Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи в старшей группе: Сказочный лес
Цели:- Уточнить и расширить представление о живой и не живой природе;
- учить сочинять сказки, развивать воображение;
- формирование правильного словопроизношения, литературного произношения, темпа речи и качества голоса;
- воспитание выразительности речи, развитие речевого слуха, речевого дыхания, общей и мелкой моторики;
- закрепить умение определять эмоциональное состояние человека и передавать их в мимике, речи и движении;
- воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материал. Предметные картинки (животные, растения). Изображение планеты, цветка, трубочки, бумага, гуашь коричневая, аудиозапись «Звуки леса». Медали «Самый любознательный. Объемные предметы (дерево), картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками).
Предварительная работа. Беседа «Охрана природы», д/и «Что хорошо, что плохо» (правила поведения в природе), заучивания загадок, пальчиковых игр «Солнышко», «Птички», физминутка «Здравствуй солнце», развитие навыков кляксографии (занятие «Лес»).
Ход занятия.
1. Психогимнастика.-Ребята у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей.
-Давайте и мы выразим мимикой, жестами и словами наше гостеприимство (дети выражают свое гостеприимство).
- Молодцы! По выражению вашего лица, жестикуляции и даже движению тела гости легко догадались, что очень рады их видеть. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
2. Игра-массаж «Наши помощники»
-Ребята как вы думаете, какие помощники нам сегодня понадобятся?
-Давайте вспомним.
Будет сложная игра,
Думай, думай голова! (гладят по голове рукой)
Разминка для глаз,
Поиграем мы сейчас! (моргают глазами)
Надо руки вам размять
Будут пальчики играть. (сжимание и разжимание пальцев)
Каждый день, всегда везде
На занятиях, в игре,
Смело четко говори
И тихонечко сиди.
-Вот какие помощники нам сегодня нужны.
3. Сочиняем сказку «Когда исчезли деревья»
-Послушайте дети!
Вы видели когда нибудь лес?
Вы видели солнце на теплых полянах?
Деревья могучие полные тайн?
Росу на веселых зеленых кустах?
Ведь все это можно видеть.
Только в волшебном лесу.
-Я вам предлагаю сочинить сказку, под названием «Когда исчезли деревья»
-На одной большой планете, которая была очень похожа на нашу планету, жили-были люди, давайте придумаем название этой планете. (ответы детей – «Лесная», «Зеленая»).
-Там была так же природ, как и на нашей планете Шумели леса в которых жили разные животные, давайте их назовем. (дети называют животных).
Лес дарил людям ягоды, какие? (ответы детей), грибы, какие? (ответы детей)
-И был на этой планете много озер и рек, в которых жили разные рыбы, назовите их (ответы детей).
-Но люди этой планеты совсем не берегли природу. Они рубили деревья. Для чего они это делали? (ответы детей).
-В конце концов не осталось ни одного дерева, Жители этой планеты поныли, что натворили и обратились за помощью к маленькой колдуньи. Она согласилась им помочь.
-Я вам предлагаю отправиться в путешествие в эту сказку на «Лесную» планету и помочь маленькой волшебнице.
-Встаньте поудобнее, закройте глаза.
-И произнесите волшебные слова.
Мы отправляемся в путешествие,
Где ждут нас чудесные происшествия.
Раз, два, три все закружились, на лесной планете очутились.
4. Двигательное упражнение «По дорожке»
-Вот мы и попали в сказочную планету.
-Пора отправляться в дорогу и найти маленькую волшебницу.
-Вы готовы?
(дети идут по кругу под музыку, затем останавливаются и проговаривают слова)
Мы на миг закроем глазки,
Открываем вот мы и в сказке.
5. Формирование направленного длительного выдоха
-Мы с вами пришли на волшебную полянку. Посмотрите здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок.
(Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками).
-Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнею губу и подуйте так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки, затем предлагаю детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте).
-Молодцы, ребята! Все картинки узнали.
-Отправляемся дальше.
(дети идут по «дорожке»)
-Дорога нас привела в густой лес.
-Ну, где же лес, неужели жители этой планеты погубили все деревья? И маленькой волшебницы нигде не видно, надо ее позвать
6. Упражнение «Повтори правильно»
-Мы похлопаем и она нас услышит, я буду стучать (хлопать), а вы будите за мной по очереди повторять.
-А вот и маленькая волшебница.
Маленькая волшебница- Здравствуйте ребята, я рада, что решили помочь мне.
-Сначала надо произнести «заклинание».
