Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месопотамии (Междуречье) - в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивилизации здесь было связано с необходимостью строительства и использовании оросительных сооружений.
В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семитские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V -IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры - народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность - клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса.
В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский.
В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правителем города. Значительную роль продолжало играть народное собрание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей усиливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами.
Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевластием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побережья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плотины. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к востоку от Месопотамии.
В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так называемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централизованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чиновников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захвачено кочевыми семитскими племенами амореев.
Месопотамия – это территория между реками Евфрат и Тигр (иные названия: Двуречье, Междуречье – это, буквально, «местность, находящаяся между двумя реками»). На ней в 3 тысячелетии до н. э. были образованы Лагаш, Урук, Ур и другие города-государства, жители которых проживали в глиняных домах. Только глина являлась доступным материалом на территории Месопотамии, поскольку леса и горы отсутствовали.
Вконтакте
Для постройки глиняные кирпичи высушивались под солнечными лучами. Стены возводились толстыми, поскольку это предотвращало разрушение строений. Так, по городской стене могла проехать повозка – такой была ее ширина. Найденные древние захоронения являются подтверждением того, что ремесло в данных городах находилось на высоком уровне.
Двуречье – древняя цивилизация, и население ее городов насчитывало до 40 тысяч человек. Тигр и Евфрат поспособствовали появлению и формированию земледельческой цивилизации на этих территориях: после разливов рек по береговым линиям оставался плодоносный ил – основное богатство Месопотамии.
Внимание! Разливы были такими бурными, что людям пришлось возводить по берегам специальные насыпи, иначе воды сносили загоны для животных, смывали на полях многочисленные посевы, затопляли не только пастбища, но и жилые селения. Для орошения земель были вырыты каналы.
Культура Междуречья
В 3 тысячелетии до н. э. в городах возникла клинопись. Данная письменность представляла собой нанесение черточек в виде клиньев на каменную или глиняную поверхность посредством заостренной палочки. Поначалу клинопись в городах появилась как ребусное идеографическое письмо , а через некоторое время – как словесно-слоговое.
Особенно известно письменностью государство Ассирия в период своего культурного расцвета. Ее правитель создал город Ниневию (сохранился до наших дней в разрушенном состоянии), на территории которого ученые обнаружили архив царя, состоящий из 30 тысяч глиняных табличек того периода. Они содержали различные тексты, относящиеся к древним областям знаний, которые были на тот период актуальны.
При этом обучение письму и чтению было доступно только детям из обеспеченных семей. Впервые школы на территории древних городов появились на свет в 3 тысячелетии до н. э., и за обучение в них приходилось платить. Для того чтобы изучить непростую письменную систему, требовалось учиться в школе писцов в течение долгих лет.
В мифологии жителей преобладали такие боги, как:
- Шамаш (бог Солнца);
- Син (Бог Луны);
- Эа (бог Воды);
- Иштар (богиня плодородия и любви).
Среди мифов выделяются два – об Утнапиштиме и Гильгамеше . Сказание об Утнапиштиме повествует о том, как боги собрались и задумали уничтожить людей, однако один из них спас своего любимца, Утнапиштима, и наказал ему построить корабль. Тот послушался, нагрузил на него свое имущество, а также семью, родных, мастеров, зверей и птиц.
На следующий день возникли бури, и страшный потоп напугал даже богов, которые раскаялись в своем решении. На седьмой день потоп прекратился, и Утнапиштим со своей женой, получив от богов бессмертие, были поселены у истока Евфрата и Тигра.
Сказания о Гильгамеше – это одно из наиболее древних литературных произведений, которые дошли до наших дней. Сказания относятся к величайшим произведениям древневосточной литературы, в них отражены философские взгляды на жизнь и окружающий мир, судьбу людей и их место. Они повествуют о конфликтах главного героя с царем, о его походах, борьбой с разгневанной богиней, о Подземном мире, смерти Гильгамеша, потопе.
В центральной части городов находился зиккурат. Это ступенчатая башня большой высоты , а на ее верху строился храм божества, являющегося покровителем города. Сегодня зиккураты являются археологическими памятниками, которыми может похвастаться территория Месопотамии. Достопримечательности также содержат некрополи, остатки дворцового ансамбля.
Подниматься на самую вершину башни могли исключительно жрецы – в этом святилище они наблюдали за тем, как движутся Луна и , два небесных божества. Жрецами составлялись календари, предсказывалось будущее по . Были и ученые, тоже жрецы – они занимались математикой. Для них число 60 представлялось священным, поэтому в современном мире каждый час состоит из 60 минут, а окружность составляют 360 градусов. Так культура Месопотамии оказала значительное влияние на весь мир.
Древние города Междуречья
Месопотамия на карте доказывает, что ее территория была богата на государства. На смену шумерским городам пришли царства:
- Аккадское;
- Шумеро-Аккадское;
- Старовавилонское.
В 16 веке до н. э. и позднее в Древней Месопотамии государственность отсутствовала достаточно долго. Были только отдельные довольно крупные города, которые долго сохраняли и приумножали культурное единство – Ассирия, древнее Нововавилонское царство. В 4 веке до н. э. персы завоевали Вавилон .
Шумерские города-государства
По мнению ученых, города Междуречья стали появляться в период 4–5 тысячелетия до н. э. в южной области Месопотамии. Они были небольшими и немногочисленными, а их жители назывались шумерами. Ур, Урук, Лагаш и другие города этой территории на данный момент хорошо изучены. Шумеры возводили зиккураты и другие археологические памятники.
Аккадское царство
Территорию шумер в конце 24 века до н. э. завоевал аккадский царь Саргон. Шумерские города-государства оказались под его властью и стали частью империи. Чтобы состыковать значительно различающиеся обычаи и нормы аккадцев и шумер, было составлено аккадское законодательство , являющееся одним из самых древних.
Вскоре государство, основанное Саргоном, распалось на несколько частей. К ним примкнулся город Аккад и ряд похожих поселений. Властители региона, не зависящие от решений друг друга, реализовывали свою власть.
В данный период были составлены законы Уруинимгины. Они дошли до наших дней в виде фрагментов и являются первым памятником законодательного значения.
Старовавилонское царство
В 20 веке до н. э. началось возвышение Вавилона (в переводе – «ворота Бога»). Данный город был расположен в центре Месопотамии, а на его территории сходилось множество каналов, жизненно важных для каждого жителя региона, будь то аккадцы, шумеры или иные народы.
