История Древнего Китая отходит в далекое прошлое: несколько тысяч лет назад уже образовывался великий Китай. Известны были и взлёты, и падения.
Периодизация Древнего Китая обусловлена сменой династий, которые и создают в итоге эту самую историю. Давайте рассмотрим ее.
Периодизация Древнего Китая
Все эти династии также делятся на несколько групп.
Этапы периодизации истории государства в Древнем Китае:
1. Первые люди в эпоху неолита.
2. Период с тремя первыми династиями, когда Китай был раздроблён, не было империи как таковой.
3. Традиционный Китай и империя.
На этом весь старый Китай заканчивается, династии как таковые перестают править и начинается последний этап, охватывающий только лишь XX и XXI века.
Однако к Древнему Китаю относится период до начала Средневековья, заканчивается он на династии Хань. Весь период существования Древнего Китая можно выразить как застройку фундамента для великого государства, для такого, какое оно есть сейчас.
Рассмотрим ниже кратко историю цивилизации и периодизацию Древнего Китая, общественные и государственные строи, а также философию того времени и великие изобретения.
Начало истории
Известно, что первые предки китайцев жили 400 тысяч лет назад в эпоху неолита. В пещере недалеко от Пекина были найдены останки синантропа. Первые люди уже владели окрашиванием и некоторыми другими навыками.
Вообще территория Китая удобна для жизни, поэтому история отходит в такое далёкое прошлое. Почва плодородна, а сама степь окружена морем, горами, что могло бы защищать людей от нападок врагов. Такое удобное расположение и привлекало первых жителей, которые являлись предками нынешних китайцев.
Учёным известно также, что существовало две культуры после синантропов: Яншао и Луншань. Вероятно, их было больше, но они смешались между собой. Археологически подтверждены только две.
Культура Яншао существовала 2-3 тысячи лет до нашей эры. Люди того периода жили на обширной территории от провинции Ганьсу и вплоть до юга Маньчжурии. Известно, что они могли делать красивые цветные керамические изделия.
Луншань же располагалась в основном на территории провинции Шаньдунь. В центральной части Китая обе культуры накладывались друг на друга. Люди тоже владели мастерством обработки керамики, но их основной гордостью было умение изготавливать из кости различные предметы. На некоторых из них, которые были найдены учёными, обнаружены выскобленные надписи. Это являлось первой предпосылкой для письменности.
Далее условно можно выделить несколько этапов периодизации истории и культуры Древнего Китая. Первые три династии относятся к этапу до образования затем множество династий в период существовании Империи, а последним этапом следует строй без династий и современный Китай.
Династия Ся
Первой известной династией в хронологии и периодизации Древнего Китая является Основателем её был Юй, а существовала она с 2205 по 1557 год до нашей эры. По некоторым теориям, государство располагалось на всём востоке Северного Китая или же только на севере и в центре провинции Хэнань.
Первые правители справлялись со своими задачами управления государством неплохо. Главным достоянием эпохи Ся является календарь того времени, которым впоследствии восхищался сам Конфуций.
Однако упадок случился, а вызван он был давлением духовенства, а правители-духовники в скором времени стали пренебрегать своим обязанностями духовенства. Календарные даты начали путаться, сбивалась периодизация Древнего Китая, социальное и политическое устройство хромало. Этим ослаблением и воспользовался император Ли государства Шан, который начал последующую династию.
Династия Шан-Инь
Период правления начинается в XVIII или XVI веке до н. э. по разным теориям, а заканчивается в XII или XI веке до н. э.
Всего у этой династии насчитывается около 30 правителей. Ли Тан (основатель династии) и его племя верил в тотемизм. Они переняли обычай гадать на костях от культуры Луншань, также они использовали для предсказаний черепашьи панцири.
Во время правления Шан-Инь царствовала централизованная политика управления во главе с императорами династии.
Конец периоду пришёл, когда племена Чжоу свергли правителя.
Династия Чжоу
Чжоу — последняя могущественная династия первого этапа в периодизации истории государства Древнего Китая до формирования Китайской империи, которая существовала с IX по III век до нашей эры.
Существует два этапа: Западное и Восточное Чжоу. Западное Чжоу имело столицу Цзунчжоу на западе, а владения охватывали почти весь бассейн реки Хуанхэ. Суть политики того времени заключалась в том, главный император правил в столице, а его приближенные (обычно родственники) правили множествами уделов, на которые раскололось государство. Это повлекло за собой междоусобицы и борьбу за власть. Но в итоге более сильные владения порабощали более слабые.
Китай в это же время защищался от постоянных нападок варваров. Именно поэтому правитель перешёл из западной столицы в восточную столицу Чэнчжоу в государстве Лои в 770 году до нашей эры, и начался период истории Древнего Китая под названием Западное Чжоу. Переезд правителя означал условно отказ от власти и от управления государством.