Логопед-Давайте ребята поможем маленькой волшебнице.
7. Кляксография «Лес»
Маленькая волшебница -Теперь вырастим из маленького семечка высокие развесистые деревья. (включается аудиозапись «Звуки природы», дети приступают к работе. Каждый ребенок путем выдувания из кляксы – семечка «выращивает» свое дерево)
-Молодцы!
8. Потешка «Дроздок»
-Посмотрите, какой стал огромный лес.
Деревья прямо до небес.
Птицы разные поют,
Постоим немножко тут,
И споем потешку.
Скок, скок – поскок
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька.
Сама свершок.
Голова с горшок
Чики-чики чички летели две птички
Перышки упали, здравствуйте сказали.
9. Пальчиковая игра «Солнышко»
-Теперь и солнышко ярко засветило.
Солнышко, солнышко погуляй у речки,
Солнышко, солнышко разбросай колечки
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем,
Поваляем, покатаем,
И опять тебе вернем
10. Упражнение «Ветер»
- Лес ожил и зашумел (дети делают короткий вдох носом и длительный выдох ртом со звуков ш-ш-ш-ш, тихо- громко).
-Ручеек снова зажурчал (дети делают короткий вдох носом и длительный выдох ртом со звуков тихо-громко с-с-с-с-с-).
-Звери и насекомые вернулись в лес.
Маленькая волшебница-Спасибо вам за помощь ребята мне так не хочется с вами расставаться, мне будет грустно без вас.
-А что тебя развеселить мы с тобой поиграем на прощание.
11. Подвижная игра «Ну-ка все встаньте в круг».
(Дети берутся за руки образуя круг, по-очереди выходят и показывают движения, все остальные повторяют за ним, слова дети поют)
Ну-ка все встали в круг, дети идут по кругу
За руки все взяли вдруг.
Будем рядом стоять, останавливаются
Ручками махать. производят махи руками
Начинаем заниматься, хлопки по коленям
Будем весь урок стараться, по плечам
Не зевать повторять. повторяют движение
Все запоминать. за водящим.
-Развеселили мы маленькую волшебницу, наверно все устали, давайте отдохнем, понежимся на солнышке.
12. Упражнение на релаксацию.
(Дети ложатся на ковер в свободных позах, звучит спокойная музыка)
Мы лежим на травке,
На зеленой, на муравке.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
-Отдохнули теперь нам пора, давайте ребята попрощаемся с маленькой волшебницей. (дети прощаются с маленькой волшебницей)
13. Итог занятия
-Закрываем глаза, раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать.
-Вот мы и вернулись в детский сад.
-Посмотрите. Что, это? (ответы детей)
(На ковре лежит круг, дети разворачивают ленты - лепестки, отвечают на вопросы и получают подарки, получается цветок)
-Что понравилось больше всего на занятии?
-Что интересного было на занятии?
-Какое задание было самым трудным?
-Как ты считаешь, ты хорошо поработал на занятии?
- За что бы ты себя похвалил?
-Посмотрите, что у вас получилось? (ответы детей - цветок) А вы его лепестки, от которых всем тепло и радостно. Давайте своим теплом и радостью поделимся с гостями (дети дарят гостям цветы).
Конспект занятия
«
Звуковая культура речи: звук Ж»для детей группы общеразвивающей направленности,
в возрасте от 4 до 5 лет
Дата:
Образовательная область
: Речевое развитиеЗанятие:
Развитие речиПриоритетное направление
: Речевое развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.Цель:
воспитание звуковой культуры речи.Задачи:
Образовательные:
Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звука Ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком Ж.
Развивающие:
Развивать память, внимание, речевое дыхание.
Формировать фонематический слух.
Воспитательные:
-
Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.Предварительная работа:
б еседа о насекомых, рассматривание картинок, изготовление жуков на ниточке.Формы работы:
Индивидуальная, совместная деятельность воспитателя с детьми.Методы:
Словесные
: вопросы к детям, загадывание загадок, отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова (беседа по ходу рассказа)Наглядные
: жук «Жук Жукович», карточка с изображением жука и цветка.Практические
: игровые упражнения - «Волшебная дорожка », дыхательное упражнение: «Жук на ниточке». «Доскажи словечко».чистоговорки, «Внимательные ушки
»,Виды детской деятельности
: игровая, коммуникативная, двигательная. Индивидуальная работа: Чистоговорка со звуком Ж.Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
коробочка с жуком, аудиозапись «Жуки»,карточка с изображением жука и цветка.Раздаточныйматериал:
жук на ниточке, зеркала на каждого ребенка.Мотивация:
путешествие в школу для жуков.Ход занятия:
Вводная часть
Мотивационный момент:
Воспитатель
: У меня в руках коробочка, и оттуда всё время доносится какая-то песенка. Хотите послушать? (ответы детей )Звучит песенка жуков:
Мы жуки, жуки,
Мы живем у реки.