В процессе развития и обретения власти Вавилона важную роль сыграла его политика, направленная на завоевания . В период правления царя Хаммурапи под началом этого города была объединена значительная территория Древней Месопотамии. А сам Хаммурапи разработал восточные законы, которые стали всемирно известны и дошли до наших дней.
Вместе с захватом Вавилона хеттскими племенами началось падение Древнего Междуречья, и цивилизация Месопотамии оказалась под угрозой. Этот период был тяжелым и продолжительным, информация о нем скудная и была найдена вследствие сохранившейся до наших дней переписки с фараонами и нахождения археологических артефактов.
Ассирия
Ассирии принадлежит значительная роль при объединении Месопотамии. В 8 веке до н. э. жители Ассирии впервые создали на своей территории имперское централизованное государство . Так началась постепенная смена ранней древности поздней. Наблюдалось техническое развитие, а открытия в технике помогли прокармливать не только чиновников, но и крупную армию. Появилась возможность для проведения масштабных завоеваний и производства товаров для обмена.
Сравнение ранней и поздней древности
Ранняя древность Месопотамии | Поздняя древность Месопотамии | |
Экономика | Коллективное использование земельных территорий и община играли основополагающую роль | С позволения государства на земельные территории распространялась частная собственность, появился индивидуализм, значение общины стало снижаться, общинная собственность земли начала постепенно распадаться |
Формы государственного устройства | Территориальное царствование, номовое государство, в состав которого входили общины | Империя – государство, отличающееся крупными размерами, централизованное, характеризующееся интенсивной внешней политикой |
Религиозные особенности | Родоплеменные религии были децентрализованы, наблюдалось многобожие, или политеизм | Возникли мировые религии, религиозное мировоззрение носило этический характер, наблюдалось единобожие, или монотеизм |
Рабовладение | К рабам относились, как к людям, их работа была временной | К рабам относились, как к вещам |
В период существования Ассирии наблюдалось возвышение данного государства на территории Месопотамии. Была сформирована крупная и мощная армия , имевшая все необходимое военное снаряжение. Ассирийцы дважды отправлялись в поход на Египет. Государству отводилась значительная территория современного Ближнего Востока.
Старовавилонское царство расцвело на почве более древней культуры - Шумера .Эта культура была более забытая,чем египетская ,шумеры появились на исторической арене до египетских пирамид .Шумеры первые изобрели письмо,они первые начали строить города,первыми создали государство,первыми начали заниматься земледелием.Шумеры изобрели колесо,а это самое значимое техническое изобретение человечества.Почти целое тысячелетие они были пионерами на исторической арене.
Существует два мнения о происхождении шумеров .Одни ученые доказывают,что шумеры не были коренными жителями .А другие считают,что шумеры коренное население Месопотамии .
Откуда пришли шумеры
?В ученых кругах родиной шумеров считают Индию
или Закавказье
,а некоторые считают их выходцами из Западной Африки
.Мнение ученых сходится лишь в том,что шумеры
произошли из горной страны,так как согласно их религии,их боги жили в горах.В Месопотамии
гор не было и поэтому шумеры строили своим богам храмы в виде искусственных гор.О языке шумеров
известно только то,что он не принадлежал к семитской группе языков
.Сведения о шумерах
нам остались из языка их завоевателей- аккадского
.
Ростом шумеры
были не высокие,а вот их внешность делилась на два типа или на две расы.
Один тип явно принадлежал к индоевропейскому
,а вот второй- скорее напоминал туранцев
.
Впервые о Туране
, как о древней и могучей стране я узнала из поэмы Фирдоуси "Шах-намэ"
.
ТИМУР |
ПАМЯТНИК ТИМУРУ В САМАРКАНДЕ |
В шумерской мифологии также был период героев,как и в греческой,индийской и германской мифологии.И героические эпохи всех этих народов очень похожи между собой.Их разделяют только тысячелетия.
Жили шумеры в городах - государствах.Известны династии Ура , Лагаша ,Киша .Город Ур в южной Вавилонии (на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке ) назван родиной Авраама - родоначальника(согласно книге Бытия ) еврейского народа и правнука Сима (первого сына Ноя ).Главным божеством в Уре был бог Нанна .
РУИНЫ ХРАМА В НИППУРЕ |
Период ранних династий этих городов - государств - называют "золотым веком Шумера" .
Некоторые шумерские города создавали союзы городов.Центром одного из таких союзов был "священный город" Ниппур (современный Ирак ). Здесь находился храм главного бога шумеров - Энлиля .
Жили шумеры обрабатывая землю,выращивая скот,занимаясь садоводством,рыбалкой,ремеслами и торговлей.Жизнь свою украшая музыкой и не только с религиозной целью,а также занимались спортом: боксом,борьбой.
В основном они хозяйствовали на земле,на которую у них было 3 вида собственности:
- во-первых,это земля,которая принадлежала "Богу"(храму) или "Дворцу"(царю),ее обрабатывали наемные работники,а позже рабы;
- во-вторых,это земля общин: члены общины обрабатывали эту землю коллективно под руководством старосты;
- в-третьих,это земля,которая находилась в индивидуальной собственности крестьян,это земля по индивидуальной наследственной собственности.
РАСКОПКИ ГОРОДА УР |
Шумеры были одаренным народом,но история их все равно написана огнем и кровью.
В Шумере сражались между собой цари,также шла борьба за трон того или иного города -государства и также была классовая борьба,но она была привилегией свободных граждан.
У рабов была только классовая ненависть,так как их было мало и жили они рассредоточено.
Интересным фактом есть то,что еще в те древние времена в Шумере некоторые шумерские города - государства решали свои споры с помощью международного арбитража.
Так вспыхнувший спор между Лагашем и Уммою за приграничный канал мог закончиться войной,а закончился обращением двух царей к царю Киша Месилиму ,авторитет которого все признавали.
САРГОН |
Семитские аккадцы, из которых состояло войско Саргона ,были менее цивилизованными и культурно развитыми,чем жители Шумера ,но их было больше и они были сильнее шумеров.
Аккадцы ,конечно,были завоевателями и разрушителями,но они очень многое переняли от шумеров:
- во-первых они переняли клинопись и начали писать клинописью по-аккадски;
-во-вторых навыки в сельском хозяйстве(шумерский плуг-сеялку и т.д.);
-в-третьих строительство(колонны и арки);
-в-четвертых скульптуру и ювелирное искусство;
-в-пятых открытия шумеров в математике и астрономии.
Почти полностью аккадцы переняли у шумеров религию и мифологию.
И так родилась "шумерско-аккадская культура ".
