Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси -
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: “Кругом белым-бело” -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие “светло” -
И увидишь: солнышко взошло
Если скажешь слово ты “темно”,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь “ароматно”, ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво”,
Пред тобою - сразу вся Россия!
Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар - священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный - мы не отразим во всей полноте его огромного значения. Сложно себе представить, как общались люди, когда средством коммуникации был не язык, а, к примеру, жесты или мимика. Наверняка, без языка сегодня мы бы не сумели передать настолько образно и ярко все наши эмоции, переживания и мысли, воплощая их в песни, стихи или прозу.
Духовное сокровище любой нации - это язык.
С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью и познавать окружающий мир. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.
С самого рождения необходимо заложить в душу ребенка это наследие - родной язык. Не зря в народе говорят, что без науки в жизни можно обойтись, а без родного языка - нет. И это именно так.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки - русский, английский, французский, немецкий, испанский. Есть государственные или официальные языки - польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном - 10 человек, на другом -100, на третьем - 1000, а на четвертом - 10.000…
Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка....
История возникновения праздника родного языка.
Как и любое торжество, этот международный день имеет свою историческую подоплеку. В 1952 году в Пакистане студенты из Университета Дакки принимали участие в демонстрации против языка урду. Большинство говорило на бенгальском диалекте, поэтому именно этот язык митингующие требовали признать государственным. Однако к ним не только не прислушались, но и стали стрелять. В итоге были убиты четверо студентов-активистов. После гибели этих и других жителей Пакистана, а также ряда волнений и освободительных движений, бенгальский язык был объявлен официальным языком в стране. Борьба за право пользоваться привычной с детства манерой общения, увенчалась успехом.
Впоследствии, по инициативе страны Бангладеш, (признанной в 1971 году независимым государством), организация ЮНЕСКО провозгласила дату 21 февраля как Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире уже 14 лет.
День родного языка в России
В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.В России государственным является один язык - русский. В нашей стране любовь к родному языку можно сравнить с чувством истинного патриотизма, который пронизывает всё и каждого из нас. Особенно если речь идет об исконно славянских ценностях, к коим мы с уверенностью можем отнести и русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч!
Могуч и прекрасен наш родной русский язык.
Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.
" Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина".
Константин Ушинский
"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
Алексей Николаевич Толстой
С благоговением относился к родному языку
Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его.Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
В нём каждое слово - бесценный алмаз.
В нём каждая песня - красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.
Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.
Русские пословицы о слове.
Сначала подумай - потом говори.
Не храбрись словом, а покажи делом.
Меньше говори - больше дела твори.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
На нашей планете живут люди с разным цветом кожи, с разной историей, разными обычаями и традициями, и говорят они на разных языках. Каждый народ бережёт свой язык, свою речь - это его культура.
Ушинский отмечал: «Когда исчезает язык — народа нет больше!»
Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
20 занимательных и неожиданных фактов о русском языке, которые вы наверняка не знали:
Большинство слов с буквой «Ф» в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» — флот.
В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы «Й». Но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город «Йошкар-Ола». В русском языке есть слова на «Ы». Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и «змееед».
В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.
Единственное слово русского языка, которое не имеет корня — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср.снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в «сунуть», «дунуть»).
Единственное односложное прилагательное в русском языке — это «злой».
В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и-, — итог и итого и а- — авось (устар. а вось «а вось не повезёт»), образовавшимися от союзов «и» и «а».
Слова «бык» и «пчела» — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово «пчела» писалось как «бъчела». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.
Даль предлагал заменить иностранное слово «атмосфера» на русские «колоземица» или «мироколица».
До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо «рентгеноэлектрокардиографического», в издании 2003 года «превысокомногорассмотрительствующий».
В Грамматическом словаре русского языка А.А. Зализняка издания 2003 самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме — это прилагательное «частнопредпринимательский». Состоит из 25 букв.