Жу-жу-жу-жу-жу-жу.
Мы летаем и жужжим,
Соблюдаем свой режим.
Жу-жу-жу-жу-жу-жу.
Кто поёт эту песенку? (ответы детей)
Воспитатель:
Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.Воспитатель:
Да, здесь действительно находятся жуки. Какую песенку они пели?(ответы детей)Воспитатель:
Правильно. Посмотрите, наш большой жук, а зовут его Жук Жукович взлетел и поёт: Ж-ж-ж-ж-ж. Поёт он звонко, с голосом. Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны? А для того чтобы научиться петь такую же песенку Жук Жукович приглашает вас в свою школу для жуков. Вы согласны полететь в школу для жуков? (ответы детей)Воспитатель:
Для начала превратимся все в жуков:Покружились, покружились
И в жучков превратились.
Итак, мы с вами оказались в школе жуков.Присаживайтесь на свои места. Возьмите зеркала. Начинаем учить песенку жука. Откройте широко рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте петь: жжжжжжжжжжж.
Спойте песенку жука негромко (
хоровые и индивидуальные ). А теперь мальчики споют громко песенку жука, а девочки споют тихо песенку жука.Дети пропевают песенку жука.
Воспитатель:
Молодцы! А Жук Жукович для вас приготовил немало заданий. Первое из них упражнение «Волшебная дорожка ». Помогите жуку долететь до цветка. Проведите пальчиком по дорожке от жука до цветка, произнося при этом отчётливо звук: жжж.(Дети выполняют упражнение «Волшебная дорожка»- один ребенок выходит к доске, выполняет данное упражнение индивидуально, а когда показывает воспитатель, произносят хором)
Воспитатель:
Хорошо. А теперь мы сыграем в игру «Внимательные ушки ». Я буду произносить слова и если вы услышите слово со звуком Ж хлопните в ладоши.(Шум, жук, чай, живот, кот, жаба, животное, звезда).
Воспитатель:
Молодцы, вы были очень внимательны! В этой необычной школе малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.Звучат слоговые песенки:
Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа
Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу
Же-же-же-же – ёжик съел его уже
Жи-жи-жи-жи – нам животик покажи
(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки: хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.Физкультминутка.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
На цветке я посидел,
отдохнул и полетел.
А теперь прилетайте на свои места.
Воспитатель:
Обратите внимание, что наш жук еще и на ниточке. Давайте подуем на жуков и они полетят:Дыхательное упражнение: «Жук на ниточке».
В группу к нам жук влетел
Зажужжал и запел: ж-ж-ж-ж
Жук на нос хочет сесть
Не дадим ему присесть.
Воспитатель:
А сейчас, я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?»Жук в рубашке полосатой
Прилетел играть к ребятам,
На цветок лиловый сел -
Песню звонкую запел,
Сока сладкого хлебнул,
В колокольчике заснул,
Да попал в букет к Маринке
И жужжит, жужжит в корзинке!
А Марина не поймет:
Почему букет поет? (Н. Головина)
Воспитатель:
Почему же пел букет? (ответы детей) Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте.Воспитатель читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:
Летел жук по своим делам, жужжал: «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (
Хоровой и индивидуальные ответы ))Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»
Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» – запел жук. (О чем он запел?)
Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.
И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)
Воспитатель:
Следующее задание Жука Жуковича « Доскажи словечко ». Я буду читать стихотворения, а вы будете угадывать последнее слово. Слова, которые вы будете угадывать должны начинаться со звука «ж». Отвечаем хором:Лежебока рыжий кот
Отлежал себе…(живот)
Вяжет мама длинный шарф
Потому что сын…(жираф).
И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по… (животикам).
Солнце светит очень ярко
Бегемотам стало… (жарко).
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Жук Жукович рад, что вы со всеми заданиями справились.Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте три раза покружимся вокруг себя, и превратимся обратно, в девочек и мальчиков.
III
.Заключительная частьВоспитатель:
А кто сегодня приходил к нам в гости?
А для чего он приходил?
Ребята, где мы сегодня с вами были?
У вас все получилось или были трудности?