Обратите внимание! Авторским правом на данную статью обладает её автор. Любое перепечатывание статьи без разрешения автора является нарушением его авторского права и преследуется законом,при использовании материалов блога ссылка на блог - обязательна.
Шумеры — народность, заселявшая земли древней Месопотамии, начиная с 4 тысячелетия до нашей эры. Шумеры - первая цивилизация на Земле. Древнее государство и величайшие города этого народа располагались в Южном Междуречье, где древний шумер развивал одну из величайших культур, существовавших до нашей эры. Этому народу принадлежит изобретение письма клинописью. Кроме того древние шумеры изобрели колесо и развили технологию обожженного кирпича. На протяжении своей долгой истории это государство, цивилизация шумеров сумела достичь значительных высот в науках, искусстве, военном деле и политике.
Шумеры - первая цивилизация на Земле
Приблизительно во второй половине четвертого тысячелетия до нашей эры на землях Южной Месопотамии появились шумеры - первая цивилизация на Земле , народ которой в более поздние этапы развития своего государства именовался “черноголовыми”. Это был народ лингвистически, культурно и этнически чуждый семитским племенам, заселявшим в ту эпоху Северную Месопотамию. Как пример, шумерский язык, с его удивительной грамматикой, не был родственным ни одному из известных на сегодняшний день языков. Шумеры относились к средиземноморской расе. Попытки отыскать первоначальную родину, дом этого народа, до сих пор оканчивались неудачей. Вероятно, страна, откуда в Междуречье пришли шумерские племена, культура древнего шумера, находилась где-то на территории Азии, скорее всего, в горных районах, однако, предположений этой теории на сегодняшний день не было обнаружено.
Свидетельством того, что шумеры первой цивилизации на Земле пришли именно с гор является способ, при помощи которого они возводили свои храмы на искусственных насыпях или сложенных кирпичах и глиняных блоках. Едва ли подобный способ строительства мог возникнуть у народа, обитавшего в равнинных землях. Еще одним не менее важным свидетельством горного происхождения шумер, первой цивилизации Земли, является тот факт, что в их языке слова “гора” и “страна” пишутся одинаково.
Существуют и версии, согласно которым шумерские племена приплыли в Месопотамию морскими путями. Исследователей на такую мысль натолкнул образ жизни древнего народа. Во-первых, их поселения в своем большинстве образовывались в устьях рек. Во-вторых, в их пантеоне главное место занимали боги водной или приближенной к воде стихии. В-третьих, шумеры, первая цивилизация на Земле, только прибыв в Месопотамию, сразу же занялись развитием мореходного дела, строительством портов и обустройством речных каналов.
Научные раскопки показывают, что первые шумерские жители, прибывшие в Месопотамию, составляли относительно небольшую группу людей. Это опять-таки свидетельствует в пользу морской теории появления шумерского народа, поскольку возможностью массовой миграции по морю в те времена не обладала не одна народность. В одном из эпосов шумер упоминается некий остров Дильмун, являвшийся их родиной. К сожалению, в этом эпосе не говориться ни того, где бы остров мог находиться, ни того, каким климатом он обладал.
Прибыв в Месопотамии и обосновавшись в устьях рек, шумеры, первая цивилизация на Земле, овладели городом Эреду. Считается, что исторически именно этот город являлся их первым поселением, колыбелью будущего великого государства. Уже спустя несколько лет шумерский народ начал целенаправленное расширение своих владений, двинувшись вглубь Месопотамской равнины и возведя там еще несколько новых городищ.
Из данных Бероса известно, что шумерскими жрецами история их государства была разделена на два крупных периода: до потопа и после него. В историческом труде Бероса отмечено 10 великих царей, правивших страною до пота. Схожие цифры представлены и в древнем шумерском тексте от 21 века до нашей эры, в так называемом “Царском списке”. Кроме Эреду к числу крупных шумерских поселений можно также отнести Бад-Тибиру, Ларак, Сиппар и Шуруппак. Древнейшая история шумера велика, шумерский народ смог практически полностью подчинить себе древнюю Месопотамию, однако им так и не удалось вытеснить с этих земель местное поселение. Возможно, это было сделано намеренно, поскольку известно, что культура шумеров в буквальном смысле поглотила искусство народов, проживавших на завоеванных им землях. Родственность культуры, религиозных верований, политической и общественной организации между различными шумерскими городами-государствами вовсе не доказывает их общность и целостность. Даже наоборот, предполагается, что с самого начала экспансии земель Месопотамии, шумеры, первая цивилизация на Земле, страдали от регулярных междоусобиц и перебранок между правителями отдельных поселений.
Древние шумеры, этапы развития государства
Приблизительно в начале третьего тысячелетия до нашей эры в Междуречье существовало около 150-ти городов-государств и поселений. Окрестные мелкие деревни и города, которые строили древние шумеры, подчинялись крупным центрам, во главе которых стояли правители, зачастую также являвшиеся военачальниками и верховными жрецами религии. Эти своеобразные государства, провинции, которые объединяли древние шумеры, назеваются “номы”. На сегодняшний день известно о таких номах, существовавших в начале Раннединастического периода шумерской империи:
Эшнунна. Этот ном располагался в долине реки Диялы.
Неизвестный ном, располагавшийся на канале Ирнина. Первоначальными центрами этого нома являлись города Джедет-Наср и Телль-Укайр, однако позже центром провинции стал город Куту.
Сиппар. Древние шумеры возвели этот ном чуть выше раздвоения Евфрата.
Кеш. Располагался также в районе Евфрата, но уже ниже соединения с Ирниной.
Киш. Еще один ном, возведенный в районе соединения Евфрата и Ирнины.
Ур. Этот ном располагался в устье Евфрата.
Шурппак. Располагался в долине Евфрата.
Ниппур. Ном, возведенный по соседству с Шурппаком.
Урук. Ном, который древние шумеры возвели ниже нома Шуруппака.
Умма. Располагался в районе Интурунгале. В месте, где от него отделялся канал И-нина-гена.
Адаб. Шумеры основали этот ном на верхнем участке Интурунгаля.
Ларак (ном и городо). Располагался в русле канала между рекой Тигр и каналом И-нина-гена.
Возвели великое множество городов и не меньшее количество номов, просуществовавших несколько сотен лет. Это далеко не все номы, основанные древними шумерами, однако, это точно наиболее влиятельные. Из городов же шумерского народа вне территории Нижней Месопотамии следует выделить Мари, который шумеры построили на Евфрате, Дер, располагавшийся к востоку от Тигра и Ашшур, что на Среднем Тигре.