Самые длинные глаголы — «переосвидетельствоваться», «субстанционализироваться» и «интернационализироваться» (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись по 25 букв).
Самые длинные существительные — «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство» (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, «человеконенавистничество» практически не употребляется в мн. ч.).
Самые длинные одушевлённые существительные — «одиннадцатиклассница» и «делопроизводительница» (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).
Самое длинное наречие, фиксируемое словарём — «неудовлетворительно» (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е, далеко не всегда фиксируемые словарём.
Самое длинное междометие, включённое в Грамматический словарь — «физкульт-привет» (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
Слово «соответственно» является самым длинным предлогом и самым длинным союзом одновременно. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица «исключительно» на букву короче.
В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: «победить». Он победит, ты победишь, я… победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.
Татьяна Щербинина
Уважаемые коллеги, хочу представить тематическое мероприятие , которое было организовано и проведено с участием родителей у нас в подготовительной группе.
Провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении праздника , в ходе которого воспитанники знакомятся с красотой и величием русского языка и культуры .
Цель и задачи : Создать условия для познавательно-речевого развития детей; формировать бережное отношение, как к родному , так и другим языкам , гордость за свой родной русский язык , чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре; воспитывать патриотизм, толерантность; способствовать развитию нравственных качеств характера; развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство; раскрывать таланты воспитанников.
Педагог : Сегодня, ребята, особенный праздник : Международный день родного языка . Отмечают его не только в России, но и во всех странах мира : Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии.
Всем народам мира он очень дорог. Ведь самый понятный и родной язык для каждого человека - тот, на котором он начал говорить первые в своей жизни слова. На каком языке разговариваем мы с вами?
Дети : На русском.
Педагог : А какое первое слово произносит ребенок?
Дети : Мама.
Педагог : По-немецки это звучит как "мутер", по-английски - "мазер", по-французски - "маман". Мы споем песню о самом дорогом и любимом человеке - маме.
(Дети исполняют "Песню о маме", сл. М. С. Пляцковского, муз. М. Парцхаладзе)
Педагог : Родной язык . Как вы думаете, для чего он нужен людям? Когда возник? Как разговаривали люди, жившие столетия назад? Мы спросим об этом ученого - магистра лингвистических наук.
Магистр (родитель) : Довожу до вашего сведения, что слово "алфавит" пришло к нам из греческого языка . В греческом языке первая буква называется "альфа", а вторая "вита" - из них и получилось слово "алфавит". А теперь назовите, пожалуйста, известные вам буквы алфавита!
Дети называют буквы и показывают на стенде, расположенном в зале.
Магистр : Позвольте предложить вам чудесную игру "Живые буквы".
(Дети берут у Магистра таблички с буквами и встают так, чтобы собрать слова "мама", "мир", "родина").
Под музыку появляется госпожа Пословица (учитель - логопед) .
Госпожа Пословица : Здравствуйте, ребятушки! Я - госпожа Пословица! К вам пришла, короб пословиц и поговорок принесла! А вы меня слушайте внимательно!
Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.
Родной язык - народа достояние ,
Он с детства каждому из нас знаком.
Стихи и проза, сказки и предания -
Всё мило нам на языке родном !
Магистр : Позвольте, госпожа Пословица! Мы с детьми ведем беседу об "алфавите"!
Госпожа Пословица : Да, тогда я об азбуке детям расскажу. Слово "азбука" появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква "А" называлась тогда "аз", буква "Б" - "буки" - из них и получилось русское слово "азбука".
Магистр : Уважаемая! А слово "алфавит".
Педагог : Друзья, не спорьте, слово "алфавит" и "азбука" обозначают одно и тоже!
Госпожа Пословица : Как приятно! Доброе слово сказать - что дождь в засуху!
Педагог : А наши дети о добрых словах тоже знают пословицы.
Дети называют известные им пословицы о добром слове :
Доброе слово железные ворота откроет!
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Доброе слово сказать - посошок в руки дать.
Доброе слово уймет злое.
