческая деятельность» является
1) доминирование биологических потребностей
2) приспособительный характер
3) целенаправленность
4) обязательное использование орудий
2. Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности:
2) социально-преобразовательной
3) духовно-практической
4) духовно-теоретической
3. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности
1) материально-производственной
2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной
4) социально-преобразовательной
4. Определение возможных последствий изменения льготных выплат социально незащищенным гражданам представляет собой деятельность
1) практическую
2) ценностно-ориентировочную
3) познавательную
4) прогностическую
5. Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает
1) создание идеального образа ожидаемого результата
2) использование предметов, данных природой
3) целесообразная активность
4) поиск средств удовлетворения потребностей
6. Океанологи проводят изучение жизни обитателей морского дна. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?
1) материальная
2) духовная
3) социальная
4) экономическая
7. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает
1) земля
2) техника
3) взращиваемая культура
4) земледелец
8. В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер
1) преобразующий
2) приспособительный
3) коллективный
4) орудийный
9. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
2) грядки с огурцами
3) старшие подростки
4) инструменты и дачный инвентарь
10. Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности
1) материально-производственной
2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной
4) социально-преобразующей
11. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
1) объектами деятельности
2) субъектами деятельности
3) целями деятельности
4) средствами деятельности
12. Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, - это
1) познание
2) труд
3) общение
4) прогнозирование
13. Игра, общение познание – это
1) виды деятельности человека
2) этапы формирования личности
3) виды поведения всех живых существ
4) формы коммуникации
14. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ: ______________________________
15. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «структура деятельности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат
Ответ:________________________________________
16. Установите соответствие между видами деятельности и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующее позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) деятельность в воображаемой А) труд
ситуации Б) учение
2) практическая полезность В) игра
3) нацеленность на обретение знаний
4) замещение реальных объектов условными
5) преобразовательная направленность
Деятельность и творчество
1. Как называют деятельность, отличительным признаком которой выступает то, что в ее результате создаются качественно новые материальные и духовные ценности?
1) познание
2) творчество
3) общение
4) учеба
2. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит
1) использование природных веществ
2) удовлетворение биологических потребностей
3) создание нового, не имеющего аналогов в природе
4) использование орудий труда
3. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит
1) удовлетворение социальных потребностей
2) создание нового, не имеющего аналогов в природе
3) обусловленность врожденными инстинктами
4) орудийный характер
4. Задатками к творческой деятельности, созданию нового обладает(ют)
1) только люди, посветившие себя научной деятельности
2) каждый человек от рождения
3) дети, родившиеся от родителей, имеющих высшее образование
4) только дети, посещающие детский сад и школу
5. Обязательным общим признаком деятельности художника, писателя, ученого является
1) удовлетворение материальных потребностей
2) творческое начало
3) использование технических средств
4) социальное одобрение результатов деятельности
6. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности
1) доступность для использования
2) принципиальная новизна
3) практическая значимость
4) воспроизводимость образца
5) уникальность
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:__________________________________
Личность, ее социализация и воспитание
1. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека
1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды
2) ответственности за свои действия и их последствия
3) обусловленности поведения генетическими особенностями
4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве
2. Доминирующим фактом социализации личности выступает
1) природная среда
2) врожденные особенности человека
3) общение с окружающими
4) специфика социальных норм
3. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике
1) человека
2) индивида
3) индивидуальности
4) личности
4. Отличительным признаком понятия «личность» является (ются)
1) членораздельная речь
2) наличие физических потребностей
3) способность брать ответственность на себя
4) сознание и мышление
5. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.
Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это
1) адаптация
2) образование
3) воспитание
4) социализация
8. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей
1) социальной мобильности в обществе
2) социализации молодого поколения
3) приобретенного социального статуса
4) самореализации личности в группе
9. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется
1) самореализацией
2) способностью
3) самопознанием
4) социализацией
10. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется
1) на протяжении всей жизни человека
2) в период зрелости
3) прежде всего в детском возрасте
4) после завершения учебы в школе
11. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.
Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как
1) индивида
2) личности
3) физического лица
4) биологической особи
13. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ________________________________».
14 .