Ребята, а Жук Жукович хочет посмотреть, как вы занимаетесь физкультурой, а потом рассказать своим друзьям жукам, как нужно заниматься, чтобы быть здоровыми.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.Виды детской деятельности: Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы.
Цель:
Закреплять правильное произношение детьми шипящих звуков «ж» в словах.
Учить различать этот звук на слух, внятно выговаривать слова и фразы с ним при произношении с различной громкостью (фонематический слух).
Совершенствовать отчётливое произношение слов с данным звуком.
Дидактический материал: фланелеграф, предметные картинки (жук, жираф, кружок), игрушки: медвежонок, ёж, жеребёнок, собака, кубик.
Ход занятия:
1. – Дети, я шла сегодня в детский сад и встретила почтальона, он передал мне вот этот конверт. Вы хотите узнать, что в этом конверте?
Ой, ребята, здесь нарисованы лица детей. Наши гости, наверное, хотели бы знать, что изображено на лицах, мы им сейчас расскажем об этом.
1) Это лицо мальчика. А что у него на лице, Катя?
У него на лице глаза, нос, губы.
2) - Молодец. А вот лицо другого мальчика. Что изображено у него на лице, Аня?
Рот открыт, за губами зубы.
3) - Умница, правильно. А что изображено на лице этого мальчика, Даня?
Это язычок, а рот это домик для язычка.
Верно, молодец.
2. – Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поёт незнакомую песенку: ж-ж-ж. «Я не умею так петь, - огорчился Язычок – я знаю песенку листьев, гуся, змеи». Я что это за песенка, напомни мне, Алёша?
- «Но эта песенка не такая звонкая: ш-ш-ш». Дети, помогите своим язычком, спойте звонкую песенку: ж-ж-ж. Давайте послушаем, получится ли звонкая песенка у Тани.
Да, получилась, молодец, Таня. А у Кирилла?
Умница. А у Алёши?
Хорошо, и у тебя получилась. «Ж-ж-ж» – это песня жука, она поётся также как песня «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом. Песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Песня поётся уже в горлышке, Миша?
А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню гуся. Поёт горлышко, Карина?
Давайте поучим песню жука. Откройте рот, Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Хорошо, закройте рот. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь «Ж-ж-ж». Сначала произнесём все вместе: «Ж-ж-ж». Молодцы. А теперь Алёша.
Молодец. Теперь Миша.
Теперь споём все вместе песню маленького жука и большого жука. Как будем петь песню маленького жука, Аня?
Молодец. А песню большого жука, Костя?
Конечно. Молодцы.
Гриша, спой песню маленького жука.
Хорошо, а Соня спой песню большого жука.
Замечательно. Очень хорошо пели.
3. А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».
Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.
Итак, начали:
1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).
2) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).
3) И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по… (животикам).
4) Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало… (жарко).
5) А рядом бегемотики
Схватились за …(животики).
Молодцы, хорошо справились с заданием.
4. Сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Жуки».
«Из леса к нам прилетели жуки и жужжжат (дети вместе с воспитателем вытянули руки в стороны и долго тянут: ж-ж-;)/ Устали жуки и сели отдохнуть на листочек (дети опускаются на корточки). Посидели жуки, отдохнули и опять полетели в лес. Зажужжали сначала громко, затем всё тише и тише и совсем улетели(2р.)
Улетели жуки, но оставили свою «песенку» в словах:
5. (Фланелеграф с картинками, в которых есть звук «ж»).
Жжжук, кружжжок, жжжираф. Послушайте ещё раз, как поёт жук в этих словах, и попробуйте сказать так же как я: жжжук, кружжжок, жжжираф. Произнесём все вместе. Теперь произнесёт Соня.
Жжжук, кружжжок, жжжираф.
Молодец. А сейчас Миша.
Жжжук, кружжжок, жжжираф.
Я много знаю слов в которых есть песенка жука: ножик, кружжжиться, жжжарко. А вы, знаете слова с такой песенкой? (Дети произносят слова с выделением звука «ж», если ребёнок ошибся, то воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать есть ли в нём песенка жука).
6. Дети, к нам в гости пришёл мальчик. Давайте дадим ему имя, где живёт звук «Ж», Катя.
Хорошо. Посмотрите на игрушки и подарите Жене те игрушки, в которых есть звук «Ж».
Жук, жираф, жеребёнок, медвежонок, ёжик.
Правильно, молодцы. А почему остались собака, кубик Кирилл?
В них нет звука «Ж».