Госпожа Пословица : Оно и правда! Пословица - это, дети, мудрость народная ! Веками русский народ сочинял и копил пословицы : пословица ведь не мимо молвится!
Поводим русский народный хоровод !
(Водят хоровод "Березка", муз. Потапенко)
Магистр : Хороши наши русские народные хороводы ! А давайте мои задания выполним. Похлопайте по количеству слогов в словах : "дети", "родина", "мама", "русские", "алфавит", "азбука".
(Дети выполняют задание) .
Магистр : А теперь задание для самых сообразительных. Решите мои ребусы :
(Предлагает детям карточки с изображением первой буквы и картинки : Ш - утка,
К - рот, Г - роза; с изображением картинки и последней буквы : рыба - К, стол - Б).
(Дети выполняют задание) .
Педагог : Молодцы, ребята! А загадки русские народные вы отгадаете ?
Послушайте : Не живое, а на всех языках говорит . (Эхо)
На страницах букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов - богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык )
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Педагог : Молодцы, ребята! Вы знаете наш родной русский язык !
Педагог : Могуч и прекрасен наш родной русский язык ! Существует много разных достойных высказываний о русском языке , но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.
(Показ презентации о русском языке ) .
"Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры : потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)
"Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык ". (Максим Горький)
"Русский народ создал русский язык - яркий , как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью : Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык ".
(Алексей Николаевич Толстой)
"Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык , этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием : в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!".
(Иван Сергеевич Тургенев)
С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык” , “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойствены “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.
Как же прекрасен родной мой язык ,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.
Педагог : Послушайте, что говорили о русском языке замечательные русские поэты.
(Читают дети)
1. Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.
2. В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -
3. Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык !
Магистр : Я вас поздравляю с праздником родного языка !
Госпожа Пословица : Ну что же, ребятишки,
Дарю вам всем по книжке.
В одной книжке - сказки,
В другой - вопросы и подсказки.
Третья - про звезды и небеса,
Четвертая - про другие чудеса.
А в этой, самой большой,
Ответ на вопрос найдешь ты любой.
Давайте почитаем и обо всем узнаем!
(Раздает детям книги в подарок, которые помогли приобрести родители) .
Спасибо всем, кто был на моей страничке! Удачи во всех делах!
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Беседа "Наш родной язык" (подготовительная группа)
Цели: познакомить детей с Днем родного языка; создать условия для обогащения духовного мира детей; формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти.
Задачи:
- разъяснить понятие родного языка;
- сформировать понятие родного языка;
- развивать любознательность и интерес к процессу познания;
- воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;
Форма организации : беседа.
Оборудование : глобус, географическая карта мира со странами, карта родного города, карточки с картинками (ПВФ Грамматика в картинках. Многозначные слова. Для игр и занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС).
Ход занятия
В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?
Д: Глобус!
В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Д: Это маленькая модель нашей планеты.
В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?
Д: Города, страны.
В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.
В: И в какой стране же мы с вами живем?
Д: В России.
В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?
Д: На русском.
В: В других странах тоже говорят на русском языке?
В: Давайте с вами подумаем на каком языке говорят на Украине (украинском), в Германии (немецком), в Англии (английском).
В: Для чего нам нужен язык?
Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.
В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Вот так писал о русском языке великий русский писательИ.С.Тургенев.
В: Теперь, я загадаю вам загадки, а вы должны мне ответить, что же в них зашифровано.
- Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
- Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю... (алфавит) - Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю...(точку)
Дети называют ответы.
В: Молодцы, вы справились!
Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в Гос. Думе, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.
Сейчас мы сыграем с вами в игру.
«Игра слов»
Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением.
– Холодный – горячий.
– Мокрый – сухой .
– Тихий – громкий.
– Тонкий – толстый …..
В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки.
«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!»
Так писала Анна Ахматова.
Игры «Многозначные слова».
У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.
- Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.
- Кран: водяной, строительный.