Культовым же центром древних шумеров на востоке являлся город Ниппур. Вероятно, что первоначальное название этого поселения звучало не иначе как Шумеры, что созвучно с именем самого древнего народа. Ниппур был примечателен тем, что на его территории располагался Э-кур - некий храм главного шумерского бога Энлиля, который почитался как верховное божество в течение долгих тысячелетий всеми древними шумерами и даже соседствующими с ними народностями, например, аккадцами. Однако, Ниппур ни в коем случае не являлся политическим центром древнего государства. Древние шумеры воспринимали этот город скорее как некий религиозный центр, в который сотнями шли люди, дабы помолиться Энлилю.
“Царский список”, являющийся, пожалуй, наиболее подробным источником сведений об истории древнего государство, которое возвели древние шумеры, показывает, что главнейшими поселениями в нижней части Месопотами являлись города Киш, господствовавший над сетью речных каналов Евфрат-Ирнина, Ур и Урук, покровительствовавшие над югом нижней Месопотамии. Шумеры, первая цивилизация, так распределили власть между городищами, что вне зоны влияния этих городов (Ур, Урук и Киш) находились только города долины реки Диялы, например, город Эшнунна и несколько других поселений.
Шумеры, поздние этапы развития древнего государства
Важным этапом в истории шумерской империи стало поражение Аги под стенами города Урука, которое привело к нашествию эламитов, покоренных отцом этого правителя. Шумеры - цивилизация с многовековой историей, к сожалению, окончившейся весьма печально. Шумеры уважали свои традиции. Согласно одной из них после первой династии Киша на трон был помещен представитель династии эламского города Авана, которая также властвовала в северной части Двуречья. Та часть списка, где по идее должны были располагаться имена царей, шумеров, династии Авана серьезно повреждена, однако, вероятно первым новым правителем стал царь Месалим.
Шумеры были практичными. Так, на юге параллельно новой династии Авана продолжала властвовать первая династия Урука, под покровительством Гильгамеша. Шумеры, потомки Гильгамеша, сумели сплотить вокруг себя несколько весьма крупных городов-государств, основав своеобразный военный союз. Этот союз объединял под собою практически все государства, которые строили Шумеры в южных землях Нижней Месопотамии. Это городища расположенные в долине Евфрата ниже Ниппура, те, что были в И-нина-гене и Итурунгале: Адаб, Ниппур, Лагаш, Урук и группа других значимых поселений. Если взять во внимание те территории, где покровительствовали шумеры и где, вероятно, покровительствовал сою, то возникает довольно значительная вероятность, что союз этот был сформирован еще до того, как на трон в Эльмуре взошел Месалим. Известно, что шумеры и их земли при Миссалиме, в частности территории Итурунгаль и И-нина-гена, представляли собой раздробленные государства, а не одно могучее военное объединение.
Правители номов (провинции, что возводили шумеры) и подвластных им поселений в отличиеот царей Урука не нарекали себя титулом “эн” (культурный вождь нома). Эти шумеры, бывшие царями и жрецами, называли себя энсиа или энси. По всей видимости, этот термин звучал как “господин” или “правящий жрец”. Однако, эти энси зачастую выполняли культовые роли, например шумеры-цари, могли быть военачальниками и выполнять определенные функцию по управлению войском, находившимся под властью его нома. Некоторые шумеры - правители номов заходили еще дальше и нарекали себя лугалями - военными вождями номов. Зачастую это выражало претензию данного правителя шумеров на независимость, причем не только его нома, но и его города в качестве самостоятельного государства. Такой военный вождь узурпатор именовал себя впоследствии лугалем нома, либо лугалем Киша, если он претендовал на гегемонию в северных землях шумеров.
Для получения титула самостоятельного лугаля требовалось признания от самого верховного провителя в Ниппуре, как центре культурного союза, который обосновали шумеры и соседствующие с ними народы. Остальные же лугали по своим функция мало чем отличались от простых энси. Примечательно, что шумеры в некоторых номах находились под властью одних лишь энси. Так, например, происходило в Кисуре, Шуруппаке и Ниппуре, в то время как в других правили исключительно лугали. Ярким примером таких городов шумеров является поздний Ур. В редких случаях земли и простой народ, шумеры, управлялись совместно и лугалем и энси. Насколько известно такая практика применялась только в Лагаше и Уруке. Правители-шумеры в таких городах равномерно распределяли власть: один был главным жрецом, другой - военачальником.
Древний шумер, последние столетия государства
Третий и последний этап развития шумерской народности и цивилизации характеризуется стремительным ростом богатств и крупным имущественным расслоением, обусловленными социальными потрясениями, что переживал древний шумер и нестабильным военным положением Междуречья. Фактически все номы древнего государства были вовлечены в глобальное противостояние, причем воевали они друг с другом на протяжении многих лет. Попытки установить единоличную гегемонию в государстве древнего шумера предпринимались множественными номами, однако, ни одну из них нельзя назвать успешной.
Эта эпоха примечательна еще и тем, что на территории от Евфрата в южном и западном направлениях массово прорывались новые каналы, получившие названия Арахту, Ме-Энлила, Апкалату. Часть этих каналов достигала западных болот древнего шумера, а часть возводилась с целью орошения прилегающих земель. Прорывали правители шумерской народности, древний шумер, каналы и в юго-восточном направлении от Евфрата. Так, был построен канал Зуби, бравший свое начало в Евфрате чуть выше Ирнины. К слову, на этих канал были образованы и новые номы, впоследствии также вступившие в междоусобную борьбу за власть. Этими номами, что возвел древний шумер, были:
В первую очередь могучий Вавилон, ныне исключительно ассоциирующийся с шумерским народом.
Марад, что на Канале Ме-энлина.
Дильбат, что на канале Апкаллату. Ном находился под покровительством бога Ураша.
Пуш, на юго-восточном канале Зуби.
И последний - Казаллу. Его точное местоположение неизвестно. Богом этого нома являлся Нимушда.
Обновленная карта шумера включала все эти каналы и номы. Новые каналы также прорывали и на землях Лагаша, однако ничем особенным они не запомнились в истории. Стоит сказать, что вместе с номами появлялись и города древнего шумера, причем весьма крупные и влиятельные, например, все тот же Вавилон. Массовое строительство привело к тому, что некоторые новоиспеченные города-государства ниже Ниппура решали заявить о независимом существовании и вступали в политическую и ресурсную войну за обладанием каналами. Из таких независимых городов следует выделить город Кисура, шумеры называли этот город “граница”. Интересно, что значительная часть поселений, появившихся в последний этап развития шумерской империи, не поддается к локализации.