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
1) человек, активно осваивающий А) индивид
и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность
природу, общество и самого себя В) личность
2) отдельно взятый представитель
всего человеческого рода
3) человек в комплексе его неповторимых
уникальных свойств
4) человек, способный сознательно и ответственно
делать выбор
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)
Бытие человека
1. Наиболее общее понятие, обозначающее существование человека во всем многообразии его проявлений, - это
1) сознание
2) творчество
3) социализация
4) бытие
Поведение
1. Верны ли следующие суждения о поведении людей?
1) Поведение человека в обществе полностью предопределено внешними обстоятельствами и не зависит от его собственной воли
2) Поведение человека в обществе полностью подчинено воле и желаниям других людей, вопреки его собственным интересам
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
2. Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины. При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают
1) мотивы
2) инстинкты
3) навыки
4) способности
Внутренний мир человека
1. Какая из перечисленных наук изучает внутренний духовный мир человека?
1) этика
2) психология
3) философия
4) эстетика
2. Верны ли следующие высказывания о внутреннем мире человека?
А. Внутренний духовный мир человека составляют чувства, эмоции, мысли, переживания, связанные с жизнью и общением в социальной среде.
Б. Внутренний мир человека обусловлен природными задатками и способностями, особенностями темперамента, мышления, памяти.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие высказывания о человека?
А.Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.
Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Сознательное и бессознательное
1. Что из перечисленного является проявлением сознательного?
1) способность человека точно воспроизводить действительность в мышлении
2) желания, стремления, переживания, в которых человек обычно не признается себе
3) сновидения, оговорки, влечения
4) неконтролируемые процессы, функции, состояния
2. Верны ли следующие суждения о бессознательном?
А. Бессознательное в человеке существует только на ранней стадии развития личности.
Б. В период становления первых цивилизаций бессознательные импульсы были главным регулятором поведения людей.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о сознании?
А. Именно сознание позволяет человеку ставить цели, не обусловленные его биологической природой.
Б. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Самопознание
1. Под самопознанием понимается(ются)
1) формирование взглядов человека о самом себе, своих потребностях, возможностях, интересах
2) взгляды человека на мир, происхождение вселенной, взаимоотношения природы и людей
3) усвоение человеком норм и образцов позитивного социального поведения
4) формирование принципов и правил поведения человека в малой группе
2. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?
1) самообразование
2) самопознание
3) самосохранение
4) самолюбование
3. Результатом самопознания, в частности, является
1) накопление знаний о человеке и природе
2) познание ценностей общества
3) изучение социальных норм
4) представление о своих способностях
4. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. В результате самопознания формируется «Я-образ».
Б. Постижение своего «я» невозможно без проведения психологических экспериментов
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «я» - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
Б. Неотъемлемой частью самопознания является самооценка.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «я» - это представление о том, каким человек хотел бы себя видеть.
Б. «Я – образ» - это представление, которое сложилось о человеке у окружающих».
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
Б. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверены в успехе.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.
Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я – идеалу», тем ниже самооценка личности.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Люди с высокой самооценкой легче поддаются влиянию.
Б. Люди с низкой самооценкой склонны работать с более легкими задачами.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10. Человек формирует знания о себе, своих потребностях, способностях и стремлениях в процессе
1) самопознания
2) самолюбия
3) самоконтроля
4) самоуправства
11. Человек определяет свои возможности и потребности в процессе
1) самопознания
2) самолюбия
3) самоконтроля
4) самоуправства
12 . Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
1) Приобретение знаний путем А) Самообразование
самостоятельных занятий без помощи Б) Самопознание
преподавателя В) Самореализация
2) Претворение в жизнь значимых для
человека целей, планов, идей, проектов
3) Познание личностью своих собственных
возможностей, качеств
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)
Свобода и ответственность личности
1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий .
Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки .
Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие высказывания о свободе человека?
А. Свобода предполагает выбор при наличии альтернативы.
Б. Расширение поля свободы увеличивает степень ответственности личности.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
А. Моральная ответственность личности предполагает свободу воли.
Б. Моральная ответственность выражается в умении управлять собой и своим поведением.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности человека?
А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.
Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Завершите фразу: «Свобода человека тесно связана с необходимостью принимать самостоятельные решения и нести за них ________________________________».