Весь Китай был расколот на несколько царств: Янь, Чжао, Сун, Чжэн, Лу, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь, и на множество мелких княжеств, которые большие царства со временем завоёвывали. Фактически некоторые царства были намного мощнее по политике, чем царство, где находился главный правитель Чжоу. Ци и Цинь считались наиболее сильными, и именно их правители вносили больший вклад в политику и в борьбу с варварами.
Отдельно стоит выделить из этих царств царство Лу. В нём царило образование и письменность, хотя в политическом плане Лу было не сильно. Именно тут родился и жил Конфуций — основоположник конфуцианства. Концом периода Чжоу обычно считают год смерти философа в 479 году до нашей эры. Конфуций написал историю Западного Чжоу в летописи «Чуньцю». Многие события того времени известны только благодаря этим записям. Известно также, что в этот период в Китай начал проникать даосизм.
Концом династии послужило то, что все царства сражались между собой за власть. Победило самое мощное - Цинь с правителем Цинь Шихуанди, который после завоевания смог объединить весь Китай и начал новую династию. А сам правитель Чжоу потерял статус небесного мандата.
Цинь
Так как правитель Цинь объединил весь Китай, то начался новый этап истории и периодизации Древнего Китая. Эпоха раздробленности сменилась эпохой императорского правления с объединёнными частями всего государства.
Эпоха просуществовала недолго. Всего лишь с 221 по 207 год до н.э., но именно Цинь Шихуанди (первый император) вносит особый вклад в культуру Древнего Китая. В этот период построили Великую Китайскую стену — особое достояние государства, величие которого поражает до сих пор. Правитель Цинь Шихуанди провёл множество реформ. Например, денежную и судебную реформу, и также реформу письменности. При нём начали строительство единой сети дорог.
Несмотря на все плюсы, историки выделяют значительные минусы, которые и послужили причиной тому, что период Цинь просуществовал недолго. Цинь Шихуанди являлся сторонником легизма. Легизм — это философская школа того периода, суть которой была в очень жёстких мерах для людей и наказаниях за любые провинности и не только. Это повлияло на такой резкий скачок в виде побед над разными племенами и на столь быстрое строительство Китайской стены в целях защиты от варваров и вражеских пленен. Но именно жестокость повлекла нелюбовь людей и резкую смену династий сразу после смерти Цинь Шихуанди.
Хань и Синь
Империя Хань просуществовала с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры. Её делят на два периода: Западная Хань (с 206 года до н. э. по 9 год н. э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25-220 гг. н. э.)
Западной Хань пришлось устранять последствия разрухи после периода Цинь. В империи царствовали голод и смертность.
Правитель Лю Бан освободил многих государственных рабов, которые стали невольными при Цинь за провинности. Он также отменил жёсткие налоги и сильные наказания.
Однако в 140-87 годах до н. э. империя вернулась к деспотизму, как и при правителе Цинь. Правитель династии У-ди снова ввёл высокие налоги, которые взимались даже с детей и пожилых людей (это повлекло за собой частые убийства в семьях). Территории Китая к этому времени сильно расширились.
Между Западной и Восточной Хань был промежуток династии Синь во главе с правителем Ван Ман, которому удалось свергнуть Восточную Хань. Он пытался укрепить свою власть путём проведения множества положительных реформ. Например, на каждую семью устанавливалась определённая территория земли. Если она была выше положенного, то часть отдавали бедным или людям без земли.
Но в то же время произошёл беспредел с чиновниками, из-за которых казна опустела, и пришлось сильно увеличить налоги. Это послужило поводом для недовольства людей. Начались народные восстания, также это послужило преимуществом для представителей Ван Ман был убит во время восстания под названием «Красные брови».
Лю Сю был выдвинут в кандидаты на трон. Он хотел уменьшить враждебность к власти у людей путём снижения налогов и освобождения рабов. Начался период Западной Хань. Это время тоже внесло значительный вклад в историю. Именно тогда установился Великий Шелковый Путь.
В конце второго века снова вспыхнуло волнение среди народа. Началось восстание «жёлтых повязок», которое продлилось почти 20 лет. Династию свергли, начался период троецарствия.
Хоть ханьский период был периодом подъёма, под конец эпохи после двадцатилетней войны началась постоянная борьба между полководцами династии и другими предводителями. Это повлекло за собой ещё одно волнение в империи и смертность.
Цзинь
Эпоху Цзинь и последующие периоды уже можно отнести к Средневековью, но рассмотрим самые первые династии, чтобы понять, к чему привела политика Древнего Китая и как правителям приходилось устранять последствия.
Численность населения после ханьских войн снизилась в несколько раз. Имели место также катаклизмы. Реки начали менять свои русла, тем самым вызывая наводнения и упадок хозяйства. Усугубляли ситуацию постоянные набеги кочевников.