Еще одним важным событием третьего этапа раннединастического периода государства древний шумер является набег города Мари на южные территории Междуречья. Это военное действо приблизительно совпало с концом правления эламского Авана на севере нижней части Месопотамии и с окончательным прекращением существования первой династии Урака на юге шумерской империи. Существует ли какая-то связь между этими события, трудно сказать.
После заката в свое время могущественнейших династий, которым подчинялись шумеры, на севере стран вспыхнул новый конфликт между новыми династиями и семьями. К числу этих династий относились: вторая династия Киша и династия Акшака. Значительная часть имен правителей этих династий, упомянутых в “Царском списке”, имеет аккадские, восточносемитские корни. Возможно, что обе династии были аккадского происхождения, шумеры и аккадцы регулярно сталкивались в таких семейных войнах. Аккадцы, к слову, были степными кочевниками, пришедшими, по всей видимости, из Аравии и поселившиеся в Месопотамии приблизительно в одно время с шумерским народом. Эти племена сумели проникнуть в центральные земли Месопотамии, осесть там и развить культуру, основывающуюся на земледелии. Рисунки шумеров, раскопки и исследования говорят, что примерно к середине третьего тысячелетия до нашей эры аккадцы утвердили свою власть, по крайней мере, в двух крупных городах центральных земель Междуречья (города Акше и Кише). Однако, даже эти племена аккадцами не могли состязаться в военной, экономической и какой-либо другой мощи с новыми правителями юга, коими являлись лугали Ура.
Согласно эпосу, что создал древний шумер в районе 2600 года до нашей эры, народы шумерской группы были полностью объединены под властью Гильгамеша, царя Урука, позже отдавшего бразды правлении Уру и его династии. После этих событий трон был захвачен узурпатором Лугальаннемунду, правителем Адаба, подчинившим древний шумер от Средиземного моря до юга современных территорий Ирана. Ближе к концу 24 столетия до нашей эры новый правитель - император Уммы расширяет и без того обширные владения вплоть до Персидского залива.
Конечной точкой развития шумерской империи считается военная операция, предпринятая аккадским правителем Шаррумкеном, также известным как Саргон Великий. Этот царь сумел полностью завоевать земли шумерского народа и подчинить себе власть в древней Месопотамии. В середине второго тысячелетия до нашей эры государство шумер, находившееся под властью аккадцев, было порабощено набравшим силу Вавилоном. Закончили свое существование древние шумеры, Вавилон занял их место. Однако, уже до этого шумерский язык утратил статус государственно, семьи с шумерскими корнями подвергались гонениями, а местная религия пережила серьезным реформациям.
Цивилизация шумеров и их культура
Язык шумерского народа обладает агглютинативной структурой. Его корни, как и в целом, родственные связи, не были установлены. существовала многие тысячелетия назад, поэтому не удивительно, что на данный момент научным сообществом рассматривается целый ряд гипотез, однако, среди которых нет ни одной подтвержденной фактами.
Письменность шумер в своей основе содержит пиктограммы. По сути, она весьма похожа на египетскую клинопись, однако это лишь первое впечатление, на деле они значительно разнятся. Вначале письменность, которую создала цивилизация шумеров, насчитывала около 1000 всевозможных символов и знаков. Однако, со временем их количество уменьшилось до 600. Некоторые из символов имели двойное, и даже тройное значение, в то время как другие на письме несли одно-единственное значение. В контексте письма, что создала цивилизация шумеров, ни для самих жителей древней империи, ни для современных ученых не составляет труда определить единственно верное значение слова, которое первоначально несет двойное или тройное значение.
Язык шумер может похвастаться и наличием множественных односложных слов. Что в некоторой степени усложняет работу для переводчиков и исследователей, а в некоторых случаях усложнят процесс транскрипции древних записей.
Обладала особенностями и архитектура, созданная цивилизацией шумеров. В Междуречье было мало камня и деревьев, привычных материалов, используемых в строительстве. По этой причине первыми материалами, которые цивилизация шумеров приспособила для строительства, стали сырцовые кирпичи из специальной глиняной смеси. Основу архитектуры Двуречья составляли дворцы, то есть светские постройки и религиозные сооружения, то есть зиккураты (местные аналоги церквей и храмов по совместительству). Первые постройки, дошедшие до наших дней и руку к которым приложила цивилизация шумеров, датируются 4-3 тысячелетием до нашей эры. В своем большинстве это религиозные сооружения, грандиозные некогда башни, именующиеся зиккуратами, что в переводе “святая гора”. Выполнены они в квадратной форме и внешне напоминают ступенчатые пирамиды, например те, что строили индейцы майя и в целом Юкатана. Ступени постройки соединялись лестницами, ведущими в храм на вершине. Стены сооружения окрашивались в традиционный черный цвет, в более редких случаях - в красный или белый.
Отличительной чертой архитектуры, которую выработала цивилизация шумеров, также является развивавшееся до 4 тысячелетие до нашей эры строительство на искусственных платформах. Благодаря такому необычному способу строительства жители древней империи могли обезопасить свое жилище от сырости почвы, естественных повреждений, а также сделать его видимым для окружающих. Не менее значимой особенностью архитектурного стиля, что создала древняя цивилизация шумеров, являются ломаные линии стен. Окна, в тех случаях, когда они делались, располагались в верхней части конструкции и внешне напоминали узкие щели. Основным источником света в помещении зачастую выступал дверной проем или дополнительное отверстие на крыше. Пол в помещениях в своем большинстве был плоским, а постройки одноуровневыми. Это в частности относится к жилым конструкциям. Те же сооружения, что находились во владениях правящей династии цивилизации шумеров, всегда отличались своей грандиозность и броскостью.
Последнее о чем стоит сказать - это литература шумерского государства. Одним из ярчайших примеров литературы этого народа является “Эпос о Гильгамеше”, включавший в себе многочисленные легенды шумеров, переведенные на аккадский язык. Таблички с эпосом были обнаружены в хранилище, библиотеке царя Ашшурбанапала. Эпос повествует о великом царе города Урука Гильгамеше и его друге из диких племен Энкиду. Неординарная компания на протяжении рассказа путешествует по миру в поисках секрета бессмертия. История начинается в шумере , там же и заканчивается. Одна из глав эпоса рассказывает о великом потопе. В библии в буквальном смысле можно встретить цитаты и заимствования из этого произведения.