- Иголка: для шитья, у ежа.
- Лист: для рисования, на дереве.
- Лук: со стрелами, овощ.
Физкультминутка.
- Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены как при рукопожатии).
- Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся).
- Полотенцем вытираться.(Имитируя процесс вытирания, ладони потирают друг друга).
- Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).
- Дружно делаем зарядку! (Каждый пальчик массируется).
В: Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть о нашем языке. Вы знаете такие поговорки?
Д: Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой.
В: Хорошо. Вот еще:
– Язык острее битвы.
– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
– Дурное слово как смола: пристанет - не отлепишь.
– Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!
– Жало остро, а язык - острей того.
– За словом в карман не полезет.
– У языка зубы да губы два замка.
– Когда голова думает, язык отдыхает.
– Мал язык, да всем телом владеет.
– Мудра голова - короткий язык.
– Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
– Никто за язык не тянет.
Повторяем вместе с детьми эти пословицы несколько раз.
В: Дома вы с родителями должны будите выучить одну из этих пословиц на ваш выбор. А на следующем занятии мы с вами их повторим, только без шпаргалок.
Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном языке. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия.
Рефлексия.
О чем мы сегодня с вами разговаривали?
– О нашем родном языке.
Какой язык в нашей стране самый главный?
– Русский.
А когда празднуют день родного языка?
Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.
Звучит Гимн Российской Федерации.
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
В: Когда звучит гимн Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей; через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.
Задачи:
Образовательная:
— дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
— формировать у детей навыки слушательской культуры;
Развивающая:
— развивать у детей любознательность и интерес к языкам.
Воспитательная:
— воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
Предварительная работа:
за 1 неделю до проведения занятия каждому ребенку и его семье раздать по 1 листку цветной бумаги 10×10 см. Предложить всей семьей вместе подумать о том, какие есть добрые и хорошие слова. Написать эти слова на родном языке и выучить их с ребенком.Ход занятия
Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет
. — Что это? \Глобус\
А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\
— Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?
\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.\
— На глобусе мы можем увидеть все страны.
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?, в каком городе?
на каком языке мы с вами говорим?
А на каком языке говорят:
украинцы — украинском.
белорусы — белорусском.
поляки — польском.
немцы — немецком, и т.д.
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.
Сегодня мы будем говорить о Международный день родного языка языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь
Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.
Как он велик и необъятен,
Язык мой! Он родной,
Со всех сторон он мне приятен.
Он так могуч, такой живой!
О, как чудны его творенья,
Правописанье, говоренье!
Я с ним, как с воздухом, живу.
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу!
Со мной он всюду и везде,
Поможет в счастье и в беде.
Мой русский, мой родной язык,
Ты необъятен и велик!
Стихи (рассказывает ребенок)
Нет на свете Родины красивей –
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
Кремлевские звезды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
Загадки:
Воспитатель: Ребята, а загадки вы знаете?
Всегда во рту, а не проглотишь.
Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь - скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью — потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Игра «Подбери слово»
российский…(герб, флаг, дом, гимн)
русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)
Антонимы — слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:
Игра «Слова наоборот»
холодно — тепло: широкий- узкий, толстый — худой, горячий -холодный,
громкий – тихий день-ночь. хорошо — плохо.
длинный — короткий и т.д.
Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.
Любите свою родину свой язык и свой народ!
Жура — жура -журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил.
Крылья, ноги натрудил,
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края.
(П.Воронько)
Игра многозначные слова:
На столе разложены картинки, детям–дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).
ручка (рука,то, чем пишут, часть двери)
Кисть (часть руки, для рисования)
Лук (овощ, то, чем стреляют)
Кран (в ванне стоит, строительный)
Коса (прическа, то чем траву режут)
Молния
Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа
Игра на русском языке
: «Заря»Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется
«Пословицы и поговорки»
— Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.
— Язык острее бритвы.
— Язык до Киева доведёт.
— Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
— Язык мой — враг мой.