Цао Цао, который завершил восстание «желтых повязок», объединил раздробленный север Китая в 216 году. А в 220 году его сын Цао Пэй основал династию Вэй. В это же время возникли государства Шу и У. Так и начался период троецарствия. Начались постоянные войны между ними, что обострило военно-политическую ситуацию внутри Китая.
В 249 году Сыма Чжао встал во главу Вэй. А его сын Сыма Янь, когда отец умер, занял престол и основал династию Цзинь. Сначала Вэй завоевал государство Шу, а затем и У. Периоду троецарствия пришёл конец, началась эпоха Цзинь (265-316 гг.). В скором времени кочевники завоевали север, столицу пришлось перенести из Лояна на юг Китая.
Сымя Янь начал раздавать земли своим родственникам. В 280 году вышел указ о надельной системе, суть которой была в том, что каждому человеку полагается земельный участок, но взамен люди должны платить казну. Это нужно было для улучшения отношений с простыми людьми, пополнения казны и поднятия хозяйства.
Однако это повлекло за собой не улучшение централизации, как полагалось, а наоборот. После смерти Сыма Яна в 290 году началась борьба между владельцами крупных уделов — родственниками умершего правителя. Она длилась 15 лет, с 291 по 306 год. В то же время на севере государства позиции кочевников укреплялись. Постепенно они располагались вдоль рек, стали выращивать рис и порабощать целые поселения людей.
В период Цзинь, как известно, начала укрепляться религия буддизма. Появлялось множество монахов и буддистских храмов.
Суй
Только в 581 году после длительного периода смуты Чжоу Ян Цзяну удалось объединить раздробленный кочевниками север. Начинается правление династии Суй. Затем он захватывает государство Чэнь на юге и тем самым объединяет весь Китай. Его сын Ян Ди занялся войнами с некоторыми государствами Кореи и Вьетнама, создал Великий канал для перевозки риса и улучшил Китайскую стену. Но люди находились в тягостных условиях, из-за чего началось новое восстание, и Яна Ди убили в 618 году.
Тян
Ли Юань основал династию, которая просуществовала с 618 по 907 год. Империя в этот период достигла своего расцвета. Правители Ли улучшили экономические связи с другими государствами. Города и численность в них стали увеличиваться. Начали активно развивать сельскохозяйственные культуры (чай, хлопок). Особенно в этом плане выделился сын Ли Юаня - Ли Шиминь, политика которого вышла на новый уровень. Однако в VIII веке достиг своего пика конфликт между военными и властью в центре империи. В 874 году началась война Хуан Чао, длившаяся вплоть до 901 года, из-за которой династия оборвалась. В 907-960 годах Китайская Империя снова была раздроблена.
Государственные и общественные строи Древнего Китая
Периодизацию всех периодов Древнего Китая можно рассматривать как сходные между собой этапы истории по своему устройству. В основе общественного устройства — коллективное земледелие. Основная деятельность людей — скотоводство и ремёсла (которые были развиты до высокого уровня).
На верхушке власти находилась аристократия, ниже находились рабы и крестьяне.
Ярко выраженным было родовое наследие. В период Шан-Инь каждому из родственников правителя давался особый титул в зависимости от того, насколько это близкие родственники. Каждый титул давал свои привилегии.
В периоды Инь и Западного Чжоу земля выдавалась только для пользования и хозяйства, но не как частное имущество. А с периода Восточного Чжоу землю уже раздавали для частного владения.
Рабы сначала были государственными, а затем стали частными. В их категорию обычно попадали пленные, совсем бедные общинники, бродяги и другие.
В этапах периодизации Древнего Китая общественного и государственного устройства можно выделить то, что в эпоху Инь в первую очередь наследовал трон брат умершего правителя, а в Чжоу титул переходил к сыну от отца.
При правителе царила дворцовая система управления.
Отдельно стоит выделить, говоря о периодизации истории государства и Древнего Китая: право уже существовало, но на начальном этапе сильно переплеталось с религиозными принципами и обычной этикой. Царил патриархат, почитали старших и отцов.
В V—III веках до н. э. право было неотъемлемой частью с жестокими наказаниями, в то время как раз уже был легизм. А при династии Хань снова люди вернулись к конфуцианству и идее гармоничного неравенства людей в зависимости от ранга.
Первые письменные источники права датируются примерно 536 годом до нашей эры.
Философия
Философия Древнего Китая сильно отличается от философии любых других европейских стран. Если в христианстве и мусульманстве есть бог и жизнь после смерти, то в азиатских школах был принцип «здесь и сейчас». В Китае тоже взывали к доброте при жизни, однако просто для гармонии и благополучия, а не под страхом кары после смерти.
В основе лежало триединство: небо, земля и сам человек. Люди также считали, что есть энергия Ци, а во всем должна быть гармония. Выделяли женское и мужское начало: инь и янь, которые взаимодополняли друг друга для гармонии.
Всего существует несколько основных философских школ того времени: конфуцианство, буддизм, моизм, легизм, даосизм.