Вопрос 2. Шумерские города-государства
Около середины IV тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье появляются первые политические структуры в форме городов-государств. Примером их служит Урук. Общественным и хозяйственным центром Урука был храм в честь Ана, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства.
В IV тыс. до н. э. Урук являлся самым крупным городом региона, занимая площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В районе города находилось 120 различных поселений, что свидетельствовало о стремительном росте населения.
В Уруке располагалось несколько храмовых комплексов, а сами храмы отличались значительными размерами. Шумеры были великолепными строителями, хотя им не хватало камня и дерева. Для защиты от воздействия воды они облицовывали здания. Делали длинные глиняные конусы, обжигали их, красили в красный, белый или черный цвета, а затем вдавливали в глиняные стены, образуя красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку. Подобным образом был украшен красный дом Урука – место народных собраний и заседаний совета старейшин.
Огромным достижением Урукского периода было создание целой системы магистральных каналов в сочетании с продуманной агротехникой, на которой базировалась регулярное орошение полей.
В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства.
Своих залежей металлических руд в Месопотамии не было. Уже в первой половине III тыс. до н. э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.
Помимо Урука надо назвать шумерские города Киш, Ур, Лагаш, Эреду, Ларса, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур.
Город-государство – это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Обычно каждый такой город имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило приблизительно 40–50 тыс. человек.
Рис. 7. Древняя Месопотамия
Рис. 8. Древний храм Месопотамии
Ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе с жрецами. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.
Около 3000–2900 гг. до н. э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учет их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.
Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал «ночь» и тем самым также «черный», «темный», «больной», «болезнь», «темнота» и т. д. Знак ноги означал «идти», «ходить», «стоять», «приносить» и т. д.
Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны) – раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) – вождя-жреца и т. п. Скоро стали прибегать к ребусу. Ребусным способом писали целые слова, если соответствующее понятие трудно было передать рисунком.
Рис. 9. Таблички из Киша (3500 г. до н. э.)
Рис. 10. Табличка с древнейшей шумерской клинописью
Письменность была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии. Видимо, она была создана в одном центре, достаточно авторитетном, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, хотя между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни.
Возможно, таким центром, был город Ниппур, расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился храм бога Энлиля, которому поклонялись все «черноголовые», хотя каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза еще в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго.
Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упорядоченную систему передачи информации во времени и на расстоянии. Это произошло около 2400 г. до н. э. Первые шумерские записи фиксировали не исторические события или вехи биографий правителей, а просто данные хозяйственной отчетности. Сначала писали сверху вниз, столбцами, в виде вертикальных колонок, затем горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.
Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.
В первой половине III тыс. до н. э. в Шумере сложилось несколько политических центров. Для правителей государств Месопотамии в надписях того времени встречаются два различных титула лугаль и энси. Лугаль это ни от кого не зависимый глава города-государства, большой человек, как шумеры обычно называли царей. Энси это правитель города-государства, признавший над собой власть какого-либо другого политического центра. Такой правитель лишь исполнял роль верховного жреца в своем городе, а политическая власть находилась в руках у лугаля, которому энси подчинялся. Однако ни один лугаль не являлся царем над всеми другими городами Двуречья.
Правители городов-государств, как и в более древний период, вели ожесточенную борьбу между собой за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско правителей городов-государств на раннем этапе обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов. Вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.
Вначале, в XXVIII–XXVII вв. до н. э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и еще очень непрочно, ряд соседей – Лагаш, Ниппур и др.
В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура, чьи царские гробницы, раскопанные английским археологом Л. Вулли, были наполнены богатыми украшениями, драгоценностями, повозками и десятками сопогребенных, призванных сопровождать на тот свет повелителя.
XXVI в. до н. э. Из царской гробницы в Уре.
Рис. 11. Голова быка. Золото
Рис. 12. Кинжалы и ножны. Золото, кость
В могилах лежали печати, по которым удалось установить имена царя и царицы Ура, чьи погребения раскопал Л. Вулли. Царя звали Абарги, а царицу – Шу-бад. Как пример цилиндрических шумерских печатий можно привести следующее изображение.
Рис. 13. Резная цилиндрическая печать и оттиск с нее.
XXIV–XXII вв. до н. э. Камень, глина, гравюра
На рубеже XXV–XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш. Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров – Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. Но внутреннее положение Лагаша не было прочным. Более половины всей земли являлось собственностью правителя и его семьи. Ухудшилось положение общинников, которые были в долгах у знати. Возросли поборы, связанные с ростом государственного аппарата.
При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма.
Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси в 2312 г. до н. э., создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее всего 25 лет. Оно являлось лишь конфедераций городов-государств (номов), которую Лугальзагеси возглавил в качестве верховного жреца.
Затем последовали две попытки создания объединенного государства Месопотамии при Саргоне Аккадском и при III династии Ура. Этот процесс занял 313 лет.
О Саргоне (Шаррум-кен), имя которого переводится как «царь истинен», известно следующее предание. Подкидыш, воспитанный в семье водоноса, он стал личным слугой лугаля города Киша, а затем возвысил никому не известный город Аккад, создав там собственное царство. Саргон Древний – талантливый полководец и государственный деятель.
Объединив Аккад и Шумер, Саргон принялся укреплять государственную власть. При нем должность энси превратилась в наследственную, и это стало нормой. Была создана единая ирригационная система, которая регулировалась в общегосударственном масштабе. Кроме того, впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско.
Армия объединенного Двуречья насчитывала 5400 человек. Воины-профессионалы были расселены вокруг города Аккакда и полностью зависели от царя, подчиняясь только ему. Особенно большое значение придавалось лучникам – более динамичному и оперативному воинству, нежели копьеносцы и щитоносцы.
Опираясь на такую армию, Саргон и его преемники добились успехов и во внешней политике, покорив Сирию и Киликию.
При Саргоне утверждается деспотическая форма правления. Итогом 55-летнего правления Саргона (2316–2261 гг. д. н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Внук правителя Нарам-Суэн (2236–2200 гг. до н. э.) отбросил старый традиционный титул и стал называть себя царем четырех сторон света. Именно тогда Аккадское государство достигло своего апогея.
Нарам-Суэн принял меры, которые укрепили его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он посадил в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низвёл «энси» до положения чиновников. Опора на жречество стала ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество признало Нарам-Суэна «богом Аккада».
Однако в объединенной державе росло недовольство существовавшими порядками. Горные племена кутиев разгромили Аккадское царство. Шумерские города стремились обрести прежнюю независимость. Захватчики-кутии предпочитали находиться в пределах своей страны, управляя Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.