7. - Умница. Дети, а вы знаете чистоговорки? Давайте почитаем их мальчику Жене.
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу, как-то уж пришёл к ежу.
Жи-жи-жи, мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, я с ужатами дружу.
Жа-жа-жа, уж уходит от ежа.
Молодцы, правильно прочитали чистоговорки, голосом старались выделить нужный звук «Ж».
8. А кто из вас знает стихи, в которых есть звук «Ж»?
1) Бывают в мире чудеса
Ужжа ужжалила оса,
Ужжалила его в живот,
Ужжу ужасно больно,
«Я ничего не нахожу;
Но всё жже думается мне
Лежжать вам лучше на спине,
Пока живот не заживёт,
3) Жжжук упал и встать не может,
Жжждёт он кто ему поможет.
4) Дедушка Ежжок,
Не ходи на бережок,
Там растаял снежжжок,
Заливает лужок.
9 – Молодцы, дети, вот, сколько стихотворений со звуком «Ж» вы знаете.
А теперь усаживайтесь за столы. Вы должны рассмотреть все предметы на листочке, определить в каких словах есть песенка жука. Обвести их. Будьте внимательны. Справились, хорошо.
На этом наше занятие закончилось.
Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?
Познакомились с новым звуком «Ж»;
Учились определять этот звук в словах и составляли свои слова со звуком «Ж»;
Учили чистоговорки;
Читали стихи со звуком «Ж»;
Обводили картинки где есть звук «Ж».
Конспект занятия по звуковой культуре речи в
старшей группе «Волшебный мир звуков»
Цель: Упражнять детей в различении на слух знакомого звука в
Дифференциации звуков З-Ж
слух; Упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков; продолжать
учить вычленять из текста слова содержащие тот или иной звук; упражнять в
отчетливом произнесении слов и фраз
Ход занятия:
Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где
бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня
отправимся в волшебный мир звуков, с помощью фантазия. - А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.). В волшебном мире звуков, так же как и в сказках много разных царств – государств, ведь звуков тоже много.
Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
2. Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
3. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:
У меня смешные рожки,
Шея длинная и ножки.
Я по Африке хожу,
Свысока на всех гляжу. (Жираф)
Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово
Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком С, живет еще
один звук, а какой, угадайте.
2. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц) .
Молодцы, угадали. А вы знаете, с какого звука начинается слово Заяц?.
Правильно..
Вы уже догадались в царство каких звуков мы отправимся?
Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
Царство звуков «З и Ж». Вот замок.
А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.
Ой, а где же хозяева? Что - то я не вижу ни кого.
Что же могло случиться?
Стук в дверь. Появляется маленький персонаж.
Воспитатель сообщает детям, что в персонаж принес письмо. Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте ребята. злая колдунья заколдовала замок и все звуки З и Ж пропали. Теперь эти звуки не звучат в царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда появятся снова в царстве пропавшие звуки и мы с вами увидим в каком замке живут эти звуки.
Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий.
Как вы думаете, справитесь?
1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это
песенка? (комара). Повторите.
А теперь послушайте, чья это песенка –Ж-Ж-Ж? (Жука). Повторите.
А теперь я закрою рот листом бумаги и буду называть звуки, а вы слушайте.
Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если
услышите песенку воды, открывайте кран.
Воспитатель произносит звуки: Ж-З-Ж-Ж-З-З. Дети выполняют задание.
Молодцы, вы расколдовали одну часть замка.
2. Теперь второе задание. Послушайте стихотворение. Нужно в
читает стихотворение
Не хочу ходить в упряжке,
Человеку не служу.
И с рождения в тельняшке
Я по Африке хожу.(4)
Ребята, а теперь послушайте стихотворение Зайчика. Надо посчитать слова
со звуком "З" (3)
Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.(6)
3. Молодцы, вы расколдовали еще одну часть замка звуков. Ребята, вот жираф и заяц очень любят чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. А вам предлагаю поиграть. Я буду проговаривать чистоговорки, а вы будете повторять под музыку.(металофон)
ЗА - ЗА - ЗА - приближается гроза
ЖА - ЖА - ЖА - ползут два ужа.
Вот молодцы вы все задания выполнили правильно и расколдовали еще одну часть замка.
Давайте немного разомнемся. Физминутка под музыку.
4. А теперь послушайте следующее задание: А давайте сейчас поиграем в игры, и так –игра «Жуки и комары»
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением комара и жука.
Воспитатель: Ребята рассмотрите свои картинки, у кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жуки – 2 команда.