Таким образом, если обобщить сказанное, то можно сделать вывод: уже до нашей эры Древний Китай сформулировал определённую философию и придерживался некоторых религий, которые до сих пор в Китае являются неотъемлемой частью духовной жизни населения. В то время все основные школы менялись и лишь иногда накладывались друг на друга в зависимости от этапа периодизации.
Культура Древнего Китая: достояния, ремёсла и изобретения
Одними из самых великих достояний Китая и по сей день считаются и Великая Китайская стена. Самое удивительное здесь то, что построили их под управлением первого императора Древнего Китая Цинь Шихуанди из династии Цинь. Именно тогда царствовал легализм и жестокость к людям, которые под страхом и напором сооружали эти поистине великие сооружения.
А вот к великим изобретениям можно отнести порох, бумагу, книгопечатание и компас.
Считается, что бумагу изобрёл Цай Лун в 105 году до н. э. Для её изготовления требовалась особая технология, которая все же напоминает нынешний процесс изготовления бумаги. До этого периода люди выскабливали письмена на панцирях, костях, глиняных табличках и бамбуковых свёртках. Изобретение бумаги повлекло за собой изобретение книгопечатания в более позднем периоде уже нашей эры.
Первое подобие компаса возникло ещё в Древнем Китае при династии Хань.
А вот ремёсел в Древнем Китае существовало бессчётное множество. Несколько тысяч лет до н. э. стали добывать шёлк (технология добычи которого долгое время оставалась секретной), появился чай, делали глиняные изделия и изделия из кости. Чуть позже появился Великий Шёлковый Путь, делали рисунки на шёлке, скульптуры из мрамора, роспись на стенах. И также в Древнем Китае появились всеми известные пагоды и иглоукалывание.
Заключение
Социальное и политическое устройство Древнего Китая (периодизацией от эпохи неолита вплоть до династии Хань) имело свои недостатки и достоинства. Последующие династие скорректировали способы ведения политики. А всю историю Древнего Китая можно описать как периоды расцетов и упадков, движущихся по спирали. Движущихся вверх, поэтому "расцветы" с каждым разом становились все усовершенствованнее и лучше. Периодизация истории Древнего Китая - объемная и интересная тема, которую мы рассмотрели в статье.
Раздел - I - КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Раздел - II -
КИТАЙ В III ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ — II ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫРаздел - III -Культура древнего Китая
Раздел - IV - Искусство Древнего Китая кратко
Раздел - V - Религия Древнего Китая кратко
Древний Китай — одна из величественнейших цивилизаций Древнего мира . Происхождение древнего Китая похоже на происхождение Шумера, Древней Индии, и Древнего Египта . Величественная река Хуанхэ постоянно приносит с гор частички плодоносных почв — лесса.
В долине Желтой реки(Хуанхэ) зародилась древняя цивилизация. Первое царство появилось во втором тысячелетии до нашей эры и называлось Инь или Шан.
Современные археологи проводили раскопки, в результате чего им удалось раскопать столицу данного царства Великий Город Шан и гробницы некоторых шанских царей —их звали ваны. Хоронили Вана в достаточно глубоком (до 10 метров) котловане, в который была проведена вела лесенка. В могилу клали золотые украшения, украшения из нефрита, яшмы, а так же устанавливали огромные бронзовые сосуды. В обязанности ванна входило следующее: управлять государством, исполнение особых религиозных обрядов а так же верховный суд.
Ван считался священной и неприкосновенной личность. В тысяча сто двадцать втором году до нашей эры племя под названием Чжоу во главе с У-ваном нанесло большое поражение шанцам, установив тем самым свое господство, а большая часть жителей государства Шан-Инь было обращено в рабство. В восьмом веке до нашей эры под ударами кочевников распалось государство Чжоу; теперь, на главную роль выдвигаются то одни, то другие царства, из которых самым крупным государством было царство под названием Цзинь (седьмой - пятый века до нашей эры). После распада государства Цзинь начался тяжелый период Чжаньго (в переводе как «Сражающиеся царства»), когда древний Китай был поделен на два десятка мелких княжеств которые постоянно враждовали между собой, а так же практически не подчинялась чжоускому вану.
6-5 в.до.н.э — время когда в древнего Китае начинают появляться первые философские учения. В шестом столетии до нашей эры в Китае жил великий мудрец, его звали Конфуций, он был очень почитаемый среди китайцев, как в то время, так и во все последующие столетия. Учение Конфуция об уважении к старшим, о «благородном человеке», о важности образования, о скромности, и т.д стали в последствии важным эталоном взаимоотношений в Китае между людьми — как в семье, так и в самой стране.
В 221г.до н. э. правитель Цинь Ин Чжэн стал объединять огромные территории в единственную империю и взял титул Цинь Шихуанди, что означает «Первый император династии Цинь». Этот
правитель достаточно жестоко уничтожал всякое сопротивление, используя самые ужасные виды экзекуции. Если человек не соблюдал закон, то в этом случае наказанию подвергалась и вся семья этого человека: его членов семьи попросту превращали в рабов заставляя их работать на тяжелых строительных работах.