— Языком не спеши – спеши делом.
— Слушай больше, а говори меньше.
Выставка «Стена добрых слов»
Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами», которые они написали вместе с родителями. Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.
После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в группе. — Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке.
Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит…
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем - незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!
Шар земной, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома,
Дом на улочке одной
Неприметный, небольшой
Этот дом, страна, земля –
Это родина моя.
Наша родина – Россия,
Где в озёрах облака,
Где берёзки молодые
Нарядились в кружева.
Россия как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и горы,
Раздолье, русская душа.
Родина – это звёзды кремля
Родина – это леса и поля,
Родина – это трель соловья,
Это Великая наша Нева.
Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
Ведущий 1. В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию.
Ведущий 2. Знать чужие языки полезно и похвально,
Но родной язык беречь нужно изначально,
Чистоту его блюсти с самого рожденья,
На родном мы языке пишем поздравленья,
Объясняемся в любви, думаем, общаемся,
И писать на нем стихи от души стараемся.
Не загрязнять родной язык - наш священный долг,
В День родного языка - всех вас поздравляем!
Ведущий 1: Исәнмесез хөрмәтле педагоглар!
Бүген була КВН
Гаҗәп,күңелле уен.
Педагоглар көч сынаша,
Менә була тамаша!
Ведущий 2: Отбросьте грусть, плохое настроение
И улыбнитесь только на мгновение,
Улыбки все мы соберем в одну
И проведем задорную игру.
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем наш праздник. Думаете КВН и педагогика несовместимые вещи? Наши участники докажут вам обратное. Сегодня мы проведем творческую встречу с педагогами нашего детского сада. Итак, приветствуем участников КВН
(под музыку «Позывные КВН» входят участники и садятся на свои места).
Ведущий 2: Поприветствуем команду « Сипкелле кызлар »
Ведущий 1: Поприветствуем команду « Йолдызлар »
Ведущий 2: Как богат родной язык,
Он наш друг, и все мы верим
Знание родного языка
Поможет вам в победе.
День родного языка,
Отмечает вся земля,
В этот день календаря
Мы желаем вам друзья:
Удачи да везенья!
Успехов да веселья!
Ведущий 1: Разрешите представить вам наше компетентное глубокоуважаемое жюри:
заведующий детского сада – ……
Ведущий 2: В течение всей игры будет оцениваться активность, оригинальность поддержки болельщиков.
Ведущий 1: Приглашаем капитанов команд для жеребьевки последовательности выступления
I конкурс “ Приветствие”
Прошу обратить внимание жюри — максимум за конкурс 5 баллов.
Слово предоставляется первой команде.
II конкурс «Разминка» максимум за данный конкурс – 5 баллов.
Ведущий 2:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
а) Первая часть разминки: команды по одному говорят пословицы о языке.
б) Вторая часть конкурса: уважаемые команды, сейчас вы получите набор слов, из которых вам нужно будет составить высказывание о родном языке. (Члены команды должны составить данное высказывание)
Ведущий 1: Пока команды готовятся, проведем игру с болельщиками.
Скажи аналогичную пословицу на татарском языке.
1.Точить лясы. (Ләчтит сатарга)
2. При царе горохе. (Хан заманында)
3. После дождичка в четверг. (Кызыл кар яугач)
4. Грош цена. (Бәясе сукыр бер тиен)
5. Два сопага пара. (Чиләгенә күрә капкачы)
6. Попытка не пытка. (Ятып калганчы,атып кал)
7. Куча мала. (Чүп өстенә чүмәлә)
8. Бить в баклуши. (Трай тибәргә)
Ведущий 2. А сейчас слово предоставляется членам жюри.
Первый отрывок:
«Зайчиха разыскала валенки и надела на зайчонка. Он опять снял. И так несколько раз. День бегал, другой, а на третий день захромал и говорит матери: «Мама, мама ноги сильно болят…» (Абдулла Алиш «Глупый зайчонок»)
Второй отрывок:
« Кошка с нами ест и пьёт, с нами вместе спать идёт.