престижные
биологические
экзистенциальные
духовные
… …
средства
действия
цель
мотив
Структура деятельности
социальные
Тест по обществознанию
1. Природа, в отличие от общества
1) испытывает влияние человеческой деятельности
2) является средой обитания человека
3) изменяется в направлении от низшего к высшему
4) способна развиваться независимо от человека
2 . Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием
1) культура
2) общество
3) природа
" 4) цивилизация
3 . Произведения массового искусства, в отличие от элитарного
2) предусматривают широкое тиражирование
3) обладают жанровым разнообразием
4) используют систему художественных образов
4 . Ступенью общего образования в Российской Федерации является
1) дошкольное образование
2) дополнительное образование
3) основное общее образование
4) профессиональное общее образование
5 . Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной
жизни.
Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6 . Только в процессе научного познания происходит
1) объяснение объективно действующих законов
2)
применение знаний на практике
3)
отрицание предыдущих достижений
познавательного процесса
4) формирование целостного образа мира
7 . Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?
1) способность ощущать воздействия среды
2) способность воспринимать окружающую действительность
3) способность делать выбор и нести за него ответственность
4) способность удовлетворять свои потребности
8 . Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека
1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды
2) ответственности за свои действия и их последствия
3) обусловленности поведения генетическими особенностями
4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве
9 . Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
2) грядки с огурцами
3) старшие подростки
4) инструменты и дачный инвентарь
10 . Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?
А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.
Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11 . Что является результатом монополизации экономики?
1) растет численность безработных
2) увеличиваются затраты производства
3) фирмы искусственно повышают цены на продукцию
4) повышается качество товаров и услуг населению
12 . Предметом купли-продажи на фондовом рынке являются
1) услуги страхования
2) ценные бумаги
3) средства производства
4) новые технологии
13. Статьи государственного бюджета отражают
1) размеры фондов общественных организаций
2) объемы кредитования фирм
3) расходы на ликвидацию последствий стихийных бедствий
4) доходы частных инвестиционных компаний
14 . Повышение котировок акций нефтяных компаний в связи с ростом цен на бензин характеризует ситуацию на рынке
1) капиталов
2) сырья и материалов
3) труда
4) фондовом
15 . Верны ли следующие суждения о производстве?
А. Разделение труда способствует повышению его производительности.
Б. Росту объемов производства способствует увеличение налогов на производителя.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16 . К среднему классу в экономически развитых странах относятся
1) неквалифицированные рабочие
2) менеджеры крупных предприятий
3) владельцы небольших фирм
4) лица, занятые физическим трудом
17 . Сословное деление общества отражает
1) вид государственного устройства
2) тип социальной стратификации
3) характер экономических связей
4) особенность политической системы
18 . Среди факторов восходящей социальной мобильности социолог П. Сорокин выделял
1) родственные связи
2) накопленный опыт
3) расширение состава семьи
4) получение образования
19. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример
1) адаптивного поведения
2) конформистского поведения
3) делинквентного поведения
4) девиантного поведения
20 . Верны ли следующие суждения о социальных институтах?
А. Современное общество отличается низкой степенью институали-зации.
Б. Социальный институт - это устойчивый комплекс норм, регулирующих определенные сферы деятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21 . Что из перечисленного является признаком любого государства?
1) наличие трех ветвей власти
2) наличие публичной власти, располагающей аппаратом управления и принуждения
3) наличие системы сдержек и противовесов
4) наличие у властных структур права устанавливать государственную идеологию
22 . Выборы в Федеральное Собрание в Российской Федерации осуществляются по избирательной системе
1) смешанной
2) пропорциональной
3) мажоритарной
4) миноритарной
23 . Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется
2) волюнтаризмом
3) тоталитаризмом
4) абсолютизмом
24. Верны ли следующие суждения о государственном аппарате?
А. Для выполнения каждой из функций государства требуется профессиональный аппарат, действующий с учетом специфики выполняемой работы.
Б. В РФ в структуру государственного аппарата входят только чиновники федерального уровня.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
25. Противоправными обычаями называются обычаи, которые
1) распространены в малой первичной группе
2) не соответствуют системе социальных ценностей общества
3) сохранились как пережиток родоплеменных отношений
4) распространены среди людей одной этнической общности
1)4. 2)2. 3)2. 4)3. 5)4. 6)1. 7)3. 8)2. 9)2. 10)3. 11)3. 12)2. 13)1. 14)4. 15)1. 16)3. 17)2. 18)4. 19)4. 20)2. 21)2. 23)2. 24.)1. 25)2.
Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Искусство - это особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни. Искусство является практически духовным освоением мира. В этом плане к искусству относят разнообразные виды человеческой художественной деятельности: живопись, музыку, театр, художественную литературу, скульптуру, архитектуру. Термин «искусство» достаточно многозначен и выражает эволюцию эстетического сознания человечества. В него включаются различные формы художественного творчества, ремесла и «всякого уменья». В широком смысле понятие «искусство» есть выражение мастерства в любой области деятельности.
Искусство зародилось на заре человечества как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, ритуалов, охоты, войны). Наскальные росписи, дошедшие до нашего времени, показывают, в каких художественных формах воспринимал мир наш пращур. Это сцены охоты, ритуальные маски, характеризующие обряды инициации (посвящения), первые изображения идеалов человеческой красоты и красоты природы.
В основе художественного отображения действительности лежит не копирование натуры, а воспроизведение единичного явления таким образом, чтобы в нём содержалось обобщение, типизация, символизация, т. е. выражение общих черт многих подобных явлений. Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейно-художественное значение. Искусство, воплощая в себе идеологию, само становится её элементом. С другой стороны, противопоставляя себя идеологии, искусство становится феноменом общественного сознания. Являясь формой общественного сознания, искусство выражает собой все особенности мировоззрения, традиций, общественных идеалов, социальной психологии.
Особенностью искусства является то, что оно отражает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, его переживания, место в общественной жизни. Вместе с этим, искусство отражает и мир человека, его среду обитания, природу в виде пейзажей, натюрмортов. Художественные произведения выражают идею автора, их творца. Искусство существует как система различных видов, каждый из которых обладает специфическими особенностями, но воплощает между тем общие законы художественного творчества, идеалы прекрасного, красоты; оно призвано воспитывать людей, формировать в них чувство прекрасного, эстетическое мировоззрение; подтверждать высказывание Фёдора Михайловича Достоевского о том, что красота спасёт мир.
(А. Иванов)
Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
Показать ответ
Могут быть выделены следующие смысловые части:
1. Понятие и виды искусства.
2. Зарождение искусства на заре человечества.
3. Искусство как идеология и феномен общественного сознания.
4. Особенность искусства - целостное отражение мира.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Дайте определение искусства с точки зрения двух подходов, о которых говорит автор.
Показать ответ
1. Искусство - это особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни.
2. В широком смысле понятие «искусство» есть выражение мастерства в любой области деятельности.
Что является основой для приобретения искусством идейнохудожественной основы? Выпишите предложение из текста.
Показать ответ
Предложение:
«Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейно- художественное значение».
Какую функцию выполняло искусство на заре человеческой цивилизации? Свой ответ подтвердите двумя примерами.
Показать ответ
Искусство было связано с ранними религиозными верованиями людей и выполняло практическую функцию. Об этом свидетельствуют наскальные росписи, данные археологии, исследования реликтовых племён:
Например, рисунки сцен охоты и выполнение специального обряда должны были способствовать успеху в охоте, а исполнение ритуального танца отгоняло злых духов, помогало лечить болезни и т.д.
Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.
Автор утверждает, что, являясь формой общественного сознания, искусство выражает собой все особенности мировоззрения, традиций, общественных идеалов, социальной психологии. Согласны ли вы с точкой зрения автора? Свой ответ подтвердите двумя примерами.
Показать ответ
Автор прав, утверждая, что, являясь формой общественного сознания, искусство выражает собой все особенности мировоззрения, традиций, общественных идеалов, социальной психологии. Это можно подтвердить следующими примерами:
1. Я думаю, что писатель, скорее всего, имел в виду не внешнюю (черты лица, фигуру, одежду человека), а внутреннюю красоту (доброту, великодушие, красоту мыслей, поступков). Человек, обладающий такими качествами, не способен творить зло и жестокость, он будет помогать окружающим, радовать людей своими добрыми делами, противостоять злу, то есть спасать мир.
2. Я думаю, что человек, творящий красоту, умеющий видеть красоту во всём, прилагающий собственные усилия для того, чтобы мир был красивым и радостным, не сможет грубо и жестоко разрушать созданное другими людьми, нарушать их права, неуважительно относиться к их мнению. Он просто заинтересован в сохранении мира и гармонии в нём.
Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.
Тема: Личность, ее социализация и воспитание
1. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека
1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды
2) ответственности за свои действия и их последствия
3) обусловленности поведения генетическими особенностями
4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве
2. Доминирующим фактом социализации личности выступает
1) природная среда
2) врожденные особенности человека
3) общение с окружающими
4) специфика социальных норм
3. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике
1) человека
2) индивида
3) индивидуальности
4) личности
4. Отличительным признаком понятия «личность» является (ются)
1) членораздельная речь
2) наличие физических потребностей
3) способность брать ответственность на себя
4) сознание и мышление
5. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.
Б. Новорожденный человек является личностью.
6. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.
Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это
1) адаптация
2) образование
3) воспитание
4) социализация
8. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей
1) социальной мобильности в обществе
2) социализации молодого поколения
3) приобретенного социального статуса
4) самореализации личности в группе
9. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется
1) самореализацией
2) способностью
3) самопознанием
4) социализацией
10. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется
1) на протяжении всей жизни человека
2) в период зрелости
3) прежде всего в детском возрасте
4) после завершения учебы в школе
11. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.
Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как
1) индивида
2) личности
3) физического лица
4) биологической особи
13. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ________________________________».
14 . Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
1) человек, активно осваивающий А) индивид
и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность
природу, общество и самого себя В) личность
2) отдельно взятый представитель
всего человеческого рода
3) человек в комплексе его неповторимых
уникальных свойств
4) человек, способный сознательно и ответственно
делать выбор
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)
Тест.
Тема «Человек».
Вариант 2
А1. «Вторая природа» человека - это:
1) мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
2) мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
3) сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
4) результат преодоления или отрицания первой - естественно-биологической природы человека.
А2 . Природа человека:
3)социальных качеств
4) биологических потребностей
А22 . Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от
поведения животных:
1) проявление активности
2) целеполагание
3) приспособление к среде обитания
4) взаимодействие с окружающим миром
А23 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?
1) самообразование
2) самопознание
3) самосохранение
4) самолюбование
А24 . Результатом самопознания, в частности, является:
1) накопление знаний о человека и природе
2) познание ценностей общества
3) изучение социальных норм
4) представление о своих способностях
А25 . Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях
1) собственной внешности
2) различных типов темперамента
4) взаимодействия человека и природы
А26 . Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно -
исторической деятельности, является характеристикой его
1) социальной сущности
2) биологической природы
3) физиологических особенностей
4) психологических качеств
А27 . Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,
психологической и социальной. Социальная составляющая включает
1) знания и умения
2) чувства и волю
3) физическое развитие
4) возрастные особенности
А28 . Верны ли следующие суждения о личности?
А . Личность – продукт биологической эволюции.
Б . Максимальное влияние на личность оказывает общество.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А29 . Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?
А . Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку деятельность
предполагает взаимодействие.
Б . Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,
действиями.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А30 . Основой человеческого существования является
1) потребительство
2) деятельность
В1 . Завершите фразу:
«В основе потребностей человека лежат...»
Ответ: ___________________________________
В 2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «биологические потребности человека».
Воспроизводство рода; питание; дыхание; движение; общение; отдых.
Ответ____________________
ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя | А. Индивидуальность |
2. Отдельно взятый представитель человеческого рода | Б. Индивид |
3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств | В. Личность |
В 4. Найдите в приведенном списке проявления, отражающие социальную природу
человека
1) интересы
2) мировоззрение
3) задатки
5) наследственность
Ответ_________
В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.
Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ;
2) характер оценочных суждений
(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS – сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника, сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS – зависимость». (Г) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS-сообщения по семь и более часов в день.
Ответ_________
В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.
«В труде, учении, ____(1) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ____(2) – её способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные _____(3) организма являются лишь ____(4)- весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - ____(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».
Ответ_________
В7 . Найдите в приведенном списке результаты учебной деятельности . Номера запишите в порядке возрастания.
1) Учителя
2) Компьютерное обеспечение
3) Знание основ наук
4) Наглядные пособия
5) Учащиеся
6) Умения применять знания
7) Практические навыки
Ответ___________
Ключи к тесту «Человек».
Вариант 2.