Когда Цинь Шихуанди установил свою собственную власть в империи, он начал войну с кочевниками-гуннами, которые часто нападали с северной стороны на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить, построив мощную пограничную стену, которая получила название Великая Китайская стен. После падения династии Цинь к власти приходит Лю Бан. Он уменьшил налогообложение и отменил некоторые наиболее жестокие законы, которые были введенные в Древнем Китае императором Цинь Шихуанди. Лю Бан, которому наследовали затем одиннадцать его потомков, стал основателем династии Хань. В эпоху Ханьской династии сложились основные черты Древнекитайского государства. В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры — искусства, литературы, науки. В двести двадцатом году династия Хань пршла в упадок, а на все ее территории сформировалось несколько независимых друг от друга государств. Это событие считается концом античного периода в китайской истории.
Природные условия Древнего Китая кратко
Древние китайцы населяли Северо-Китайскую равнину, находящуюся на крайнем востоке Азии, С запада на восток равнину пересекала Хуанхэ (Желтая река), несшая много плодородного ила. Оседая, ил заполнял русло и заставлял реку менять его. Хуанхэ затопляла поля, смывая селения. Народ прозвал ее «горем Китая». Упорным трудом, вырубая леса, осушая болота, укрепляя берега рек, древние китайцы превратили свою родину в страну развитого земледелия. Долина реки Янцзы (Голубая река), расположенная южнее Хуанхэ, была завоевана китайцами позднее, Реки, в особенности Янцзы со своими многочисленными притоками, служили в древности важнейшими путями сообщения.
Занятия населения.
В середине второго тысячелетия до н. э, область Хуанхэ и ее притоков населяли многочисленные племена охотников и рыболовов. Одному из этих племен, племени инь, удалось подчинить своих соседей. В последнее время учеными- археологами раскопаны десятки поселений иньцев. Обнаружены многие тысячи надписей на костях животных и черепашьих щитках. Это позволяет изучить быт и занятия древнейшего населения Китая.
Основным занятием древних китайцев, осевших в долине Хуанхэ, было земледелие. Этому благоприятствовали мягкий, умеренный климат, плодородная почва и обилие влаги.
На полях произрастали просо, пшеница, ячмень, рис. В течение года убиралось два урожая: в первую половину года снимали урожай проса, а во вторую — пшеницы. Землю обрабатывали деревянной сохой, деревянными мотыгами, каменными серпами.
Скотоводство, рыболовство, охоте приобрели подсобное значение, Кроме крупного рогатого скота и лошадей, древние китайцы разводили овец, коз, свиней, Молочные продукты китайцами в древности в пишу не употреблялись.
Первоначально земледельцы сами изготавливали простейшие сельскохозяйственные орудия, глиняную посуду, ткани. Со временем ремесло превращается в особую, самостоятельную отрасль производства. Раньше всего выделилось ремесло литейщика, требовавшее особого умения и навыков. Бронзолитейщики Плавили И ковали металл и делали
из негооружие и различную утварь. Гончары стали выделывать красивую и прочную посуду, пользуясь гончарным кругом и печью. С древнейших времен китайцы умели изготавливать тонкие
шелковые ткани. Мастерство это держалось в тайне.
С развитием земледелия и ремесла возникает и развивается торговля. Торговля велась не только с непосредственными соседями, но и с народами на берегах Тихого океана. Роль денег вначале выполняли драгоценные раковины. Добывать их было трудно. Поэтому стали мастерить искусственные раковины из драгоценного камня и из кости. Затем начали отливать из бронзы слитки в форме раковин и других предметов. Так в Китае появились металлические деньги.
Древнейшие рабовладельческие государства.
Во втором тысячелетии до н. э. у китайцев возникает рабство. Главный источник его — войны с соседями, в особенности с северными кочевыми племенами. Рабов получали также в виде дани с покоренных племен.
Труд рабов начал применяться в хозяйстве. В этот период рабы еще находились в коллективной собственности общины. Рабов не только заставляли работать до изнеможения, но и приносили в жертву богам. Археологи раскопали погребения с захоронениями сотен людей, погибших насильственной смертью. Это были принесенные в жертву рабы.
Наряду с погребениями, содержащими богатые вещи, а также " принесенных в жертву рабов, раскопаны могилы, в которых нет никаких вещей. Это говорит о том, что в обществе появились богатые и бедные, рабы и рабовладельцы.
Чтобы держать в повиновении рабов и бедняков, рабовладельческая знать создает государство. Во главе древнейшего Китайского государства становится военный вождь — ван. Его опорой были знать и многочисленные чиновники. Они взимали с населения непосильные подати. За службу ван раздаривал приближенным землю и рабов. Это вело к развитию крупного землевладения.