Как жужжат жуки? (жжжж)
А комарики? (ззззз)
1-ая команда придумывает слова, начинающиеся со звука (З, а вторая – со звука (Ж) (дети называют по одному слову на заданный звук) Надо придумать слова, в
которых есть звук З или Ж.
Молодцы, ребята. Посмотрите, вы расколдовали еще одну часть замка и
наши герои уже повеселели. Но у нас еще не все колдовство исчезло. Вы
готовы продолжить?
5. Слушайте следующее задание: Следующая игра - «Найди слово»
Ребята, на столе лежат предметные картинки. Команда комарики выбирают картинки, где есть в слове звук З, а команда жуки выбирают картинки, где есть в слове звук Ж.
Воспитатель: Ну-ка, комарики, летите и все картинки, в названии которых есть звук З, соберите.
А вы, жуки, со звуком Ж. Приготовились, полетели!
А теперь проверим, какие картинки вы выбрали? (проверяют и исправляют)
Воспитатель: Ребята, ну как, понравились вам игры?
Молодцы, вот вы и расколдовали замок.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами играли и выполняли задания на определение звуков З-Ж. А как вы думаете, почему мы вспоминали эти звуки?
Посмотрите на доску, в каком красивом замке живут наши звуки. это
потому, что вы очень хорошо работали и называли все звуки правильно,
колдовство исчезло, и все двери открылись. Но нам пора возвращаться.
Закройте глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Вот мы и вернулись свой детский сад.
Рефлексия.
Ребята скажите куда мы отправились сегодня в путешествие?
Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:
Какие игры вам понравились больше всего?
Что нового узнали?
Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
Цель : обучение правильному произношению звука Ч .
Задачи :
Познакомить со звуком Ч , уточнить произношение звука Ч в изолированном виде, в словах;
Развивать фонематический слух , память, внимание, логическое мышление, речевое дыхание;
Закрепить навык произношения звука Ч в слогах, словах;
Воспитывать желание научиться правильно произносить звук Ч.
Методы и приёмы : словесные (художественное слово, объяснение, указание) ; игровые (артикуляционная гимнастика, игра на запоминание).
Наглядный материал : картинки с изображением предметов со звуком Ч , карточки для раздачи с рисунками, имеющими звук Ч, интерактивное оборудование.
Ход занятия :
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а с каким, вы догадайтесь сами, послушав внимательно стихотворение:
Ручеек
Ручеёк, ручеёк,
Дай водички на чаёк.
Мы чаёк горячий
Будем пить на даче.
Пить с печеньем,
С калачом,
И пирог испечём!
И, сверкая
Под лучами,
Засмеялся родничок,
Быстро прыгнул
С камня в чайник, -
Дал водички на чаёк!
Какой звук часто повторялся в стихотворении? Верно, звук ч, а это его «портрет» (показываю символ звука ч). Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук ч.
Для того чтобы мы правильно произносили звуки, сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика на слайдах
Чики - чики - чики - чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй - не ошибись.
Ребята, чтобы правильно и четко произнести звук ч, округлим губы и слегка выдвинем их вперед, верхние и нижние зубы держим на близком расстоянии друг от
друга, широкий кончик языка ударяется в передний край нёба, посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесённой ко рту.
Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.
ча-чо-чу-чи
чи-чу-ча-чо
чо-чи-чу-ча
Ча-ча-ча – мы увидели грача.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
Чо-чо-чо – греет солнце горячо.
Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.
Ребята, у каждого из вас есть картинка, назовите предмет, который нарисован у вас на картинке. Есть ли в этих словах звук Ч?
Физкультминутка
Что-то засиделись мы ребята, пойдемте, порезвимся.
Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг - миг,
Мы плечами чик - чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора!
Автоматизация звука Ч в словах
Следующая наша игра называется «Лабиринт». Посмотри на картинку, ты должна называть слова в определенной последовательности, согласно стрелочкам. Не забывай правильно произносить звук Ч.
Какое слово будет первым? (Это слово «врач».)
Развитие зрительного внимания
Игра «Чего не стало?» (на слайдах)
Я сейчас посмотрю, насколько ты внимательна. Посмотри на картинки еще раз, теперь уже на компьютере. Запомнила их расположение?
Закрывай глаза, только честно! Открывай. Посмотри, чего не стало?
Итог занятия
Какие же вы сегодня молодцы! Спасибо, дети, вы меня очень порадовали, мне было приятно с вами работать! С каким звуком мы сегодня познакомились? Какие слова со звуком Ч вы запомнили?