И работа есть у кошки – дом от мышек стережёт»
(Габдулла Тукай «Наша семья»)
Третий отрывок:
« Все – как снег, она одна,
Словно кровь была красна,
Вся поляна к ней теснилась:
Почему ты изменилась?» (Муса Джалиль «Красная ромашка»)
Четвертый отрывок:
«Не нужен ужин им и не нужна еда,
Одна лишь мысль у них: куда сбежать, куда?
Напасть пришла к волкам, ох, Господи, прости!
Как от напасти той им ноги унести?! (Габдулла Тукай «Коза и баран»)
Пятый отрывок:
Тихие сумерки, солнце садится
Слышно, как плачет какая- то птица.
Ку – ку, ку-ку,ку-ку. (Муса Джалиль «Кукушка»)
Шестой отрывок:
« Көннәр якты булсын өчен — Әни кирәк!
Йокы татлы булсын өчен Әни кирәк!
Җил яңгырдан саклар өчен Әни кирәк!
Усаллардан яклар өчен Әни кирәк!” (Роберт Миннуллин “Әни кирәк”)
Ведущий 2: Татар теле – туган тел,
Безнең газиз булган тел
Әти-әни, әби-бабай
Безне сөя торган тел.
Төрле исем йөртсəк тə без,
Төрле җирдə яшəсəк тə,
Тик бер генə туган телебез,
Тик бер генə туган илебез.
Музыкальная пауза – встречаем Улимову Гульназ Равилевна
V конкурс «Конкурс капитанов» Конкурс оценивается в 4 балла.
Конкурс капитанов состоит из двух частей:
1. Капитаны задают друг другу заранее подготовленные вопросы по очереди.(2 вопроса)
2. Просмотрев мультипликационный сюжет без звука, капитан с помощью команды озвучивает его. Просмотр сюжета 1-2 минуты, подготовка к озвучиванию 2-3 минуты. (В конкурсе участвуют только русскоязычные участники команды)
6. Отгадай кроссворд
Ведущий 2: Следующее задание – Отгадай кроссворд
Нам приятен звук родного языка,
Он, как музыка, приходит к нам в сердца!
Мы сегодня поздравляем земляков,
Тех, кто наш язык любить готов
Родной язык – подарок мамин,
Ключи от мирозданья и родник!
Он ум взрастил и дарит вдохновенье!
Он в цепь одну связует поколенья
7 Конкурс «Домашнее задание»
Максимум за этот конкурс 5 баллов.
Команды должны представить творческую интерпретацию сказки на татарский лад, с юмором и музыкальным сопровождением. Просим команды пройти за кулисы для подготовки к инсценировке.
Пока команды готовятся к инсценировке проводится
Игра со зрителями «Шарады»
Ведущий 1: Игра с болельщиками «Нинди тел?»
Какой наш язык, на котором говорили наши бабушки и дедушки, мамы и папы, говорим мы с вами: матур, туган, йомшак, бай, незатле – нежный, красивый, могучий, журчащий…
Ведущий 2: Команда « Сипкелле кызлар » инсценирует русскую народную сказку «Колобок»
Команда « Йолдызлар » инсценирует русскую народную сказку «Три сестры»
Ведущий 1: Просим членов жюри оценить выступления команд.
Ведущий 2: Благодарим команды за выступление и просим наше компетентное жюри выставить баллы за конкурс. (презентация)
Ведущий 1. Вот и подошла наша творческая встреча к завершению. В этой дружеской, теплой атмосфере соревновались две команды «Йолдызлар» и «Сипкелле кызлар». Хотелось бы предоставить заключительное слово жюри. (Подведение итогов.)
Ведущий 2: Умеешь говорить - ты человек,
Еще важнее думать научиться.
Язык отцов всегда родной навек,
Сегодня ему надо поклониться.
Родной язык - народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить!
В заключение звучит песня «Туган тел»