В XII в. до н. э. племя чжоу, жившее к западу от государства Шань-Инь, подчиняет себе иньцев. Образовалось государство Чжоу. Помимо этого, в Китае появилось много других рабовладельческих государств.
Земледельцы в этих государствах жили общинами, но каждая семья получала в пользование земельный надел. Орудия труда, скот, семена также находились в частной собственности отдель
ной семьи. Родовая и племенная знать, пользуясь своим положением руководителей общины, стала захватывать лучшие земли. Свободные общинники изнемогали от малоземелья, попадали в долговую зависимость к своим богатым соседям — крупным землевладельцам.
Недовольство крестьян нашло отражение в песнях, порицающих алчность и жестокость богачей. В одной из таких песен крупные землевладельцы сравниваются с полчищем крыс, поедающих плоды человеческого труда:
«Наши крысы, наши крысы, Не грызите наше просо. Мы живем у вас три года, А забот от вас не видно... Наши крысы, наши крысы, Не грызите вы посевы. Мы живем у вас три года, А наград от вас не видно»,
В городах жили искусные ремесленники. Из глины и металлов они изготовляли красивую посуду. С середины первого тысячелетия до н. э. китайцам был известен лак. Лаком покрывали мебель и другие деревянные изделия. Сок лакового дерева был ядовит, поэтому ремесленники, делавшие красивые, нарядные вещи, рано умирали.
В первой половине первого тысячелетия до н. э. расширяются торговые связи китайцев. Развитию торговли способствовало появление первых монет из металла. Постепенно города превращаются в центры ремесла и торговли.
Северные границы Китая постоянно подвергались нападениям кочевников, которые впоследствии стали известны под названием «гунны». Китайские государства заключали между собой союзы, так как силами одного государства бороться с кочевниками было невозможно. Но эти союзы были непрочными. Часто китайские государства воевали друг с другом. Междоусобные войны разоряли хозяйство Китая и вели к еще большему усилению эксплуатации трудящихся масс.
Первая китайская цивилизация сформировалась в бассейне реки Хуанхэ (Желтой реки), где почти 500 лет правила династия Шан (Инь), пока около 1057 года до н.э. ее не были завоеваны племенем Чжоу, установившим правление династии Чжоу. Первые земледельцы Северного Китая выращивали просо, а также разводили рогатый скот и свиней. Они, возможно, жили в ямах, вырытых в земле и покрытых соломенной крышей. Знатный китайцы времен династии Чжоу ездили на боевых колесницах. Колесница не имела сиденья, в ней можно было только стоять.
Письменность
Древнейшие китайские письмена вырезали на костях животных. Это были записи гадательных текстов, которые считали посланиями богов.
Погребения
Недавно китайцы вскрыли гробницы правителей династии Шан, найденные около города Аньяна. Они нашли там скелеты лошадей и возниц вместе с колесницами. Правители династии Шан считали, что их предками были боги. В таких бронзовых сосудах они приносили им в дар мясо и вино. Многие китайцы до сих пор почитают своих далеких предков. Такие украшения из нефрита нашивали на одежду утершего, а подобные декоративные кинжалы помещали в гробницы знатных и богатых китайцев.
Европейские клады
На этих рисунках показаны некоторые образцы искусства людей, населявших Европу в древние времена. Такие вырезанные на скалах рисунки были найдены на территории Швеции и Норвегии. Они часто изображают ладьи с плывущим по небосклону солнцем. Этот бронзовый шлем - из местечка Виксо в Дании. Его, возможно, никогда не использовали в настоящей битве, потому что он слишком тяжел и громоздок. Это бронзовая модель колесницы, везущей . Ее бросили в болото на территории нынешней Дании в качестве приношения богам. В Европе были очень искусные мастера, работавшие по
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс Селунская Надежда Андреевна
§ 17. Древний Китай
§ 17. Древний Китай
Природные условия Древнего Китая
На юго-востоке Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии – Янцзы и Хуанхэ. Почвы вдоль берегов этих рек такие мягкие, что их можно обрабатывать даже самыми простыми орудиями труда, изготовленными из дерева или кости. Поэтому земледелие распространилось здесь уже в древности.
Древний Китай
Наиболее плодородны земли в долине Хуанхэ, где и были найдены древнейшие поселения китайских земледельцев. Но река эта в сезон дождей часто выходит из берегов и затопляет все вокруг. К тому же случается, что из-за мягкости прибрежных почв она при разливе размывает свои берега и меняет русло. При этом река смывала поселения людей и посевы. Не случайно в Древнем Китае Хуанхэ называли «Блуждающей рекой», «Рекой тысячи бедствий».
Найдите на карте долины рек Хуанхэ и Янцзы. Почему, несмотря на опасный нрав Хуанхэ, поселения людей в Китае появились именно в долине этой реки?