Одним из таких наместников, который, возможно, осуществлял власть над всем Шумером, был «энси» Лагаша Гудеа, правивший около 20 лет во второй половине XXII в. до н. э. Сохранились его скульптурные изображения, строительные и посвятительные надписи, ритуальные гимны и песни, из которых следует, что во времена Гудеа в Лагаше строились многочисленные храмы в честь местных и общешумерских богов, восстанавливались ирригационные сооружения, при этом на строительстве часто использовался труд рабов-чужеземцев.
Рис. 14. Статуя Гудеа, правителя Лагаша. XXI в. до н. э. Диорит, резец. Высота 46 см, ширина 33 см, глубина 22,5 см. Лувр, Париж
Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. Оно пало в результате сопротивления, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль. В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура – Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII – конец XXI в. до н. э.).
Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную форму древневосточной деспотии.
Деспотия – в переводе с греческого означает «неограниченная власть»; форма самодержавной власти.
Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырех стран света». Власть царя идеологически обосновывалась религией. Глава пантеона, общешумерский бог Энлиль, отождествленный с аккадским верховным богом Белом, считался царем богов и покровителем земного царя. Был составлен «Царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти на земле. Со времени правления Шульги (2093–2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.
Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезла и местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский – «энси», аккадский – «ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю.
Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был создан один из древнейших судебников в мире – законы Шульги. Многочисленные писцы и чиновники разрабатывали дальнейшие нормы трудовых повинностей и пищевого довольствия, учитывали мельчайшие изменения в хозяйственной деятельности и положении людей, составляли всевозможные отчеты и справки. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии III династии Ура.
Рис. 15. Белый храм и зиккурат в Уре. Реконструкция. XXI в. до н. э. Камень. Основание 56 х 52 м, высота 21 м. Ур, Ирак
Однако с течением времени в государстве накапливались многочисленные проблемы, росло недовольство населения. Началось отпадение отдельных городов, например Иссина, Эшнуны. В таких условиях оказалось сложно выстроить оборону и дать отпор новой волне кочевников-амореев и восточному государству Элам. Именно эламиты разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен последнего представителя царской династии (2003 г. д. н. э.). Сохранившиеся литературные произведения, так называемые «Плачи» над гибелью Ура, Аккада, Ниппура, как реквием звучат над сошедшим на рубеже III–II тысячелетий д. н. э. со страниц истории Шумеро-Аккадским царством.
Подводя итог существования ранних городов-государств, можно отметить следующее.
Для III тыс. д. н. э. был характерным экономический подъём. Это произошло благодаря развитию земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. К концу периода создается обширная оросительная сеть в масштабах всей южной части страны.
Высокого уровня достигло ремесло. На первом месте стоит металлургическое производство. Из меди шумеры изготовляли различные орудия труда и оружие, научились также получать бронзу. Из меди, золота и серебра делали украшения, а также сосуды и светильники. Шумерскому обществу был известен способ изготовления фаянса, стекла. Возможно, обнаруженный при раскопках Эреду, хранящийся в Британском музее, – самый древний стеклянный слиток. Он датируется первой половиной III тысячелетия д. н. э.
В этот период произошло отделение торговли от ремесла. Ремесла и торговля сосредоточиваются в городских центрах, растет площадь городов, увеличивается число их жителей. Из общин выделяются специальные торговцы – тамкары, которые занимаются обменом товаров и продуктов. Мерилом стоимости при этом служат зерно и скот, но используется уже и металлический эквивалент – медь и серебро. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем, Ираном, островами и побережьем Персидского залива. Шумерские города выводят торговые колонии вплоть до северных и восточных пределов Месопотамии.
Рассматривая социальную структуру общества шумерских городов-государств, следует отметить наличие рабов. Основным источником рабства являлась война. Рабов клеймили, содержали в колодках, нередко они работали под контролем надзирателей, подвергались побоям. Рабы были храмовыми и частновладельческими. В храмах рабов использовали не только на тяжелых работах, но и в культовых церемониях, например как певчих. Храмы владели значительным количеством рабов (около 100–200). В частных хозяйствах их число было небольшим (1–3), а в хозяйствах правителя – несколько десятков.
Предполагают, что в целом, например, в Лагашском государстве на 80-100 тыс. свободных приходилось более 30 тыс. рабов, в Шуруппаке на 30–40 тыс. свободных – 2–3 тыс. рабов. Рабы стоили от 15 до 23 сиклей серебра (1 сикль примерно 8 г).
Иерархичность общества проявлялась в наличии и других категорий населения. Было много подневольных работников: разорившиеся и лишившиеся своих наделов общинники, младшие члены бедных семей, лица, пожертвованные в храмы по обету, пришельцы из других общин, совершившие те или иные преступления граждане. Такие подневольные работники трудились рядом с рабами как в храмовых, так и в частных хозяйствах, их положение было близким к рабскому.
Верхушку шумерского общества составляла родовая знать, высшее жречество, представители администрации, образующие служилую знать, значение которой все более возрастало. Все они обладали крупными участками земли, десятками рабов и подневольных работников.
Примерно половину населения в шумерском городе-государстве составляли рядовые общинники, владевшие небольшими наделами общинной земли, объединенными в территориальные и большесемейные общины.
Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община. Эта земля могла продаваться и покупаться, а, следовательно, могли быть созданы крупные земельные владения у отдельных лиц. Другая часть составляла фонд храмовой земли. Эти земли могли отдаваться в пользование и аренду.
Политические структуры шумерского общества были представлены выборной должностью «эн» – верховный жрец (иногда жрица), руководителя города. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью.
Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо – военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов – основы будущей армии.
В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «эн-си», либо «лугаль». Термин «энси» примерно переводится как «жрец-строитель». Власть «энси» была выборной, и его правление в связи с этим называлось «чередом».
Функции «лугаля» в основном совпадали с функциями «энси», но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул, обычно принимаемый правителями крупных городов, а иногда даже их объединений и связанный с военными полномочиями и большей полнотой власти.
На протяжении всего III тыс. функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов. В их полномочия входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом.
Однако затем роль народных собраний падает, должность руководителя становится наследственной, и сам характер монархической власти приобретает черты деспотии. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Он являлся собственником всех земель, во время войны был верховным главнокомандующим, выполнял функции верховного жреца и судьи. К нему стекались налоги.
Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Деспот это бог в человеческом облике. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему. Мощный аппарат чиновников контролировал и считал, взимал налоги и осуществлял суд, организовывал сельскохозяйственные и ремесленные работы, следил за состоянием ирригационной системы, набирал ополчение для военных походов.
Опорой власти правителя становится формирующаяся армия, прошедшая длительный путь развития от народного ополчения через аристократические дружины до создания постоянного войска, находящегося на государственном обеспечении.
Армия в этот период состояла из нескольких родов войск. Во-первых, из отрядов колесничих (в колесницы запрягались ослы или онагры), вооруженных копьями и дротиками. Во-вторых, из тяжеловооруженных пехотинцев-копейщиков в своеобразных «панцирях» (кожаных или войлочных плащах с металлическими бляхами), защищенных тяжелыми щитами в рост человека. В-третьих, из легковооруженных пехотинцев с защитной перевязью через плечо, обшитой бляхами, с легкими копьями и боевыми топорами. Все воины имели шлемы и кинжалы.
Армия была хорошо обученной и достигала нескольких тысяч человек (например, в Лагаше 5–6 тыс.).
Города-государства существовали в Месопотамии на протяжении почти всего III тыс. д.н. э. Низкий уровень экономического развития, позволявший осуществлять производство и обмен продуктов лишь внутри небольшого территориального объединения, отсутствие необходимости в широких экономических связях, еще не развившиеся социальные противоречия, небольшое количество рабов и патриархальный способ их эксплуатации, до определенного времени не требовавший масштабных средств насилия, отсутствие могущественных внешних врагов – все это способствовало, сохранению небольших городов-государств на территории Южной Месопотамии.
Самым древним городом шумеры считали южный город Эреду (в переводе – «Добрый город»), куда они, по преданию, переселились с острова Дильмун (совр. Бахрейн) в Персидском заливе. Наряду с ним в древнейших документах упоминаются Сиппар на севере и Шурупак на юге.
Рис. 16
Город Вавилон не играл значительной роли. Но именно он становится важнейшим центром Месопотамии во II тыс. д. н. э., объединившем весь регион под своей властью.
Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег УсмановичВопрос 2. Города и новые явления социально-экономических отношений Рубежным для развития средневековой Европы многие историки считают XI столетие, когда в большинстве стран Западной Европы в основном уже сложились города, центры ремесла и обмена, а также широко развилось
Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина СергеевнаЛекция 2: Города-государства Шумера. Создание упорядоченной ирригации в низовье Евфрата.Во вводной лекции к этому разделу было рассказано о ходе возникновения первого классового общества и о том специфическом пути его развития, который сложился в нижней части долины
Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь ЯковлевичГорода-государства Древней Руси Что же из себя представляли эти социальные организмы? Ядро города-государства XI–XII вв. составлял старейший город - прежнее средоточие союза племен или крупного племени. Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение
автора Коннолли ПитерПитер Коннолли Греция и Рим. Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков ГРЕЦИЯ И МАКЕДОНИЯ. ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА В 800-360 ГГ. ДО Н.Э. ВОЮЮЩИЕ ГОСУДАРСТВА Введение Вскоре после 1200 г. до н.э. великая цивилизация эпохи бронзы, которая в течение нескольких столетий
Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли ПитерГорода-государства Фортификация неразрывно связана с искусством ведения осады. Усовершенствование этого искусства неизбежно вызывает изменения в строительстве укреплений, а потому обе эти стороны военного дела рассматриваются здесь вместе. Ранние греческие
автора Коннолли ПитерГРЕЦИЯ И МАКЕДОНИЯ. ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА В 800-360 ГГ. ДО Н.Э. ВОЮЮЩИЕ ГОСУДАРСТВА Введение Вскоре после 1200 г. до н.э. великая цивилизация эпохи бронзы, которая в течение нескольких столетий процветала в Греции, начала приходить в упадок и в конце концов погибла. На юг хлынули
Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли ПитерГорода-государства Фортификация неразрывно связана с искусством ведения осады. Усовершенствование этого искусства неизбежно вызывает изменения в строительстве укреплений, а потому обе эти стороны военного дела рассматриваются здесь вместе. Ранние греческие
автора Авдиев Всеволод ИгоревичДревнейшие города и государства Индия была населена с древнейших времён. Археологические раскопки, произведённые в различных местностях Индии, указывают на это с полной ясностью.В провинции Мадрас, в округе Беллари, была найдена мастерская горшечника времени неолита, а
Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий ИвановичГлава 7 Шумерские города: Ур халдеев Шумерская цивилизация, – отмечает С.Н. Крамер, – по характеру была преимущественно городской, хотя и основывалась скорее на сельском хозяйстве, нежели на промышленности». Страна Шумер в III тыс. до н. э. состояла из дюжины
Из книги Принуждение, капитал и европейские государства. 990– 1992 гг автора Тилли ЧарльзГорода и государства Европы
Из книги Древние города и Библейская археология. Монография автора Опарин Алексей Анатольевич Из книги История Древнего Востока автора Деопик Дега ВитальевичГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ШУМЕРОВ В III ТЫС. ДО Р. Х. 1а. Население Южной Месопотамии; общий облик. 2. Протописьменный период (2900-2750). 2а. Письменность. 2б. Социальная структура. 2в. Экономические отношения. 2г. Религия и культура. 3. Раннединастический период I (2750-2600).
Из книги Гибель императорской России. Воспоминания автора Курлов Павел ГригорьевичXXII. Вопрос об эвакуации города Риги Вопрос об эвакуации торговых и промышленных предприятий города Риги. Пререкания по этому вопросу в Петрограде. Генерал Залюбовский и его роль в эвакуации Риги, Нападки на меня по этому поводу в Государственной Думе. Оставление
автора Коллектив авторов2. АНТИЧНЫЕ ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД С VI ПО II В. ДО Н. Э Основные этапы развития городов - государств. В жизни северопричерноморских городов VI–II вв. до н. э. прослеживается несколько этапов. Самый ранний из них приходится на VI в. до н. э., когда произошло основание
Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов3. АНТИЧНЫЕ ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА В I В. ДО Н. Э. - IV В. Н. Э Северное Причерноморье в конце II в. до н. э. - IV в. н. э. Конец II–I в. до н. э. были для античных городов - государств Северного Причерноморья временем общего социально - экономического и политического кризиса.
Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий ПетровичАНТИЧНЫЕ ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА в I в. до н. э. - IV в. н. э. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ в конце II в. до н. э. - IV в. н. э. Конец II-I века до н. э. был для античных городов государств Северного Причерноморья временем общего кризиса. Внутренний кризис совпал с глубокими изменениями в их