Хозяйство жителей Китая
Основным занятием населения Древнего Китая было земледелие. Первоначально землю обрабатывали мотыгой, но со временем на смену ей пришел плуг. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, но самой распространенной культурой был рис. Для китайцев он до сих пор является важнейшим продуктом питания. Выращивали китайцы и еще одно растение, неизвестное в древности больше нигде, – чай. В Китае было также развито садоводство и огородничество, разведение лошадей, коров, свиней.
Древнекитайский макет дома
Еще одним важнейшим занятием населения было изготовление шелка – полупрозрачной красивой ткани. Ее получали, вытягивая тончайшие нити из коконов шелкопрядов (шелковичных гусениц). Шелк высоко ценился не только в Китае, но и далеко за его пределами. Способ его изготовления держался в строгом секрете. Владение этим секретом приносило китайцам огромные прибыли, и постепенно шелк стал важнейшим товаром, вывозившимся из страны. Дорога, связывавшая Китай со странами Передней Азии и Европы, получила название «Великий шелковый путь».
В VII–VI веках до н. э. в Китае научились обрабатывать железо. Это способствовало подъему хозяйства. Имея железные топоры, люди очистили долины Хуанхэ и Янцзы от густых лесов и распахали их. Появление плуга с железным лемехом дало возможность обрабатывать твердые степные почвы, лежавшие за пределами речных долин.
Вспомните, когда люди научились обрабатывать железо.
Возникновение государства
Первые государства в Китае возникли в начале II тысячелетия до н. э. В середине I тысячелетия до н. э. здесь насчитывалось уже около десятка государств. Их правители воевали между собой, стараясь расширить свои владения. В конце концов правители государства Цинь сумели создать сильное войско и подчинить себе противников. Многолетние войны завершились объединением страны под властью циньского правителя. В 221 году до н. э. он провозгласил свое государство Циньской империей и принял имя Цинь Шихуанди, что означает «первый император Цинь».
Женщина. Древнекитайская скульптура
Цинь Шихуанди ввел суровые законы. Население империи правитель обложил большими податями. Чтобы избежать мятежей, он приказал переселить знатных людей из завоеванных им государств в свою столицу, где за ними был установлен неусыпный надзор. Цинь Шихуанди разделил огромную империю на области. Во главе каждой он поставил наместников – чиновников высокого ранга. Они собирали налоги, следили за порядком, осуществляли суд. Различные области империи были соединены дорогами. Заботился Цинь Шихуанди и о сооружении оросительных каналов и дамб. Он ввел единые для всей империи меры веса и длины, единые деньги. Это облегчило занятие торговлей и способствовало ее расцвету.
Воин императора Цинь Шихуанди. Древнекитайская скульптура
Чтобы увековечить свое имя, Цинь Шихуанди потратил огромные средства на украшение столицы государства. Император приказал также разбить рядом со столицей огромный заповедный парк со множеством диких зверей. В этом парке для него было возведено 37 роскошных дворцов. Цинь Шихуанди опасался покушений и потому приказал соединить дворцы подземными ходами, чтобы никто не знал, где он находится.
Борьба с северными кочевниками
Цинь Шихуанди пришлось вести ожесточенную борьбу с гуннами (хунну), обитавшими к северу от границ Китая. Это были воинственные кочевые племена, грабившие китайские города, уводившие в рабство людей. Император собрал огромное войско и разбил отряды кочевников. Ему удалось отодвинуть границы империи дальше к северу.
Китайская монета
Чтобы обезопасить новые рубежи, Цинь Шихуанди приказал построить мощные оборонительные сооружения. За 10 лет руками почти двух миллионов человек была возведена Великая Китайская стена – колоссальное сооружение из земли, кирпича и гранитных глыб. Высота ее достигала 10 метров, а ширина такова, что сверху по ней могла проехать колесница, запряженная четверкой лошадей. Длина стены составляла почти 4 тысячи километров, и на всем ее протяжении, через каждую сотню метров, стояли мощные сторожевые башни. Но у императора не хватало войск для обороны страны, и северные кочевники продолжали свои грабительские набеги.
Империя Хань
Вторжение гуннов и строительство Великой стены подорвали силы государства. Казна империи была истощена, при строительстве погибли десятки тысяч людей. В стране зрело недовольство. Когда в 210 году до н. э. Цинь Шихуанди скончался, в стране начались волнения. Империя Цинь пережила своего основателя лишь на год и рухнула после народного восстания. Повстанцы отменили все законы Цинь и освободили десятки тысяч государственных рабов.
В одной из областей империи – Хань – во главе отряда восставших стоял простой деревенский староста Лю Бан. После победы он стал правителем этой области. Постепенно Лю Бан подчинил себе весь Китай. Так возникло новое государство – империя Хань, просуществовавшая до IV века н. э.
Великая Китайская стена
Подведем итоги
С древнейших времен жители Китая занимались земледелием в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. В начале II тысячелетия до н. э. на территории этой страны появилось первое государство. В 221 году до н. э. возникла Циньская империя, а после ее падения – империя Хань.
Начало II тыс. до н. э. Возникновение государства на территории Китая.221 год до н. э. Объединение Китая под властью Цинь Шихуанди и образование Циньской империи.
Вопросы и задания
1. Расскажите о географическом положении и природных условиях Древнего Китая.
2. Каковы были занятия населения Китая?
3. Кто и когда создал в Китае единое государство, как оно называлось?
4. Когда и для чего была возведена Великая Китайская стена? Как вы думаете, было ли возможно соорудить ее ранее? Обоснуйте свой ответ.
5. Когда возникла империя Хань и кто был ее основателем?
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин ЖаклинДревний Китай Первые поселенцы. Династия Шан. Китайская письменностьКитайская цивилизация зародилась на берегах реки Хуанхэ (Желтая река) в Северном Китае более 7000 лет назад и развивалась в изоляции от остального мира. Как ни удивительно, до II в. до н.э. китайцы вообще не
Из книги Лекции по истории Древнего Востока автора Девлетов Олег УсмановичЛекция 4. Древний Китай (до конца III в. д. н. э.) Основные понятия:? Шан-Инь.? Западное Чжоу.? Восточное Чжоу.? Конфуцианство.? Легизм.? Моизм.? даосизм.? Теория «Мандата Неба».? Чжаньго.? Чжунго.? Чюньцу.?
Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторовДРЕВНИЙ КИТАЙ (III–II тысячелетия до н. э.) Географическое положение и население. Ныне Китай - крупнейшее государство Восточной Азии, протянувшееся от Хэйлунцзяна (Амура) на севере до Чжуцзяна (Жемчужной реки) на юге и от Памира на западе до Тихого океана на востоке. В
автора Васильев Леонид СергеевичГлава 11 Древний Китай: формирование основ государства и общества В отличие от Индии Китай – страна истории. Начиная с глубокой древности умелые и старательные грамотеи-летописцы фиксировали на гадательных костях и панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, а затем и
Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид СергеевичГлава 12 Древний Китай: трансформация чжоуской структуры; и возникновение империи Несмотря на отчетливо выраженную этническую суперстратификацию, суть которой сводилась в момент завоевания к привилегированному положению завоевателей-чжоусцев, социальное, правовое и
Из книги Удивительная археология автора Антонова ЛюдмилаДревний Китай Инь (или Шан) – раннее государство на территории Китая – было основано около 1400 года до н. э. иньцами в долине среднего течения реки Хуанхэ.История Древнего Китая полна загадок и легенд, тесно связанных с реальными фактами. Образование китайской империи
автора Ляпустин Борис СергеевичРаздел 5 Древний Китай
Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир ИбрагимовичГлава 4. Древний Китай § 1. Государство Шан (Инь)История Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из которых связан с правлением определенной династии. Первый период- Шан (Инь) - продолжался с XVIII в. до XII в. до н. э.; второй период - Чжоу - с XII в. до 221 г. до н. э.;
Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод ИгоревичГлава XX. Древний Китай Источники Древнекитайский рельеф на камне из гробницы By в Шандуне. II в. н. э. При изучении древнейших судеб китайского народа современный историк уже может опираться не только на позднейшую историческую традицию, но также и на древние документы и
Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб ВладимировичДополнение. «Древний» Китай начинается, скорее всего, с XVI века
Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр НиколаевичДревний Китай Название Китай позаимствовано у народов Средней Азии. Они применяли его первоначально к одному из народов, господствовавших в X–XIII вв. в северных областях Китая. Позднее его перенесли на всю страну. Сами же китайцы его никогда не употребляли. Они свою
Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина АлександровнаГлава 5. Древний Китай История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV–XI вв. до н. э.), период Чжоу(XI–III вв. до н. э.). В период Чжоу выделяются особые периоды:Чуньцю (VIII–V вв. до
Из книги Древний Восток автораГлава VII Древний Китай На территории Китая существовали поселения еще в эпоху раннего палеолита (около 500 тысяч лет тому назад). Это показывают найденные в конце 20-х - 30-е годы XX в. китайским археологом Пэй Вэньчжуном останки синантропа, или Пекинского человека. Но лишь в
Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид СергеевичДревний Китай в мировой синологии XX в. Двадцатый век - век расцвета синологии как науки. На всем его протяжении шел процесс постепенного, но постоянного углубления знаний о Китае в разных направлениях. Продолжалось изучение древнекитайских текстов, причем уровень
Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр АркадьевичГлава XI Древний Китай Территория и население Цивилизация Древнего Китая сложилась в бассейне великой реки Хуанхэ, с крайне неустойчивым, часто меняющимся руслом в нижнем течении. Лессовые пойменные почвы идеально подходили для занятий земледелием. С другой стороны,
Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна§ 17. Древний Китай Природные условия Древнего КитаяНа юго-востоке Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии –